В России, Казахстане и Кыргызстане появились начинающие медиаторы – итоги «Медиатории»

Опубликовано: 06.05.2021

В России, Казахстане и Кыргызстане появились начинающие медиаторы – итоги «Медиатории»

Владение основами медиации и примирительных технологий сегодня становится важным прикладным навыком во множестве профессий. Юрист использует медиацию в разрешении правовых споров, экономист может предотвратить торговые противоречия или бизнес-конфликты, а международники и регионоведы применяют медиационные технологии в дипломатии. Кроме того, популяризация мирных алгоритмов урегулирования конфликтов позитивно влияет и на снижение общей конфликтогенности социальных групп и общества в целом. 

Не секрет, что на острие социальных конфликтов традиционно находится молодёжь. Нередко это обусловлено отсутствием у молодых людей знаний и навыков ненасильственного разрешения конфликтов, политическим и правовым нигилизмом, максимализмом и другими факторами. Однако студенческая молодёжь – это к тому же наиболее активная социальная группа, которая, с одной стороны, не имеет устойчивой модели поведения в конфликтной ситуации, с другой – обладает интеллектуальной гибкостью и способна самостоятельно транслировать медитативные технологии в собственной среде.

В этом году в странах евразийского пространства начинающих медиаторов стало больше. В течение нескольких месяцев студенты из России, Казахстана и Кыргызстана проходили обучение основам примирительных технологий и медиативного разрешения социальных и иных конфликтов в рамках проекта Центра «Берлек-Единство» - Международного молодёжного коворкинга «Медиатория». 

В ходе трёх онлайн-форумов молодые люди из Бишкека, Алма-Аты, Нур-Султана и Уфы познакомились с главными понятиями и механизмами медиации, обучились навыкам их применения в профессиональной деятельности и повседневной жизни, а также познакомились со сверстниками и экспертами из других городов и стран. Экспертный пул проекта был представлен специалистами в области конфликтологи, международных отношений, а также политологами, экономистами, историками, юристами, журналистами из множества городов России, Казахстана и Кыргызстана.

 

«Целевое назначение проекта – это выстраивание эффективной молодёжной коммуникации, в которой каждый участник одинаково понимает потенциальный конфликт, осознаёт свои интересы и может поставить себя «на место другого». Совместная работа студентов и экспертов позволит рассмотреть конфликтные кейсы под новым углом и, как следствие, сформировать навыки медиативного решения проблем в поликультурной среде» - директор Центра «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев.

 

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация вынудила перевести молодёжные форумы в дистанционный формат. Однако работа уже первого онлайн-форума в декабре 2020 года показала, что студенты и в режиме видеоконференции вполне успешно воспринимают лекции, мастер-классы и тренинги экспертов. 

В ходе занятий команда Центра «Берлек-Единство» включила в образовательную программу больше тренинговых занятий и чуть меньше лекционных. Как показывает практика проведения онлайн-форумов, интерактивы и деловые игры воспринимаются гораздо легче, а проходят интереснее. Отчасти по этой причине организаторы ввели в программу понятие интенсив-лекций, которые предполагают и обучение теоретическим основам медиации, и позволяют студентам самим включаться в обсуждение и дискуссию.

Первыми выпускниками проекта стали участники Молодёжного онлайн коворкинг-форума «Бишкекская лаборатория медиации» из Кыргызской Республики. Стартовый форум стал самым масштабным по числу задействованных вузов. В течение месяца дистанционные занятия прошли студенты из Дипломатической академии МИД КР им. Казы Дикамбаева, Кыргызско-Российского славянского университета, Кыргызского государственного юридического университета, Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева и Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. 

Кыргызстанские студенты приобрели первичные знания о том, как разрешаются конфликты в семье, как можно урегулировать споры в бизнес-процессах, какие алгоритмы медиации можно применить при разрешении острых социальных противоречий. Все интенсив-лекции дополнительно подкреплялись реальными конфликтными кейсами, которые студенты разбирали и решали самостоятельно.

 

«Молодым людям важно научиться выстраивать эффективный диалог между обществом и государством. Высокий конфликтный потенциал молодёжи, равно как и не всегда адекватные ответы государства, этому не способствуют. В связи с этим логичнее начать с малого. К примеру, всё ещё актуально повышение популярности простого института выборов среди молодых людей. Многие представители молодёжи демонстрируют правовой и политический нигилизм, хотя от выборных процессов зависит их будущее» - выпускник «Бишкекской лаборатории медиации» Чолпон Добулбекова. 

 

Большая часть занятий была посвящена анализу информационного освещения социальных конфликтов. Молодые люди получили возможность увидеть, как меняется восприятие информации в зависимости от её эмоциональной подачи, авторитета журналиста или публичного человека и целой системы других факторов. Закрепляющие новые знания тренинги продемонстрировали, что от распространения и влияния дезинформации не застрахован никто. 

