АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ

Опубликовано: 28.05.2024

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ

 

Понятие исторической памяти, ее типы и виды

 

Историческая память в настоящее время рассматривается как хранилище традиций, опыта, научных знаний, художественных произведений. Свое проявление она находит в привычках, быту, культуре, отношении к другим народам, поколениям, политических предпочтениях, стремлении к независимости и т.д. Именно в исторической памяти кроются цивилизационные архетипы и этнические архетипы. Историческая память в настоящее время является одной из наиболее актуальных и дискуссионных проблем в социальном знании. С использованием данного термина комфортно определять индикаторы необходимые для оценки того, как общество воспринимает течение времени. Ее механизмы помогают формировать культурную и национальную идентичность [1].

 

Типы и виды исторической памяти

 

Типы и виды исторической памяти

 

Типы и виды исторической памяти

Содержание

Кейсы

коммуникативная память

охватывающая воспоминания трех-четырех живущих ныне поколений, не более 80 лет с момента события

Память о событиях ВОВ, память о событиях 1986 года (Желтоқсан), январские события

культурная память

соединяющая современность с давним прошлым

Любой объект материального или нематериального культурного наследия

память «мягкая»

личная, субъективная

Дневники, воспоминания, фото- и видеозаписи

память «жесткая»

закрепленная в форме разнообразных «мест памяти»

Места, в которых, воплощена национальная память, — это памятники (культуры и природы), праздники, эмблемы, торжества в честь людей или событий, прощальные, погребальные речи, похвальные слова.

 

Работа с исторической памятью в современном обществе Казахстана имеет большое значение для поддержания и укрепления национальной идентичности, социальной сплоченности и культурного наследия.

Работа с исторической памятью в Казахстане необходима для формирования устойчивого и сплоченного общества. Коммуникативная память помогает сохранить связь между поколениями, культурная память укрепляет национальное самосознание, «мягкая» память делает историю более личной и доступной, а «жесткая» память закрепляет её в общественном сознании через физические символы и места. В совокупности эти элементы способствуют сохранению и передаче культурного и исторического наследия, укреплению национальной идентичности и развитию общества на основе осмысления и уважения своего прошлого.

 

Как историческая память влияет на восприятие отечественной истории: case-study анализ

 

Сегодня общество проживает весьма интересный этап своего развития. За тридцать лет Независимости в Казахстане выросло новое поколение, которое уже существенно влияет на формирование целого ряда исторических нарративов.

Один из самых ярких и четких примеров это показывающих, кейс Великой Отечественной войны, вокруг восприятия которой сейчас происходят бурные дискуссии. Это связано с тем, что фактически происходит этап перехода памяти коммуникативной в культурную. В Казахстане сегодня, по официальным данным в живых остались 174 ветерана [2], и понятно, что с их уходом из памяти уйдут те образы воспоминаний, которые были им присущи. Самые важные перейдут в культурную память общества. Проследим на примере данных социологического опроса, который в период 2-5 мая 2024 года проходил на платформе eGov mobile. Из 23154 участников опроса 75,2% указали на то, среди их родственников были участники. Вполне закономерно то, что наиболее хорошо военную историю своих семей лучше всего знают граждане в возрасте 46-60 лет и старше 61 года. По факту, это дети и внуки ветеранов, которые имели возможность непосредственно взаимодействовать с ветеранами. Соответственно их память о событиях войны будет носить своего рода «неформальный» характер. Нужно справедливости ради заметить, что каждый живой свидетель события имеет достаточный уровень компетентности, правда в различной степени, но все же. Интересно, что самыми известными для казахстанцев сегодня стали имена таких героев, как Алия Молдагулова, Бауыржан Момышулы, Маншук Маметова, Рахимжан Кошкарбаев, Касым Кайсенов, Талгат Бегельдинов [3]. И это демонстрирует важность воспоминаний, за профессионалами остается сформировать такой инструментарий, чтобы сохранялась мотивация помнить и поддерживать память о значимых событиях прошлого.

