АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД: МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИИ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ

Опубликовано: 29.11.2023

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД: МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИИ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ

Регион Евразии в контексте оценки интеграционного потенциала

Современная Евразия — это регион, геополитическое и геостратегическое значение которого возрастает год от года. В Евразии сосредоточено 31% мировых разведанных запасов природного газа, 17% нефти, 23% железной руды, 14% золота и 7% меди. В высокой обеспеченности природными ресурсами и лежат истоки т.н. «ресурсного проклятия», которое сослужило плохую службу ряду государств Африки и Латинской Америки.

И для региона данный вызов не снят до последнего времени, страны Евразии, даже несмотря на явные экономические успехи последних лет сталкиваются со структурными проблемами в области развития.

Высокая зависимость экономик региона от природных ресурсов делает из волатильными в отношении колебаний внешних рынков, что ведет к риску возникновения нестабильности.

Выходом из ситуации видится диверсификация экономики, как средство снижения зависимости стран Евразии от природных ресурсов и улучшения долгосрочных перспектив развития. При этом важно понимать, что диверсификация безусловно улучшит экономический климат в регионе, повысить производительность, стабильность, а также уровень экономической активности граждан. Однако это не панацея, важно понимать, что предпосылки для формирования более производительных экономик стоит видеть в повышении уровня образования, совершенствовании инфраструктуры, создании эффективных институтов, обеспечивающих доступ к конкурентным рынкам для всех граждан.

У стран Евразии есть возможность того, чтобы диверсификация стала результатом, а не мотивом развития в регионе. И этому есть ряд причин.

1. Евразийская интеграция объединяет страны с общими географическими, экономическими и культурными связями. Вместе они создают один из самых крупных рынков в мире, объединяющий богатые ресурсами страны, рабочую силу и потребительский спрос.

2. Интеграция способствует развитию транспортных и логистических сетей, которые облегчают перемещение товаров и услуг между странами-участницами.

3. Страны, объединенные в рамках Евразийской интеграции, обладают разнообразными природными и человеческими ресурсами. Этот разнообразный набор ресурсов позволяет странам специализироваться в различных отраслях экономики и предлагать разнообразные товары и услуги на рынке. Диверсификация экономик через использование разнообразных ресурсов позволяет снизить зависимость от отдельных продуктов или рынков и повысить устойчивость экономик в условиях колебаний спроса и цен.

4. Интеграция способствует сотрудничеству в области научно-технического развития и инноваций между странами. Обмен знаниями, опытом и технологиями позволяет повысить уровень инноваций и повышать конкурентоспособность продукции на международном рынке. Взаимное технологическое сотрудничество также способствует развитию экономического потенциала стран и снижает их зависимость от импорта технологий.

5. Интеграция сопровождается устранением или снижением торговых барьеров, таких как таможенные пошлины и нетарифные меры. Это позволяет повысить свободу торговли между странами-участницами и усилить интеграцию производственных цепей. Снижение торговых преград способствует росту экспорта и импорта товаров, а также стимулирует инвестиции и предпринимательскую активность.

В условиях геополитической напряженности, которая отрицательно влияет на весь мир важно понимать, что поиск работающей модели интеграции на пространстве Евразии должен быть основан на здоровом прагматизме и экономических интересах.

Роль экономических интересов в продвижении разнообразных моделей интеграции нужно признать как основную. Опыт развернувшегося санкционного противостояния России со странами Запада показывает, что игнорировать роль долгосрочных экономических приоритетов невозможно ввиду того, что они устойчивы и рациональны, соответственно мало подвержены влиянию субъективных факторов.

Этот тезис четко просматривается в позиции, которую Республика Казахстан последовательно продвигает в контексте дискуссий о стратегическом направлении развития евразийского интеграционного процесса. Казахстан всегда стоит на позиции о том, что ЕАЭС – не место для политизации.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

Евразийский экономический союз позиционирует себя как объединение, которое работает над формированием механизмов эффективного позиционирования экономик стран-участниц. К текущему моменту времени по оценками экспертов порядка 80% препятствий для торгово-экономических связей сняты. Расширение торговли, ликвидация существующих барьеров для развития – основное направление деятельности объединения. Страны ЕАЭС нуждаются в инструментах усиления экономического потенциала.

ЕАЭС как организация появился относительно недавно, кроме того в состав организации вошли государства с не совсем сопоставимыми масштабами экономик, что в итоге влияет на неравномерное развитие Союза. За прошедшие годы удалось достичь значительного успеха в построении институциональной системы, что можно считать основным достижением Союза.

Особенно продуктивной оказалась работа Таможенного союза, где успешно реализуется свободное движение товаров. Также следует выделить внешние успехи ЕАЭС, включая подписание соглашений с различными иностранными партнерами. Примером является создание зоны свободной торговли с различными странами, такими как Вьетнам. Помимо этого, были заключены разнообразные соглашения, включая непреференциальные соглашения с Китаем и соглашения промежуточного формата, например, с Ираном.

Граждане Союза активно используют предоставляемые им права, такие как свобода передвижения и права, связанные со статусом работника. Заметным преимуществом является отсутствие необходимости получения разрешения на работу.

Возможности для роста у ЕАЭС кажутся почти неограниченными, но важно поддерживать баланс между интересами государств-членов и общими интересами интеграции.