Приглашенные спикеры в своих выступлениях также затронули проблемы социальных конфликтов и протестных столкновений, наблюдавшихся в евразийских странах в этом году. Со своей стороны слушатели форума представили и собственную оценку факторов роста конфликтогенности и протестности, среди которых, по их мнению, выделяются экономические проблемы населения и внутренние политические противоречия. 

В рамках интерактивного блока занятий со студентами особое внимание уделялось и развитию навыков публичных выступлений, умению аргументировать позиции медиаторов. Своеобразным экзаменационным этапом форума стали дебаты, также прошедшие виртуально. Однако даже формат видеоконференции в условиях пандемии не повлиял на качество полемики студенческих команд. 

 

«Гражданское и политическое самосознание евразийской молодёжи находится на довольно высоком уровне. И эту активность молодежи можно направить на реализацию как внутригосударственных, так и международных проектов. Поэтому, если говорить о конкретных направлениях экспертной работы, то это, прежде всего, популяризация и обучение молодых людей важным прикладным навыкам, в том числе медиации» - заведующая кафедрой международных отношений и права Дипломатической академии МИД КР им. Казы Дикамбаева Айнур Джоробекова. 

 

Второй Молодёжный онлайн коворкинг-форум уже для казахстанских студентов – «Алматинская лаборатория медиации», состоялся в феврале  2021 г. К обучению одновременно подключились студенты из двух городов – Нур-Султана (Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева) и Алматы (Казахстанско-Немецкий университет). Занятия для молодёжи Казахстана были также разделены на несколько тематических блоков, каждый из которых был представлен как интенсив-лекциями, так и игровыми тренингами. 

Вводный курс был посвящен основным этапам медиации и вопросам её применения в разрешении общественных противоречий. Эксперты рассказали студентам о том, как идентифицировать социальный конфликт, как «разбить» его урегулирование на несколько этапов и через промежуточные задачи достигнуть главной цели медиации социального конфликта – его благоприятного разрешения.

Особенно тщательно спикеры рассмотрели цифровые технологии разрешения социальных противоречий. В современном мире цифровизация уже приобрела стратегическое значение во всех отраслях и сферах жизни. И социальные конфликты, как явление, тоже зарождаются и катализируются в интернет-пространстве. А значит и купировать их можно аналогичными цифровыми технологиями в виртуальной среде.

Отдельный раздел дистанционных занятий был отведен экспертным технологиям урегулирования социальных противоречий. Приглашенные спикеры и представители команды «Берлек-Единство» рассказали студентам об основных медиативных подходах. 

Во-первых, медиация является правовым инструментом урегулирования противоречий. Причем помимо того, что медиация развивается в юриспруденции уже как направление, сами медиационные технологии в любой сфере являются наиболее безопасным правовым способом деэскалации конфликта. Во-вторых, медиация, как социальный институт, направлена на переосмысление причин и стрессоров конфликта. Нередко уже на этом этапе между конфликтующими сторонами или группами можно найти компромисс и решение проблемы. В-третьих, медиация, как функциональный элемент, является комбинацией различных стратегий и приемов, направленных на разрешение споров и противоречий. Наконец, в-четвертых, медиация, как коммуникация – это ещё и способ выстраивания конструктивных переговоров сторон.

 

«То, что молодые люди являются максимально новаторской и активной социальной группой, есть своего рода аксиома. Молодёжь зачастую находится на острие практически всех общественно-политических процессов, не боится выражать свою позицию. В этом раскрываются преимущества молодых людей, но проявляются и риски. В связи с этим молодёжно-экспертной команде «Медиатории» важно вовлечь как можно больше молодых людей в идеи медиации» - заведующая кафедрой регионоведения Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Айгерим Оспанова.

 

Итоговый Молодёжный онлайн коворкинг-форум «Уфимская лаборатория медиации» состоялся в апреле 2021 года. Одной из его отличительных характеристик стало то, что приглашенными спикерами форума стали выпускники предыдущих этапов проекта из Кыргызстана и Казахстана. 

Несколько дней подряд работа «Уфимской лаборатория медиации» полностью была представлена тренингами и лекциями молодых людей из Нур-Султана и Бишкека. Иностранные студенты рассказали уфимской молодёжи о том, как медиационные технологии могут применяться в разрешении социальных конфликтов на территории постсоветских стран, почему гражданская активность населения может благоприятно влиять на развитие государственных систем, а также представили зарубежный опыт правового регулирования митингов.

Впрочем, форум для уфимских студентов также был насыщен не только выступлениями казахстанских и кыргызстанских «коллег» и интенсив-лекциями экспертов, но и деловыми играми, моделирующими потенциально конфликтную ситуацию. Для начала молодые люди разобрали разнообразные реальные кейсы общественных конфликтов. Студенты предприняли первые попытки самостоятельного анализа причин возникновения социальных противоречий, и предложили свои модели и инструменты разрешения конфликтов и их первопричин.