Процесс перехода исторической памяти из ее коммуникативной части в культурную проходит тихо и незаметно. Значимым такой «тихий уход» становится тогда, когда с ним связан непреходящий опыт, который следует констатировать в долгосрочной перспективе. Таков пример ужасов времен Великой Отечественной войны [4]. Через несколько лет уйдет из жизни то поколение, для которого война стала личным травматическим опытом. Если сейчас эта память еще является живым воспоминанием, то очень скоро все это будет сообщаться одними лишь средствами массовой информации.

Реальными действиями, которые позволят сохранить такие воспоминания становится исследовательская работа в части устранения «белых пятен», что и будет способствовать восстановлению исторической справедливости. Для объективного взгляда на прошлое большое значение имеет тщательное изучение архивных материалов. Огромный вклад в эту работу вносит проект «Қазақстандық қаһарман майдангерлер» (Казахстанские герои-фронтовики). Вот уже три десятилетия его реализует группа исследователей под руководством Бактыкожи Измухамбетова. Подготовлены и выпущены в свет 56 томов о судьбах и подвигах воинов-казахстанцев, 6 из которых полностью посвящены женщинам-фронтовикам [5].

Огромную исследовательскую работу ведет учёный, общественный деятель, писатель, член Союза журналистов Республики Казахстан, доктор исторических наук Лайла Ахметова, которая нашла более 15 тысяч солдат, пропавших без вести в Великую Отечественную войну [6].

Вот уже 46 лет в районе Синявинских высот и болот под Санкт-Петербургом поиск неизвестных захоронений и пропавших без вести воинов ведет казахстанский поисковый отряд «Мемориальная зона», руководит которым Майдан Комекович Кусаинов [7]. За это время определена фронтовая судьба 3224 бойцов. Школу поискового движения прошли более 200 студентов, ставшие известными в стране государственными и общественными деятелями, специалистами, предпринимателями, журналистами, писателями и поэтами, истинными патриотами [8].

Еще одно свойство, которое характерно в момент перехода памяти коммуникативной в культурную историческая память подвергается изменениям, она становится менее достоверной и более насыщенной «реальностями» дня сегодняшнего.

Второй кейс, который позволит в большей мере рассмотреть особенности феноменов «исторической памяти» направлен на другую категорию - «места памяти», формулировка которого восходит к трудам французского историка Пьера Нора. Ярким примером такого «места памяти» можно назвать музейно-мемориальный комплекс «Алжир», расположенный в селе Акмол, Целиноградского района, Акмолинской области.

Комплекс расположен на месте, где находился печально известный Акмолинский лагерь жен изменников родины – «АЛЖИР», где в разные годы содержалось более 18 тысяч женщин. В разные годы в этом лагере находились Азиза Рыскулова и ее мать Арифа Есенгулова, Дамеш Жургенева, Рабига Асфендиярова, певица Лидия Русланова, актриса немого кино Лидия Френкель, писательница Галина Серебрякова, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой. Сама архитектура здания музея представляет собой усеченный конус – это своего рода шкатулка с тайнами, хранительница печали [9]. Места, подобные комплексу «АЛЖИР» помогают обществу сохранить связь с прошлым, понять себя в контексте истории и культуры, а также формировать свою идентичность. Очень показательно, в контексте осмысления роли данного места, как «места памяти» дополнение архитектуры музейного комплекса памятниками и монументами.

Памятник «Арка скорби» представляет собой женщину, скорбящую по погибшему мужу и потерянным детям. Символика данного монумента отражает вход в священную землю, где происходит встреча двух миров – живых и мертвых.  

Композиция «Отчаяние и бессилие» олицетворяет безысходность, потерю путей к освобождению, а потому обреченность на бессилие и отчаяние.

