Подходит к концу 2022 год, в конце декабря принято подводить итоги. В этой статье аналитики центра «Евразийский мониторинг» сделают свои выводы по поводу того, чем же стал этот год для стран Центральной Азии.
Во-первых, 2022 год, это год с высокими рисками конфликтности, причем как внутренней, так и внешней.
Вспомним, что три из пяти республик региона столкнулись с серьезными внутренними конфликтами. Алматы, Хорог и Нукус стали маркерами того, что ситуация в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане далека от спокойной. Январь стал тяжелым временем для Казахстана. Главе Казахстана К. Токаеву пришлось даже обращаться за помощью к ОДКБ. В мае в очередной раз усугубились противоречия между Хорогом и Душанбе. Памирцы -исмаилиты, говорящие на другом диалекте для официального Душанбе, представляются общностью, не вызывающей ни симпатии, ни доверия. Ответом на волнения, со стороны Душанбе стала очередная войсковая спецоперация, имевшая целью физическое уничтожение неформальных лидеров.
Конфликт Ташкента с Нукусом возник по другой причине. Протесты начались после того, как власти Узбекистана предложили убрать из Основного закона автономный статус Каракалпакии и право на выход из состава Узбекистана. В разрешении кризиса в Нукусе Ташкент продемонстрировал с одной стороны строгое следование букве закона, с другой активизировал возможности неформальных институтов.
В риторике Ш. Мирзиеева есть сходство с тем, как решал проблемы Казахстана К. Токаев. Оба президента, выйдя на диалог с народом использовали такой аргумент, как внешнее вмешательство неустановленной группы лиц. Разрешение противоречий в Хороге пошло по другому сценарию, сосредоточенному на сохранении контроля.
Еще одним конфликтом, который показал всю зыбкость ситуации в области безопасности стал новый раунд кыргызско-таджикиских проблем на границе. Линия границы между двумя республиками до сих пор носит условный характер. Республики, при определении границы опираются на карты разных лет выпуска. Очередное обострение конфликта в самый разгар саммита ШОС в Самарканде не стало чем-то неожиданным. Жертвами очередного витка противостояния с кыргызской стороны стали 62 человека, с таджикской — 85, сотни раненых, разрушенные дома накануне зимы. Все шло по однотипному сценарию, снова последовало подключение армий, которые использовали самые передовые образцы оружия, включая беспилотники. Действующий межгосударственный конфликт в регионе чреват определенными проблемами. В первую очередь будет усиливается геополитическая раздробленность региона, что не добавит стабильности и устойчивости. Соответственно крайне важно активизировать усилия по разрешению противоречий. Такие прецеденты уже были, показателен опыт Узбекистана. С приходом к власти Шавката Мирзиеева удалось кардинально улучшить отношения Кыргызстана и Таджикистана с Узбекистаном. Ташкент сумел решить вопрос с границей с Таджикистаном и существенно продвинуться в обсуждении этого вопроса с Кыргызстаном.
Таким образом, в ситуация в сфере безопасности показывает тренд на усложнение, обусловленный общим неблагоприятным геополитическим контекстом. Говорить о прогнозе пока довольно сложно, скорее всего и 2023 год будет для региона непростым в связи с тем, что «Большая игра» в Центральной Азии возобновляется с новой силой, в причудливой форме. Это находит отражение в геополитической арифметике многосторонних форматов, особенность которых определяется формулой «С5+1»: для США она выглядит как «5+1=5», для Китая «5+1=x», для России «5+1=6». Именно поиск ответов на вызовы глобальной нестабильности собрал Главы Государств, министров и политиков в Астане на «дипломатический марафон» высокого уровня, когда один за другим в столице Казахстана прошли VI саммит СВМДА, Заседание Совета Глав Государств СНГ, саммит «Центральная Азия-Россия».
Во-вторых, вопросы инфляции и роста цен на продовольствие сегодня составляют одну из первых строчек текущей управленческой повестки. Это прекрасно видно на примере ситуации в Казахстане, где удельный вес товаров из России на рынке Казахстана составляет 23,5%, влияние войны в Украине на экономическую ситуацию очевидно. Несмотря на фактическую остановку российского импорта и заморозку финансовых транзакций коллапса российской экономики не случилось. Европа не в состоянии полностью отказаться от закупок российского газа и нефти. Кумулятивный эффект взаимозависимости экономик сказался на Казахстане, курс тенге резко пошел вниз, что привело к повышению цен на продовольственные продукты, импортные товары, транспортные услуги. Курс тенге удалось стабилизировать за счет увеличение базовой ставки до 14% и ограничение вывода иностранной валюты из страны. Показатели инфляции к концу года достигли рекордных показателей в 19,6%.
