Укороченный электоральный цикл и внеочередные выборы давно стали специфическим знаком для аналитиков изучающих особенности выборных процессов в Республике Казахстан. Всенародные выборы президента Независимого Казахстана проходили шесть раз – в 1991-м, 1999-м, 2005-м, 2011-м, 2015-м и 2019-м годах, большинство из них были досрочными
В таблице ниже приведены данные о выборах Президента Республики Казахстан в период независимости.
Выборы Президента Республики Казахстан
Дата |
Событие |
Участники |
Итоги |
1 декабря 1991 года |
Первые всенародные выборы |
Единственный кандидат на пост главы государства Нурсултан Назарбаев |
98,78% голосов «за» при явке избирателей 88,2%. |
29 апреля 1995 года |
Референдум |
Продление полномочий Нурсултана Назарбаева |
За 95,46% населения |
10 января 1999 года |
Вторые всенародные выборы Казахстана |
Нурсултан Назарбаев, Серикболсын Абдильдин, Гани Касымов и Энгельс Габбасов |
Нурсултан Назарбаев получил 81% голосов, Гани Касымов 4,7% |
4 декабря 2005 года |
Третьи всенародные очередные выборы президента |
Нурсултан Назарбаев, Жармахан Туякбай, Алихан Байменов, Ерасыл Абылкасымов и Мэлс Елеусизов. |
Нурсултан Назарбаев набрал 91,15% голосов избирателей. Явка составила 77,1%. |
3 апреля 2011 года |
Четвертые всенародные очередные выборы президента |
Нурсултан Назарбаев, Гани Касымов |
Набрал 95,55% голосов. Явка составила 89,99% избирателей. |
26 апреля 2015 года |
Пятые выборы президента |
Нурсултан Назарбаев, Тургун Сыздыков, Абельгази Кусаинов |
Нурсултан Назарбаев заручился поддержкой 97,75% избирателей |
9 июня 2019 года |
Шесты выборы Президента |
Ахметбеков Ж. А., Еспаева Д. М., Косанов А. С., Рахимбеков Т. С., Таспихов А. С., К.-Ж. Токаев, С. К.Тугел |
Касым-Жомарт Токаев получил 6539715 голосов избирателей, 70,96% от принявших участие в голосовании
|
О том, что новым выборам быть стало понятно практически сразу после референдума. Курс на системную модернизацию, начатый Главой Государства после трагических январских событий, требует подтверждения мандата доверия, который может быть легитимирован именно через выборную процедуру. Предложение прозвучало на совместном заседании палат Парламента, во время оглашения Послания народу Казахстана.
При этом достаточно показательно выглядят замеры общественного мнения, результаты которых показывают уровень ожиданий и степень доверия. В отношении Главы Государства показательными выглядят результаты анализа, опубликованные в начале октября Фондом Qalam, который на регулярной основе проводит замеры отражающие доверия граждан к госорганам. Заметим, что указанное социологическое исследование прошло сразу же после оглашения Послания, в сентябре. Поэтому, полученные данные в полной степени релевантны и отражают текущую картину общественного мнения.
Социологический опрос показал последовательное укрепление рейтинга доверия к Президенту. Эксперты фонда Qalam установили, что Президент возглавляет рейтинг доверия. По сравнению с июнем 2022 года показатель доверия вырос с 48% до 59%. При этом число абсолютно доверяющих выросло практически в 2 раза, и составило 32%. Видно, что граждане стали полагаться на президента, больше, чем ранее.[1]
Поэтому грядущие выборы, для действующего Президента еще одна возможность подтвердить свой вотум доверия и успешно продолжить работу по перезагрузке политической системы Нового Казахстана.
Избирательная компания, в ее текущих контурах показывает, что Акорда запустив новую избирательную программу довольно серьезно изменила подходы в вопросах формирования подходов к электоральному процессу.
Суть изменений следует свести к трем основным:
- Глава Государства сам вышел с подобной инициативой. Опыт прошлых выборов показывает, что идея о начале новой избирательной компании исходила от Парламента, АНК, различных социальных групп. Своей инициативой К.К. Токаев высказал собственную осознанную позицию, взяв на себе ответственность;
- заслуживает внимания факт того, что инициатива проведения досрочных выборов была озвучена в рамках Послания Президента страны народу Казахстана. Именно Послание представляет собой концентрированное видение горизонта будущего в краткосрочной перспективе. В прошлых компаниях выборы объявляли постфактум;
- сама обстановка показывает, что Президенту важно как общественное мнение, так и текущий внешнеполитический контекст. Сам К. К. Токаев задал тон началу процесса обсуждения инициативы с участием экспертов, парламентариев, представителей разных партий, неправительственных организаций, СМИ и т.д.
Старт электорального цикла происходит в условиях интенсивной и содержательной внешнеполитической повестки Казахстана. В короткий период Астана стала местом проведения целого ряда крупных международных мероприятий, таких как VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, государственный визит председателя КНР Си Цзиньпин. 15-16 сентября в г. Самарканд в Узбекистане прошел саммите ШОС. 13-14 октября с большим успехом прошли VI саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, заседание Совета глав государств СНГ и саммит «Россия – Центральная Азия». К.К. Токаев как опытнейший дипломат сумел извлечь из этого марафона высокого уровня максимальную пользу для Казахстана, сумев при этом чутко следить и за внутриполитической повесткой.