Монумент «Борьба и надежда» представляет собой женщину с надеждами и помыслами вырваться из неволи. А стела «Слезы», посвящена вообще всем испытавшим ад лагерей.

Комплекс «АЛЖИР» может считаться важным местом памяти, поскольку он олицетворяет коллективное осмысление и сохранение трагического прошлого Казахстана. При этом чисто технически «АЛЖИР» сохраняет воспоминания о конкретных трагических событиях. Архитектура и монументы комплекса символизируют связь современности с давним прошлым. Места памяти, такие как комплекс «АЛЖИР», помогают обществу сохранить связь с прошлым и формировать национальную идентичность. Они позволяют осмыслить исторические события и их последствия, поддерживают культурное наследие и способствуют межпоколенческому диалогу. Через сохранение и передачу памяти о репрессиях, эти места помогают предупредить повторение подобных трагедий в будущем и способствуют формированию более справедливого и гуманного общества.

Оценка опыта личности в восприятии исторической памяти: опыт социологического исследования в малой группе.

 

«Центром кристаллизации» исторических знаний служит опыт личности. Понятно, что «естественная» память по степени надежности не идет ни в какое сравнение с памятью «искусственной» (машинной, компьютерной). Однако именно она долгое время служила единственным (и достаточно эффективным) способом передачи накопленного социокультурного опыта. Социальная память, является основным фактором формирования исторического сознания. И это обусловлено тем, что обществу необходимо иметь инструменты передачи познания от поколения к поколению. В связи с этим, важно узнать, что о данных феноменах думают граждане. В связи с этим было инициировано проведение опроса. С помощью Google Forms по технике снежного кома, было опрошено 88 человек. Цель опроса заключалась в выявлении ключевых предпочтений и мнений респондентов относительно особенностей восприятия и использования исторической памяти в нашем обществе в текущей системе координат. Методика снежного кома позволила эффективно расширить круг участников за счет рекомендаций от уже привлеченных респондентов. Анализ данных предоставит реальную информацию о текущих тенденциях и поможет лучше понять данную проблематику.

Методология проведения опросов в малых группах включает несколько ключевых этапов и принципов, которые обеспечивают их эффективность и позволяют учитывать ограничения. Необходимо четко сформулировать, что именно нужно узнать и для чего будут использоваться результаты. Важно тщательно подойти к выбору участников, чтобы с одной стороны суметь обеспечить разнообразие мнений, но при этом сохранить управляемость процесса.

Эффективность такой методологии обусловлена тем, что в рамках таких опросов создаются условия для того, что респонденты могли глубже раскрыть свои мнения и чувства, что позволяет получить более детальную и нюансированную информацию. Такие опросы дают возможность выявить не только явные, но и скрытые мотивы и ценности участников, что особенно важно для глубинного анализа. При этом важно понимать, что такие группы не представляют всю популяцию, поэтому результаты не могут быть экстраполированы на более широкую аудиторию.

Однако такие опросы являются мощным инструментом для получения глубинной качественной информации. Они эффективны для изучения сложных и многослойных тем, но требуют внимательного планирования и профессионального подхода. Важно учитывать их ограничения и использовать результаты как часть более широкой исследовательской стратегии, комбинируя с другими методами для получения полной картины.

Анализ состава участников опроса по полу показывает, что из 88 респондентов 48,9% составляют мужчины, а 51,1% — женщины. Такое распределение участников указывает на почти равное представительство обоих полов, что обеспечивает баланс мнений и уменьшает гендерную предвзятость в результатах исследования. Небольшое преобладание женской аудитории (на 2,2%) может дать незначительное преимущество в отражении женской перспективы по обсуждаемым вопросам. В целом, такая выборка способствует более объективному и всестороннему анализу собранных данных.

Анализ территориального состава участников опроса по Республике Казахстан показывает значительное преобладание респондентов из Астаны, составляющих 84,1% от общего числа. Это свидетельствует о сильной концентрации участников в столице, что может указывать на определенные особенности выборки, такие как легкость доступа к целевой аудитории или более активное участие жителей этого региона.