 

«Помимо громких политических акций, нередко можно увидеть массовые протестные кейсы, вырастающие из каких-либо бытовых конфликтов. Иногда причиной становятся традиции, с которыми не согласно большинство граждан. И это, на мой взгляд, именно те случаи, когда инструменты медиации могут пресечь конфликт на этапе его зарождения» - выпускник «Бишкекской лаборатории медиации» Азат Медетов.

 

По словам спикеров проекта, сам конфликт, несмотря на негативное отношение обывателя к нему, представляет собой скорее нейтральное явление. Его положительные или отрицательные последствия связаны не столько с самим конфликтом, сколько со способом его разрешения. 

Программа обучения основам медиации для студенческой молодёжи была построена на идее, что конфликт содержит в себе потенциал улучшения и изменения ситуации, возможность нахождения компромисса между спорящими сторонами. При рациональном течении спора даже международного уровня, он становится движущей силой прогресса отношений сторон. Примерами здесь могут являться международные переговорные процессы, призванные смягчить политические противоречия, положительно разрешить кейсы торговых войн или найти баланс в других спорных вопросах.

Для закрепления новых знаний и навыков участники форума поучаствовали в нескольких игровых сценарных моделях вымышленных конфликтов, в которых каждый студент смог поучаствовать в качестве начинающего медиатора. 

 

«Медиация повсеместно используется в дипломатии. Даже при разрешении крупных или острых межгосударственных споров медиативные технологии способны как минимум сгладить конфликт, или как максимум – разрешить его. В качестве примера можно привести Астанинский переговорный процесс, в ходе которого враждующие стороны впервые смогли сесть за стол переговоров. Это показатель того, как медиация эффективно используется в качестве дипломатического инструмента» - директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев.

 

Социально значимый проект Международный молодёжный коворкинг «Медиатория» завершился в конце апреля. Итоговое уфимское мероприятие стало объединяющим форумом для молодёжи России, Казахстана и Кыргызстана. Так, уже прошедшие обучение студенты примерили на себя роль спикеров и экспертов, а их уфимские сверстники смогли узнать много нового не только о медиации социальных конфликтов, но и о культуре и традициях Казахстана и Кыргызстана. Совместная работа студентов из разных стран позволила рассмотреть конфликтные кейсы под новым углом и, как следствие, поспособствовала формированию навыков медиативного решения противоречий в поликультурной среде.

Программа проекта была построена на идее, что социальный конфликт содержит в себе потенциал улучшения и изменения ситуации, возможность нахождения компромисса между спорящими сторонами. Так прошедшие обучение студенты отмечают, что конфликт как столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, целей и позиций является одним из повседневных явлений, свойственных человеческому обществу. Форумные занятия позволили рассказать студентам из России, Казахстана и Кыргызстан о том, что при использовании конструктивного медиативного диалога, противоречия становятся движущей силой прогресса. 

 

«И государству, и общественности важно четко определять границы между здоровым волеизъявлением и провокационными действиями. Современной молодёжи также стоит знать и о других инструментах выражения своей позиции. Мы живем в эпоху повсеместной цифровизации, и нередко многие проблемы можно решить, не отходя от экрана компьютера» - выпускник «Алматинской лаборатории медиации» Алгажан Мержакыпов.

 

Форумная образовательная кампания для молодёжи России, Казахстана и Кыргызстана поспособствовала достижению целого комплекса качественных показателей. Прежде всего, студенты-участники трёх форумов приобрели гибкую систему знаний и навыков социальной медиации, которые позволяют купировать социальной конфликт на начальной стадии или упреждать его эскалацию. Это содействует снижению рисков перерастания социальных конфликтов в радикальные акции.

Кроме того, образовательные мероприятия «Медиатории» ориентированы на молодёжную целевую группу, которая относится к числу потенциально конфликтогенных. В связи с этим, одним из качественных результатов проекта является переход представителей молодёжи из разряда вероятной стороны конфликта в статус транслятора примирительных технологий. 

Механизм реализации форумов позволил наладить эффективное взаимодействие студентов и профильных экспертов из трёх государств. Это отвечает принципам развития общественной дипломатии, формирует молодёжные и профессиональные коммуникации международного уровня. 

Наконец, образовательно-тренинговая кампания стала уникальной профессиональной практикой для студентов политических, юридических, экономических и других направлений подготовки, и позволила им зарекомендовать себя в качестве начинающих медиаторов и экспертов в зарубежных академических кругах.

Несмотря на то, что проект «Медиатория» завершился, студенты трёх государств ещё не раз встретятся на мероприятиях и площадках Центра «Берлек-Единство». По словам участников форумов, наиболее предпочтительным вариантом будущего взаимодействия являются совместные молодёжно-экспертные мероприятия в очном формате после нивелирования эпидемиологических угроз. Выпускники «Медиатории» готовы проводить совместные форумы для будущих поколений студентов, а в ближайшем будущем полноценно подключиться к экспертной работе по популяризации медиации и примирительных технологий. 

 

Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»

 

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.