Доклад: Международный опыт обеспечения продовольственной безопасности: возможности для Казахстана

Опубликовано: 26.08.2022

Доклад: Международный опыт обеспечения продовольственной безопасности: возможности для Казахстана

 Международный опыт обеспечения продовольственной безопасности: возможности для Казахстана

 

Не успела глобальная экономика начать восстанавливаться после шоков ковидных 2020-2021 годов, как в 2022-м последовал еще более тяжелый шок, вызвавший буквально тектонические сдвиги в мировой экономической системе. После начала специальной военной операции в Украине произошло масштабное уничтожение пахотных земель, были разорваны логистические цепочки во всем мире, нарушено транспортное сообщение между рядом стран. Это привело к глобальному росту инфляции и цен на продовольствие, что пагубно сказалось на ситуации продовольственной безопасности. Повышение цен на продовольственные товары, крупнейшими поставщиками которых выступают Россия и Украина, а также на удобрения было максимальным с 2008 года.

Страна считается защищенной с точки зрения продовольственной безопасности, когда доля людей, страдающих от голода, составляет менее 5 % от общей численности населения. Максимальное число людей, страдающих от недостатка продовольствия проживают в Африке к югу от Сахары и в Южной Азии. Международная организация помощи голодающим мира Welthungerhilfe распространяющая специальный индекс помощи голодающим мира, где 0 – это полное отсутствие голода, а 100 – наихудшая возможная ситуация, по состоянию на конец 2021 года указывает, что самые плохие показатели у Сомали - 50,8. Как «очень серьезная» оценивается ситуация в Центральноафриканской Республике (43), в Республике Чад (39,6), в Демократической Республике Конго (39), на Мадагаскаре (36,3) и в Йемене (45,1).

Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, а также содействие устойчивому развитию сельского хозяйства составляют одну из целей устойчивого развития.

Важность и значимость обеспечения продовольствием определяется тем, что в 2021 году по данным ФАО от голода страдали от 702 до 828 миллионов человек, а 41 миллион человек находится на его грани. При этом почти 2,37 млрд человек не имели доступ к достаточному питанию в 2020 г., что на 320 миллионов человек больше, чем в 2019 году. И тенденция такова, что мир не в состоянии достичь цели «Нулевой голод» к 2030 году.

При этом проблема состоит в том, что продовольственной безопасности не заключается исключительно в самообеспечении страны продовольствием. Продовольственная безопасность подразумевает наличие возможности каждого члена общества на получение достаточного питания или доступа к продовольственным ресурсам необходимым для поддержания здоровья и активности.

Пандемия, нашествия саранчи в Африке и Индии, глобальный геополитический шторм— вот тот комплекс проблем, который актуализировал вопрос продовольственной безопасности. В марте текущего года среднее значение индекса продовольственных цен ФАО составило 159,3 пункта, и этом исторический максимум с момента создания данного индекса в 1990 году.

В 2019-2021 гг. на долю России и Украины приходилось около 30% мирового экспорта пшеницы и 20% мирового экспорта кукурузы. Рост цен затронул также ячмень и сорго.

Индекс цен на растительные масла ФАО вырос на 23,2% из-за роста котировок подсолнечного масла, ведущим мировым экспортером которого является Украина. Цены на пальмовое, соевое и рапсовое масло также заметно выросли из-за повышения цен на подсолнечное масло и сырую нефть, при этом в случае соевого масла фактором, оказавшим дополнительную поддержку котировкам, стали опасения относительно сокращения экспорта из Южной Америки.

Основная причина увеличения роста цен на сахар – рост цен на сырую нефть и повышение обменного курса бразильского реала.

Росту цен на мясо поспособствовали дефицита убойных свиней в Западной Европе, сокращения поставок из-за вспышек гриппа птиц.

Центральная Азия как регион точно также испытывает на себе возрастающее влияние продуктовой инфляции, что отражается на ситуации с обеспечением продовольственной безопасности.

В трех странах региона – Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане – действуют отдельные законы о продовольственной безопасности. В Казахстане и Узбекистане концепции продовольственной безопасности интегрированы в программы национальной безопасности или в документы политики в области развития сельского хозяйства и сельских районов.

Во временном промежутке 2019-2021 год в Глобальном индексе продовольственной безопасности свои позиции улучшил Казахстан переместившись с 48 на 41 место и Таджикистан, подняшийся на 10 позиция, до 83 места. Узбекистан наоборот по сравнению с 2019 годом сместилася вниз на 8 позиций. Кыргызстан и Туркменистан, там не представлены.