Второе место по численности участников занимает Алматы с 6,8%, что также является значимой долей, хотя и значительно меньшей по сравнению с Астаной. Участники из других регионов распределены следующим образом: Акмолинская область — 4,5%, Карагандинская область — 2,3%, Абайская область и Северо-Казахстанская область (СКО) — по 1,1% каждая. В текущих условиях такое распределение показывает в определенной степени интерес к теме исторической памяти, полученные данные смещены в сторону столичных и крупных городов.

Анализ возрастного состава участников опроса показывает значительное преобладание молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет, которые составляют 88,6% от общего числа респондентов. В то время как участники в возрасте от 35 до 54 лет составляют лишь 11,4%. Фактически получается, что вопросы исторической памяти оказались более «чувствительными» для молодых людей. С другой стороны, такое возрастное распределение может быть обусловлено тем, что молодежь чаще использует цифровые технологии и социальные сети. Кроме того, специфика выбранной техники обусловливает то, что молодые респонденты, вероятно, приглашали к участию своих сверстников.

Анализ образовательного уровня участников опроса показывает следующую картину:

Участники с общим средним образованием (10-11 классы) составляют 26,1%.
Те, кто имеет среднее профессиональное образование, составляют 10,2%.
Участники с высшим образованием (бакалавр, специалист, магистр, ученая степень) составляют 63,6%.

Сразу видна тенденция, которая показывает высокий процент участников с высшим образованием, что может указывать на то, что люди с высшим образованием проявляют больший интерес к теме исторической памяти. Они могут быть более осведомлены о значимости исторических знаний и культурного наследия, что побуждает их участвовать в подобных опросах. Образовательный уровень существенно влияет на интерес к теме исторической памяти. Люди с высшим образованием составляют большую часть участников опроса, что указывает на их повышенную заинтересованность и вовлеченность в обсуждение исторических вопросов.

Переходя к контекстуальной части опроса заметим, что в первую очередь у участников исследования поинтересовались как они относятся к необходимости реставрации исторических памятников.

Абсолютное большинство респондентов (80,7%) проявляют сильную поддержку реставрации исторических памятников. Это свидетельствует о высоком уровне осознания важности культурного наследия среди опрошенных. Люди понимают, что исторические памятники играют важную роль в сохранении национальной и культурной идентичности.

Лишь 2,3% респондентов считают реставрацию не важной, воспринимая памятники как просто старые строения. Этот небольшой процент показывает, что большинство людей осознает ценность исторических сооружений, и таких скептических взглядов крайне мало.

17,0% респондентов придерживаются мнения, что необходимость реставрации зависит от конкретной ситуации. Эти респонденты, вероятно, понимают, что не все памятники могут быть равноценными по своей исторической и культурной значимости, и что решения о реставрации должны приниматься на основе конкретных обстоятельств и состояния каждого памятника.

Анализ ответов на вопрос о влиянии исторических мест на развитие туризма показывает, что подавляющее большинство респондентов (86,4%) признает положительное влияние исторических мест на развитие туризма и экономики. Это свидетельствует о высокой оценке роли туризма в экономическом росте и признании исторических мест как ключевых активов для привлечения туристов.

Тем не менее, присутствие нейтральных (11,4%) и отрицательных (2,3%) оценок указывает на необходимость балансировать между развитием туризма и сохранением исторических объектов. Необходимо разрабатывать и внедрять меры, которые позволят минимизировать негативное воздействие туризма на исторические памятники, обеспечивая их сохранность для будущих поколений. Эти данные подчеркивают важность интеграции устойчивых практик в управление туризмом и охраной культурного наследия, что позволит максимально использовать экономические преимущества туризма, сохраняя при этом исторические места в хорошем состоянии.