Помимо действующего Главы Государства ЦИК допустил к выборам следующих кандидатов:
- От партии «Ауыл» – Жигули Дайрабаева;
- От Общенациональной социально-демократической партии – Нурлана Ауесбаева;
- От РОП «Содружество профсоюзов Казахстана «Аманат» – Мейрама Кажыкена;
- От РОО «Национальный альянс профессиональных социальных работников»– Каракат Абден;
- От РОО «Қазақ аналары – дәстүрге жол» – Салтанат Турсынбекову.
В рамках стартовавшей избирательной компании действующий Президент выглядит уверенным лидером, остальные кандидаты, даже в условиях стартовавшей агитации смотрятся достаточно вяло, и в основной своей массе не знакомы как публичные политики для граждан Казахстана. Впереди этап агитации, и кандидатам нужно по максимуму использовать оставшиеся дни до выборов, чтобы максимально донести до избирателя свои месседжи.
26 октября свою предвыборную программу озвучил Глава Государства. Она оказалась построена на трех основных принципах: справедливое государство, справедливая экономика. справедливое общество.
На этом фоне партия «Amanat», утратив статус президентской партии продолжает позиционировать себя и действовать в качестве ведущей политической силы. В новой политической платформе она заявляет, например, не просто о поддержке главы государства Касым-Жомарта Токаева и его официального политического курса. Партийцы выражают готовность разделить с государством ответственность, в частности, за реализацию мер, заявленных в обоих президентских посланиях этого года. И это обоснованный подход, учитывая занятие «аманатовцами» большинства мест в Мажилисе Парламента и их влияние на качество принимаемых законов.
Партии «Ауыл» и ОСДП преимущественно настроены на привлечение внимания к себе потенциальных избирателей с расчетом на предстоящие в следующем году досрочные парламентские и местные выборы. Участие Мейрама Кажыкена в президентской избирательной кампании является важным для возможного пополнения рядов создаваемой им партии.
Сложно оценить лидерский потенциал кандидатов-женщин. Обе имеют статус активных общественниц, но на ниве публичной политики они себя не проявили никак, и набор лозунгов, которые они пока озвучили достаточно предсказуем и слабо конкретизирован.
В контексте предстоящих парламентских выборов, шаг «Ак жол» и НПК, которые присоединились к Народной коалиции в поддержку Касым-Жомарта Токаева интересен с точки зрения партийной тактики. Но, в целом каждой из партий важно сохранить свою политическую самобытность, оппозиционный статус, даже технически позволяет играть на политическом поле чуть более широко. Поддерживая действующего Президента на выборах, «акжоловцы» и «народники» будут стремиться извлечь максимальные выгоды для себя с расчетом на участие в будущих выборах в Мажилис и маслихаты. В качестве рекомендаций на будущее для этих партий стоит высказать рекомендации на пересмотр программных документов и методов работы с населением. Это, кстати, применимо НДПП «Ауыл» и ОСДП, которые выдвинули своих кандидатов. Хочется надеяться на то, что каждая из действующих партий учитывает изменения в настроениях электората с января этого года.
При этом стагнация в партийном поле Казахстана налицо, несмотря на громкие заявления в публичное пространство не вышел ни один из явных публичных проектов, которые были заявлены инициативными группами как прообразы новых политических партий.
Не стоит ждать от президентской гонки каких-то ярких событий, есть основания полагать, что чисто технически, все кандидаты проедут по областям, проведут встречи, выйдут на этап голосования.
Для оппозиционных кандидатов, этот процесс может и должен быть рассмотрен как репетиция к процессу парламентских выборов. Специфика политической культуры Казахстана связана с тем, что любая борьба между партиями практически замирает в межвыборный период. При этом, динамика в партийном поле нужна, так как позволяет избирателю заранее сформировать мнение, и определится с предпочтениями, не получая перед выборами набор зачастую плохо знакомых персон, которые имеют репутацию, заслуги, но знают об этом незначительное число лиц узкого круга. Не зря ведь некоторые исследователи считают выборы элементом «карнавальной культуры», поэтом политическому полю Казахстана не помешает немного шоу, в межэлекторальный период. Только так сможет сформироваться длинная «скамейка запасных», которых власть сможет привлечь к процессу управления, в случае необходимости.
В рамках текущей конфигурации в Казахстане формально у нас два потенциально сильных игрока. Первый - конгломерат партий-сторонников президента, которые должны помочь кандидату № 1. Второй - пока что триумвират непарламентских «оппозиционных» кандидатов, которые должны обыграть функционал «конструктивных оппонентов» властей.
В общем, пока «Новый Казахстан» со старыми партиями выглядит не до конца сформулированной конструкцией. Насущной необходимостью представляется активизация партийного поля в преддверии выборов в мажилис.
Проблема, однако, в том, что строить «новую линейку партий» придется из того же «кадрового материала», и это определенный риск. Нынешнее партийно-политическое поле оказалось практически полностью выхолощено опытом предыдущего развития.
Таким образом, можно подвести итог. Президентские выборы безусловно нужный и важный шаг. При это объективно, данные выборы не покажут каких-либо системных изменений политической культуры. Их стоит воспринимать как шаг отчасти технический, проведение которых подтвердит мандат Главы Государства в процессе модернизации политической системы Казахстана. Кроме того, новый президентский срок в 7 лет позволит поработать над тем, чтобы к новому электоральному циклу выйти на те горизонты, которые соответствуют эффективным управленческим системам в регионе.
[1] https://exclusive.kz/rejting-doveriya-k-prezidentu-i-gosorganam-vyros-v-tretem-kvartale/