Приоритеты развития Союза на ближайшие 5–10 лет были бы неполноценны без обновления стратегии торгово-экономических связей объединения с зарубежными партнерами. Среди них — выстраивание системного диалога с крупными партнерами, например, ШОС, АСЕАН, СНГ, МЕРКОСУР, и актуализация ориентиров по мировому и региональному позиционированию ЕАЭС. Это логически вписывается в общую стратегию ЕАЭС в сфере углубления партнерских отношений в новых условиях. Очевидно, даже с учетом потенциальных успехов по развитию евразийской интеграции «внутри», укрепление позиций и статуса объединения вовне невозможно без признания и создания внятной «истории успеха» с крупными региональными игроками — странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африканского континента, Ближнего Востока.

Важно понимать, что коридор возможностей для заключения торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами сузился. Это в первую очередь касается стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.

ШОС: ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПРИНЦИПОВ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – это региональная международная организация, основанная в 2001 году. Основной целью ШОС является сотрудничество в области политики, экономики и безопасности. ШОС может рассматриваться как одна из моделей интеграции на пространстве Евразии, хотя она имеет свои особенности:

К основной стоит отнести мультидименсиональность. Если ЕАЭС позиционирует себя как экономическое интеграционное объединение, то ШОС стремится к развитию сотрудничества в нескольких сферах, таких как политика, экономика, культура, наука, безопасность и борьба с терроризмом.

Но, при этом стоит не забывать о том, что организация последовательно развивает экономическое взаимодействие среди своих членов. В рамках организации на постоянном уровни ведется работа по расширению возможностей для развития торговли, улучшения инвестиционного климата, укреплению устойчивости финансовых институтов и пр.

В сентябре 2003 года главы правительств государств-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве краткосрочной цели программа предусматривала активизацию процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций, долгосрочный горизонт предусматривалось создание зоны свободной торговли

Вопросы безопасности координирует Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС. Штаб-квартира расположена в столице Республики Узбекистан - городе Ташкенте.

ШОС также сосредоточена на развитии диалога и сотрудничества в рамках организации и широкого регионального сообщества.

Шанхайская организация сотрудничества способствует развитию межрегионального диалога. В условиях меняющегося многополярного мира огромный интерес в плане построения эффективной модели представляет факт того, что организация строит свою работу по нескольким измерениям, что создает основу для укрепления связей между странами-членами и способствует устойчивому развитию региона.

Роль ШОС для интеграции на пространстве Евразии можно рассмотреть с разных точек зрения:

ШОС является уникальным драйвером развития интеграции на Евразийском континенте, посредством развития диалога среди своих участников она способствует построению новой политической и экономической географии региона, которая будет содействовать миру и процветанию.

ОЦЕНКА ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ШОС И ЕАЭС

Интеграционные структуры и их правовая база

Институты и органы

В соответствии с Договором о ЕАЭС институциональная система Союза выглядит следующим образом: Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), Суд Евразийского экономического союза.

Высший орган – Совет глав государств – членов ШОС.

Используются механизмы встреч на уровне руководителей: учреждений по вопросам безопасности, МИДов, обороны, экономики, культуры, здравоохранения, образования, транспорта, ЧС и др. Координацией в рамках ШОС занимается Совет национальных координаторов.

Правовая база:

Договор о ЕАЭС; международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза.

15 июня 2001 г. в г. Шанхае была подписана Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества.

Хартия ШОС

Основным документом, регулирующим культурное взаимодействие стран ШОС, является Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области культуры, подписанное 16 августа 2007 года в Бишкеке

Функционал объединения

Экономическая интеграция

обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической области, диверсификация его форм между государствами-участниками на двусторонней и многосторонней основе; развитие экономического партнёрства, создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, разработка долгосрочных программ многостороннего торгово-экономического сотрудничества;

Политическая координация

Координируется на экономической составляющей интеграции

укрепление механизма консультирования и координации действий по региональным вопросам и международной проблематике; оказание взаимной поддержки и налаживание сотрудничества по важнейшим международным и региональным вопросам, в целях укрепления мира и стабильности в регионе и во всем мире, для сохранения глобального стратегического баланса и стабильности в международных отношениях

Социокультурное взаимодействие

реализация общей социальной политики в рамках ЕАЭС сталкивается с рядом объективных препятствий, обусловленных разным уровнем экономического развития, особенностями политического и экономического управления, разнородной институциональной средой, культурными и религиозными особенностями исторического генезиса государств – членов интеграционного объединения.

В уставном документе Хартии - прописано «расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма»

Эффективность интеграции

Достижение целей

Есть определенные успехи в развитии экономической интеграции, однако ситуация осложняется геополитической нестабильностью

Достаточно успешны в части экономического взаимодействия, сфере безопасности, есть вопросы к культурно-гуманитарной составляющей

Реакция на вызовы

Своевременно, посредством прописанных правовых механизмов

Благодаря широкому комплексу мехнизмов, есть возможность нивелировать угрозы извне

 

Интеграция евразийском регионе представляет собой сложный и многогранный процесс, который требует учета множества факторов и умения находить компромиссы среди разнообразных интересов и акторов в этом регионе. Россия и Китай, две крупные державы в регионе, играют важную роль в геополитических аспектах интеграции. Именно этот фактор и обуславливает перспективы развития тех моделей интеграционных взаимодействий, который продвигаются Россией и Китаем, как сильнейшими геополитическими игроками в данной зоне.

Геополитические факторы могут как способствовать, так и затруднять интеграцию на пространстве Евразии в зависимости от конкретных обстоятельств и стратегических решений стран-участниц. Организации, такие как ЕАЭС, ШОС и БРИКС, могут служить платформами для диалога и сотрудничества, но их успех зависит от способности участников учитывать геополитические факторы и стремиться к устойчивому сотрудничеству в интересах всего региона.