Российское зерно играло роль своеобразного стабилизатора для рынка Казахстана, его активно использовали казахстанские птицеводы в качестве кормов, и именно корма дают примерно 70% себестоимости мяса птицы.
О росте цен на сахар в Казахстане не писал только ленивый, рост стоимости этого продукта составил 87%. Продовольственная инфляция за июль составила 19,7%. Это грозит серьезной проблемой в обеспечении продовольственной безопасности нашей страны, куда существенная часть продовольственных товаров поставляются через Россию.
РФ до 24 февраля 2022 года была основным хабом для перевозок товаров в страны СНГ и многие международные компании открывали там свои заводы, организуя дистрибьютерские сети по всему постсоветскому пространству. Продукты питания, бытовая химия, мировые брендовые одежды, кроссовки, компьютеры, программное обеспечение - все эти товары и услуги проходили через Россию. И даже если на Казахстан не были наложены санкции, сейчас придется напрямую договариваться с международными компаниями о поставках в обход России. Но процесс в поисках альтернативных путей займет время.
В-третьих, важно разработать пути формирования новых моделей мультиформатых взаимодействий в регионе. Геополитический шторм сместил устоявшиеся форматы. Большинству кажется, что политики как будто, отодвинули на второй план веру в силу убеждения взяв на вооружение инструменты «real policy». Прошедшие в столице Казахстана мероприятия осенью мероприятия продемонстрировали миру, что за инструментами консенсусной дипломатии сохраняется потенциал.
Встреча глав государств в формате «Центральная Азия – Россия» завершала дипломатический марафон высокого уровня. В словах Президента Республики Казахстан обнаруживается набор логичных, выполнимых идей и рекомендаций, которые позволят Центральной Азии оставаться очагом стабильности и эффективных взаимодействий, которые делают регион образцом для выстраивания кордонов противостояния кризисным интенциям.
В тот момент, когда основная часть мира находится в жестком политическом противостоянии, республики Центральной Азии успешно наращивают сотрудничество. За 2021 года объем внутрирегиональной торговли вырос на 34 %, превысив 6 миллиардов долларов, и эта цифра выше допандемийного уровня.
Российская Федерация традиционно имеет сильные позиции в странах Центральной Азии. В нынешней ситуации поддержание высокого уровня межчеловеческих связей между нашими странами позволит не просто сохранить и приумножить потенциал экономической кооперации, но и возможно найти пути выхода из геополитического кризиса глобального масштаба.
Транспорт и транзит особенно важен в условиях разрыва традиционных логистических цепочек. Особенно, если принять во внимание транспортные и логистические проекты, вроде сопряжения проекта Большой Евразии и китайской инициативы «Один пояс- один путь». Сценариям перехода из текущего настоящего в продолженное будущее соответствует создание совместных предприятий России и республик Центральной Азии. Россия, таким образом открывает новые возможности для подключения центральноазиатских государств к имеющимся масштабным инициативам по импортозамещению, что пойдет на пользу развитию экономик стран региона.. Важен процесс перенастройки финансовых инструментов, которые позволяют исключить политический фактор из экономических операций. Отдельного внимания заслуживает обсуждение вопросов развития транспортных коридоров Большой Евразии. Это прежде всего коридоры такие, как «Восток-Запад» и «Север-Юг». Очень важно в конструктивном русле рассматривать все эти проекты и задачи.
Таким образом, 2022 год в Центральной Азии поставил во главу угла необходимость решения с одной стороны вопросов сохранения общих треков развития. Исторически республики страны были связаны. Важно помнить об этом, оберегать общую историю и строить будущее во имя благополучия наших народов. Необходимо предпринять усилия для выработки действенных инструментов для предупреждения новых угроз и своевременного реагирования на них.
Те механизмы, которые сегодня определяют баланс сил в Евразии устарели и н нуждаются в совершенствовании на системном уровне. Наглядными примерами служат попытки дестабилизации ситуации в регионе.
Не стоит забывать о той роли, которую в формировании угроз безопасности в Евразии играет Афганистан. Нестабильный Афганистан — это риск для региона. Кроме того, как показали последние события на кыргызско-таджикской границе отсутствие четкой линии границы, является дестабилизирующим фактором между отдельными странами региона.
Для того, чтобы максимально нивелировать риски необходимо разработать и принять новую модель экономического сотрудничества стран Центральной Азии и России. Акцент необходимо сделать на мерах поддержки малого и среднего бизнеса, запуске совместных проектов в энергетике, промышленности, транспортно-логистической сфере, сельском хозяйстве. Развитие собственных производств позволит странам на взаимовыгодной основе заместить друг для друга многие виды зарубежной продукции, доступность которых сегодня зачастую ограничена в следствии действия большого числа санкций, против России, которые опосредованно оказывают влияние и на республики Центральной Азии ввиду высокой взаимозависимости.