Гилберт Честертон английский мыслитель, журналист и писатель, живший на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, когда-то сказал удивительно мудрую фразу «Мы сами заводим друзей, сами же создаем себе врагов, и лишь наши соседи — от Бога».
Кто бы мог подумать, что в начале третьего десятилетия века двадцать первого эти слова будут настолько актуальны при попытке охарактеризовать ситуацию в Центральной Азии и оценить то, каково там место России.
На фоне эпохи большой геополитической нестабильности страны Центральной Азии и Россия вошли в новый период отношений. Долгий опыт совместного пребывания в рамках Российской империи, Советского Союза обусловил близость в политической, экономической и инфраструктурной сфере. В постсоветский период страны Центральной Азии и Россия сформировали общее политико-экономическое и оборонное пространство. Этот опыт должен быть взят на вооружение при преодолении проблем и противоречий, которые всегда сопровождают путь самостоятельного развития.
Общность социокультурного взаимодействия стран ЦАР и России обеспечивается за счет сохранения русского языка. Так, в Казахстане в конце 2021 года насчитывалось 6957 государственных школ, из которых 16,6% ведут преподавание на русском языке, 29,4% на казахском и русском. В Кыргызстане на хорошем уровне русским языком владеют 52% жителей, примерно 30% населения могут на нем коммуницировать. В небольшом Таджикистане работают 26 школ с обучением только на русском языке, а в 185 школах преподают на государственном и русском языках. Разговорным русским языком в Узбекистане владеет от 50 до 80% населения. Все это дает возможность абитуриентам из Центральной Азии продолжать обучение в лучших вузах России. Порядка 160 тыс. граждан государств ЦА ежегодно обучаются в России, из них - 60 тыс. за счет средств бюджета.
Заслуженным авторитетом пользуются в Центральной Азии филиалы российских вузов, таких как МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина.
В мае 2019 г. в Узбекистане открылся первый на пространстве СНГ филиал МГИМО(У) МИД России. В феврале 2022 г. было подписано российско-казахстанское соглашение, регулирующее деятельность филиалов вузов двух стран на территории друг друга. В Бишкеке и Душанбе успешно работают Киргизско-Российский Славянский университет и Российско-Таджикский (Славянский) университет. Прорабатывается вопрос об открытии на территории Казахстана совместного университета.
За последнее десятилетие (2010-2021 гг.) объем накопленных российских инвестиций в Центральную Азию достиг 30,5 млрд долл. Около 10 тысяч предприятий с участием российского капитала создают в Центральной Азии около 900 тыс. рабочих мест.
История, как известно имеет свойство повторятся, и новый раунд «Большой игры», в который входит регион можно считать своеобразным «тестом», по результатам которого станет ясно, как будет строится взаимодействие ЦАР с Россией в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сегодня для России Центральная Азия является стратегически значимым южным флангом. В условиях системного конфликта с Западом перезагрузка отношений призвана обеспечить пространство для маневра в процессе выстраивания новой коммуникативной среды. Для стран пятерки Россия помогает бороться с «континентальным проклятием».
Прослеживаются три основных магистральных направления развития отношений между странами ЦА и Россией.
1. Безопасность. Традиционный вопрос о безопасности рассматривается как в двухстороннем формате, так и в многостороннем, в рамках ОДКБ, ШОС, СВМДА и СНГ. Важно выработать действенные инструменты для предупреждения новых угроз и своевременного реагирования на них. Стабильность и безопасность в каждом из государств напрямую влияет на ситуацию в регионе. На регулярной основе проводятся консультации по вопросам противодействия международному терроризму, осуществляются соответствующие двусторонние проекты, оказывается содействие в подготовке профессиональных кадров. Связка «Россия и Центральная Азия» является общим пространством безопасности. Опыт решения недавних кризисов показывает, что как внешние, так и внутренние вызовы стабильности и безопасности были купированы совместными действиями России и стран Центральной Азии. В случае с Афганистаном было активизировано взаимодействие в оборонной сфере и были проведены совместные учения стран – членов главного регионального оборонного объединения ОДКБ с Узбекистаном. Развёртывание миротворческого контингента ОДКБ во время январских протестов Казахстане позволило стабилизировать ситуацию.
2. Экономика. В условиях реального риска вторичных санкций необходимо максимально нивелировать риски и проработать условия, которые позволят сформировать безопасную и модель экономического сотрудничества стран Центральной Азии и России. Важно устранять торговые барьеры и не допускать протекционистских мер. Целесообразно сфокусироваться на улучшении структуры товарооборота и расширении его номенклатуры. Развитие собственных производств позволит странам на взаимовыгодной основе заместить друг для друга многие виды зарубежной продукции, доступность которых сегодня зачастую ограничена в следствии действия большого числа санкций, против России, которые опосредованно оказывают влияние и на республики Центральной Азии ввиду высокой взаимозависимости.
3. Транспорт и транзит особенно важен в условиях разрыва традиционных логистических цепочек, возрастает значимость беспрепятственного перемещения, как людей, так и товаров, услуг и пр.
Запрос на многовекторность центральноазиатских республик подталкивают власти искать пути для диверсификации внешней политики, экономических контактов, инвестиционного и технологического пакета. Украинский кризис стал серьёзным катализатором этого процесса, подтолкнув региональных игроков как минимум к переосмыслению существующего положения вещей. Центральноазиатские республики максимально дистанцируются от украинского кризиса на уровне политических заявлений, пытаясь сохранять максимально нейтральную позицию.
Минимизируя экономические риски для Казахстана, пришлось посредством покупки филиалов российских банков местными финансовыми учреждениями. Достаточно внимательно отслеживается процесс «карточного туризма» россиян, дабы не повысить и без того высокие риски вторичных санкций. Проблема банковских и финансовых операций становится одной из наиболее острых, особенно на бытовом уровне. Российская система «Мир» имеет весьма ограниченное распространение.
Из-за риска ареста самолетов, находящихся в лизинге российские авиакомпании на маршрутах с Центральной Азией, используют российский Sukhoi Superjet, но в силу ограниченности парка интенсивность полётов сократилась. Местные компании по непонятным причинам вытесняются с рынков, так именно Россией не было продлено разрешение на полеты в Новосибирск и Омск для «Qazaq Air», т.е. идет ощутимое понижение интенсивности авиапотока. И это далеко не полный перечень того, что сегодня определяет отношения России и стран Центральной Азии.
Ясно только одно, что, будучи «соседями от Бога» мы имеем собственную очень насыщенную повестку отношений и она выходит за рамки сугубо региональной. Поворот российской внешней политики на Восток, невозможен без перезагрузки отношений со стратегическими партнёрами в Центральной Азии, которые России нужно перестать считать «младшими братьями». Необходимо переходить к паритетным и равным партнерским отношениям, без формирования которых невозможно сформировать встраивание центральноазиатского направления внешней политики России в более глобальный восточный вектор.