Следом в рамках опроса был задан вопрос о важности изучения истории в современном Казахстане.

Налицо тенденция преобладания положительного восприятия истории. Большинство респондентов (75,0%) признают важность изучения истории для самоидентификации и предотвращения ошибок прошлого. Это указывает на широкое осознание значимости исторического знания для формирования национального самосознания и укрепления государственной идентичности в молодом государстве.

Налицо поддержка обязательного изучения истории, 12,5% респондентов считают так. Это показывает высокую ценность, придаваемую сохранению культурного наследия и образовательной роли истории в обществе.

8,0% респондентов предпочитают изучение только определенных периодов и событий, что может свидетельствовать о желании сконцентрироваться на ключевых моментах истории, имеющих непосредственное значение для современности.

3,4% респондентов считают, что прошлое ни на что не влияет, и 1,1% полагают, что история полезна только для научных исследований. Хотя эти группы составляют меньшинство, их присутствие указывает на наличие различных точек зрения на роль истории в современном обществе. Полученные результаты показывают, что историческое образование имеет ценность в Казахстане и играет важную роль в формировании национального самосознания. В целом этот вывод может быть полезным при разработке образовательных программ и инициатив, направленных на сохранение и популяризацию культурного наследия.

Далее у респондентов уточнили их мнение по поводу того, какое значение имеет память о прошлом для формирования идентичности Казахстана?

Подавляющее большинство респондентов (81,8%) признают, что память о прошлом играет критическую роль в объединении людей и формировании общих ценностей. Это свидетельствует о глубоком понимании значимости исторической памяти для коллективной идентичности нации. Такая сильная поддержка подчеркивает необходимость интеграции истории в образовательные и культурные программы, что поможет укрепить национальную самосознание и единство.

11,4% респондентов видят в исторической памяти ключевой инструмент для преодоления кризисов и сложных периодов в истории нации. Это указывает на то, что значительная часть населения осознает ценность уроков, извлеченных из прошлого, для построения более стабильного и благополучного будущего.

4,5% респондентов выражают опасения, что память о прошлом может использоваться политическими силами для манипуляций и формирования мифов. Это подчеркивает необходимость критического подхода к историческим нарративам и важность обеспечения объективного и честного представления истории.

Лишь 2,3% респондентов считают, что память о прошлом не слишком важна, так как идентичность формируется на основе настоящего. Этот небольшой процент указывает на то, что почти все респонденты признают значение исторической памяти, несмотря на разные взгляды на её роль.

Налицо важность интеграции вопросов связанных с сохранением исторической памяти в образовательные и культурные инициативы для укрепления национальной идентичности и предотвращения политических манипуляций.

Большинство опрошенных (68,2%)поддерживают включение элементов изучения исторической памяти в школьную и вузовскую программу. Они считают это важным для формирования культурно осведомленных граждан, особенно в контексте многонационального общества.

Некоторые опрошенные(9,1%) указывают на важность изучения исторической памяти с точки зрения развития аналитических и критических способностей. Это свидетельствует о том, что они видят пользу в таком обучении, помимо культурного аспекта.

Еще некоторые опрошенные (6,8%) придерживаются мнения, что изучение исторической памяти может помочь избежать повторения ошибок из прошлого.

Значительное число опрошенных (13,6%) считают, что изучение исторической памяти важно для понимания глобальных процессов и взаимосвязей, хотя, возможно, не настолько категорично, как другие группы.

Меньшинство (2,3%) опрошенных высказали мнение, что образование не должно фокусироваться на изучении исторической памяти, а должно сосредоточиться на будущем.

При этом налицо выраженная поддержка включения элементов изучения исторической памяти в школьную и вузовскую программу, особенно в контексте формирования культурно осведомленных граждан и развития аналитических и критических способностей.

Кино и литература играют ключевую роль в сохранении исторической памяти, поскольку они способны оживить прошлые эпохи и события, делая их доступными и увлекательными для широкой аудитории. Эти искусственные формы выражения могут не только передать факты и даты, но и увлечь зрителей и читателей, вызвав интерес к изучению истории своей страны. Благодаря кино и литературе историческая память становится неотъемлемой частью культурного наследия, способствуя сохранению и передаче наследия будущим поколениям.

Соответственно вполне логично поинтересоваться мнением по поводу того, как они оценивают роль кино и литературы в сохранении исторической памяти Казахстана.

Большинство опрошенных (69,3%) выразили мнение о том, что кино и литература играют очень важную роль в сохранении исторической памяти Казахстана. Они считают, что это способ оживить прошлые эпохи и события, помогая людям лучше понять и уважать историю своей страны.

Значительная часть (25,0%) опрошенных признает, что роль кино и литературы в сохранении исторической памяти зависит от конкретных произведений и их исторической точности. Т.е. респонденты понимают, что не все произведения могут быть одинаково полезны или достоверны для передачи исторической информации.

Меньшинство (5,7%) опрошенных считает, что кино и литература не играют очень важной роли в сохранении исторической памяти, так как они рассматривают их преимущественно как художественную интерпретацию, а не источник достоверной информации о прошлом.

Т.е., роль кино и литературы в сохранении исторической памяти безусловно важна, но стоит понимать, что все зависит от конкретных произведений и их достоверности.

Далее у участников спросили мнение по поводу того, должны ли государства официально признавать и извиняться за исторические ошибки и преступления?

Больше половины опрошенных (55,7%): поддерживают идею о том, что государства должны официально признавать и извиняться за исторические ошибки и преступления. Они считают это важным для примирения с прошлым и предотвращения повторения подобных событий в будущем. Это свидетельствует о поддержке принятия ответственности за прошлые события и стремлении к созданию более справедливого общества.

Около трети (36,4%) опрошенных считает, что вопрос о признании и извинении за исторические ошибки и преступления зависит от конкретной ситуации и контекста. Такое мнение может отражать различные точки зрения на то, каким образом следует обращаться с прошлыми событиями и какие могут быть последствия таких действий.

Примерно один из десяти (8,0%) опрошенных высказали мнение, что признание и извинение за исторические ошибки и преступления бесполезны, поскольку прошлое нельзя изменить. Указанная точка зрения связана с отрицанием или минимизацией роли прошлых событий в современном обществе или с убеждением в том, что прошлые ошибки не имеют значения для настоящего времени.

Оценка роли памятных мест и мемориалов в сохранении исторической памяти становится ключевым вопросом современной общественной дискуссии. Исследование их влияния на формирование коллективной памяти и укрепление национальной идентичности требует внимания к разнообразию контекстов и механизмов воздействия.

Чуть больше половины опрошенных (59,1%) придерживаются мнения, что памятные места и мемориалы играют ключевую роль в сохранении исторической памяти. Они считают, что эти объекты помогают сохранить память о важных событиях и людях, увековечивая их в общественном сознании.

Примерно каждый десятый из участников опроса (12,5%) указывает, что эффективность памятных мест и мемориалов зависит от их конкретной специфики и связи с историческими событиями. Это подчеркивает важность контекста и соответствия объектов памяти конкретным историческим событиям.

Порядка одной пятой опрошенных (17,0%) уверены в том, что памятные места и мемориалы способствуют эмоциональному и культурному воздействию на общество. Они могут вызывать сильные эмоции и способствовать формированию культурной идентичности.

Небольшая доля опрошенных (8,0%) видит в памятных местах и мемориалах возможность служить местом для образования и патриотического воспитания.

Далее у участников опроса уточнили их мнение по поводу того, какую роль семья играет в сохранении знаний о прошлом. Здесь мнения участников достаточно сильно разделились.

Чуть менее половины (47,7%) опрошенных считают, что семья является первичным источником знаний о прошлом и играет ключевую роль в этом процессе.

Примерно каждый четвертый (26,1%) считает роль семьи значимой, отмечая, что именно через семейные традиции может осуществляться сохранение и передача знаний о прошлом.

Примерно каждый пятый (18,2%) склонен считать, что все зависит от того, как семья относится к истории и какие ценности она придает прошлому.

8,0% относятся к роли семьи в передаче исторической памяти как не слишком важной, считая, что история передается в основном через образование.

При этом, если сравнивать ответы, то получается, что преимущественно участники опроса признают важность семьи в передачи знаний о прошлом через поколения и родственные связи. Важно понимать, что хранение семейной памяти играет важную роль в контексте уважения казахами, как государствообразующим этносом, и основной этнической группе Казахстана памяти о предках. Это связано с культурными и религиозными традициями, где уважение к предкам и передача их наследия играют ключевую роль в формировании личной и национальной идентичности. Оценивая роль семьи в передаче исторической памяти, следует отметить, что семья является первичным источником традиций, обычаев и историй, которые передаются из поколения в поколение. Она создает атмосферу уважения к прошлому и является основой для формирования коллективной памяти, в которой исторические события и достижения предков сохраняются и увековечиваются.

В современном цифровом мире медиа выступают в качестве мощного инструмента в передаче исторической памяти, предоставляя доступ к разнообразным историческим материалам и источникам через различные онлайн-платформы и ресурсы. Стриминговые сервисы, исторические подкасты, видео на YouTube и социальные сети с историческим контентом становятся популярными каналами для распространения знаний о прошлом. Благодаря цифровым технологиям и интерактивным возможностям, медиа способствуют созданию увлекательных и многогранных форматов, которые привлекают внимание нового поколения и способствуют сохранению исторической памяти в современном обществе.

Несмотря на ограниченность выборки актуально проанализировать точку зрения участников опроса в контексте возрастающей роли медиа и влияния этого фактора на процесс передачи исторических знаний.

У участников опроса спросили их мнение по поводу того, должны ли исторические фильмы и сериалы следовать исторической точности?

Большинство опрошенных (71,6%) высказали мнение, что исторические фильмы и сериалы должны следовать исторической точности и отражать реальные события и обстоятельства.

Примерно одна пятая (19,3%) придерживаются мнения, что фильмы и сериалы могут изменять исторические события ради драматургии и интереса зрителя.

Примерно один из десяти опрошенных (9,1%) считают, что вопрос исторической точности зависит от целей и аудитории произведения. Это может отражать разнообразие взглядов на то, каким образом следует подходить к созданию исторических фильмов и сериалов.

Мнения по поводу исторической точности в фильмах и сериалах распределены разнородно, с преобладанием поддержки идеи отражения реальных событий и обстоятельств, но также существует значительная доля тех, кто считает важнее художественную свободу.

Сегодня никто не будет спорить с тезисом о том, что социальные сети имеют значительное влияние на понимание исторической памяти. Они давно стали платформой для обмена информацией, идеями и точками зрения, в том числе и на исторические события.

Участников опроса попросили высказать свое мнение на то, как социальные сети влияют на понимание специфики исторической памяти.

53,4% опрошенных оценивают влияние социальных сетей на изучение исторической памяти как положительное, так как они способствуют обмену знаний, проведению исторических дискуссий и формированию общественного мнения о прошлом.

19,3% респондентов отметили, что социальные сети могут стимулировать интерес к истории. Это может происходить через распространение исторического контента, участие в онлайн-курсах и обсуждениях исторических тем.

18,2% респондентов указали, что влияние социальных сетей на изучение исторической памяти зависит от того, как они используются в данном контексте. Социальные сети могут быть как полезным инструментом для распространения знаний, так и источником дезинформации, в зависимости от их использования.

9,1% указали, что социальные сети имеют отрицательное влияние на изучение исторической памяти из-за распространения дезинформации. Это оправданный скепсис, так как в социальных сетях сейчас особенно часто появляется непроверенная или искаженная информация о исторических событиях.

Мнения относительно влияния социальных сетей на изучение исторической памяти разнообразны, с преобладанием позитивного восприятия, но также сознанием потенциальных негативных аспектов и зависимости влияния от контекста использования.

Последний блок опроса был направлен на оценку мнение по поводу того багажа исторических фактов, которые связывают Казахстан и Россию. Общий исторический путь наших республик в составе Советского Союза оставил непередаваемые следы в культуре, экономике и политике обоих стран. Этот период объединяет их и вносит значительный вклад в формирование общей исторической памяти. Важно помнить, что СССР оказал значительное влияние на формирование модели экономики, инфраструктуры и социальных структур Казахстана, что создает тесные связи и взаимозависимость между двумя странами. Данный опыт продолжает оказывать влияние на взгляды и подходы к решению различных международных вопросов, что важно для современного понимания и развития отношений между Казахстаном и Россией.

Респондентов попросили указать на то, какие аспекты сотрудничества и противоречий в историческом опыте СССР остаются актуальными в современных казахстанско-российских отношениях? Из обработанных статистических данных видно, что существует разнообразие мнений относительно влияния исторического опыта СССР на современные казахстанско-российские отношения.

Исторические аспекты сотрудничества и противоречий остаются ключевыми, так считает большинство опрошенных (67,0%). Это может отражать наследие советского периода, которое до сих пор оказывает влияние на взаимоотношения двух стран.

Около одной десятой (12,5%) уверены, что исторические аспекты сотрудничества и противоречий между Казахстаном и Россией могут быть переоценены. Это может быть обусловлено желанием пересмотреть историческое наследие для формирования более конструктивных отношений в будущем.

Примерно та же доля (11,4%) имеют позицию, что исторический опыт СССР имеет ограниченное значение для современных отношений между Казахстаном и Россией. Это явная тенденция которая показывает, что современные отношения могут быть рассмотрены в контексте современных реалий и вызовов.

Еще одна схожая группа ответов (9,1%) предполагает, что современные отношения между Казахстаном и Россией мало зависят от исторического опыта СССР. Это показывает стремление к установлению новых основ сотрудничества, освобожденных от бремени прошлого.

Данные демонстрирует достаточный разброс мнений и разнообразие взглядов на значение исторического опыта СССР для современных казахстанско-российских отношений, что может указывать на необходимость учета этого опыта при формировании внешнеполитических стратегий и диалога между двумя странами.

Историческая память о совместном прошлом играет важную роль в формировании дипломатических связей между Казахстаном и Россией по ряду причин. Именно этим обусловлено было стремление включить эту тему в опрос.

Совместное наследие исторических событий, таких как период советской эпохи, создает основу для взаимопонимания и взаимного уважения между двумя странами. Общие культурные, экономические и политические исторические аспекты помогают установить доверительные отношения и содействуют дипломатическому взаимодействию.

Историческая память служит основой для создания общего идентификационного каркаса, который объединяет обе страны, что в свою очередь способствует развитию международного сотрудничества и дипломатических отношений.

Большинство опрошенных (68,2%) считают, что историческая память о совместном прошлом играет важную роль в формировании дипломатических связей. И это в очередной раз подтверждает значимость общего наследия и исторических переживаний для взаимопонимания и укрепления отношений между нашими странами.

14,8% респондентов считают, что роль исторической памяти о совместном прошлом зависит от контекста и специфики текущих политических отношений. Это указывает на понимание того, что значение исторического наследия может изменяться в зависимости от текущих обстоятельств и динамики взаимоотношений между странами.

9,1% респондентов указали, что роль исторической памяти о совместном прошлом ограничена в формировании дипломатических связей. Это можно считать обусловленным влиянием современных факторов и обстоятельств на развитие каз