С целью обеспечения социальной стабильности в Центральной Азии в период пандемии COVID-19 были приняты определенные политические меры, направленные на обеспечение объема внутренних запасов и сдерживания роста цен на основные продукты питания. В частности, стоит назвать разрешение на распределение продовольствия, предоставление сельскохозяйственных кредитов и финансовых средств, осуществление административного контроля над ценами и рыночных интервенций, оказание социальной поддержки уязвимым группам населения для доступа к продовольствию, содействие сбыту и разработке платформ электронной торговли.

Казахстан, как интегрированная в глобальную экономику страна, также фиксирует рост цен на топливо, корма, запчасти и ремонт оборудования, металлы. Это подстегнуло общий рост инфляции и потребовало от производителей повышать зарплаты, что также вызывало рост стоимости конечного продукта. С учетом сложности ситуации в Казахстане был разработан план обеспечения продовольственной безопасности на 2022-2024 годы. Критерии и индикаторы достижения которого показаны в таблице ниже.

Индикаторы и критерии достижения продовольственной безопасности Казахстана в 2022-24 гг.

Критерий

Характеристика

Меры планируемые предпринять правительством Казахстана в 2022-24 гг.

физическая доступность продовольствия

уровень доступности на рынке продовольствия

будет проведена диверсификация в растениеводстве путем увеличения площадей масличных культур с 3 млн га до 3,5 млн га, картофеля с 200 тыс. га до 215 тыс. га, кормовых с 3,6 млн га до 4,2 млн га. Также в течение трех лет будет увеличено поголовье КРС до 9 млн голов, МРС до 20,1 млн голов, лошадей до 4 млн голов и т.д.

экономическая доступность продовольствия

возможность приобретения продовольствия населением

снижение арендной платы торговыми рынками для реализаторов СЗПТ, выработка мер по переходу от административного регулирования цен на адресную поддержку социально уязвимых слоев населения, проведение оценки эффективности деятельности стабилизационных фондов, увеличение занятости в сельской местности путем создания не менее 25 тысяч хозяйств через новые формы вовлечения в оборот сельхозземель, а также освоения новых орошаемых земель

 

 

безопасность пищевой продукции

возможность потребления безопасной продукции

обеспечение контроля за качеством и безопасностью пищевой продукции для увеличения доли исследуемой импортной продукции до 80%, модернизация существующих и создание новых отечественных предприятий по производству ветеринарных и биопрепаратов для увеличения доли отечественных ветеринарных и биопрепаратов до 80% в 2024 году и другие.

 

 

 

Ключевой фактор оценки уровня продовольственной безопасности страны — это стоимость, структура и состав потребительской корзины. Наиболее оптимальной является потребительская корзина США. В основу расчета ее стоимости положен размер минимальной заработной платы в США. В 2021 году он был равен 7 долларов 25 центов в час, путем несложных расчетов можно сказать, что за год работающий человек при пятидневной трудовой неделе и восьмичасовом рабочем дне получит около 15 100 долларов.

Состав и структура потребительской корзины формируются на доказательной основе. Сбором и обработкой данных занимается специальное подразделение — Бюро статистики труда (BLS). Примерно 12 тысяч жителей США из разных штатов, живущих в городах и имеющих разный социальный и имущественный статус, ведут специальные дневники своих покупок на протяжение определенного отрезка времени, причем это делается на возмездной основе. Доказательная база собирается именно в городах потому, что 93% всего населения США живет в городах, а потребительская корзина призвана учитывать потребности основной массы населения.

Все эти данные анализируются, товары сортируются по востребованности, и формируется потребительская корзина. Такой подход обеспечивает точное представление о предпочтениях потребителя. Американская корзина состоит более чем из 350 позиций, официальные данные можно найти на сайте Бюро Статистики США. В потребительскую корзину США входят основные продукты питания и напитки. Ее непродовольственная часть включает: расходы на жилье, мебель, одежду, транспортные расходы, расходы на медицинское обслуживание, расходы на отдых, игрушки и стоимость входных билетов в музеи, расходы на образование, связь. Американское правительство такие «случайные» статьи расходов как табак, стрижка волос, похороны.

В Германии Федеральное статистическое ведомство проводит опрос 60 тысяч семей и на основе размеров их расходов и их структуры формирует потребительскую корзину. В состав немецкой потребительской корзины входят более 750 товаров, причем помимо привычных продуктов питания там можно найти такие пункты измеритель кровяного давления на запястье.

В Канаде метод расчета потребительской корзины используется для расчета минимальной стоимости жизни. Состав национальной продовольственной корзины определяется с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения для еженедельной продовольственной корзины семьи из четырех человек. В состав продуктовой корзины входят такие группы продуктов, как: молочные продукты; яйца; мясо, птица, рыба; заменители мяса; зерновые продукты; цитрусовые и помидоры; прочие фрукты; картофель; прочие овощи; жиры и масло; сахар и прочие сладости. В рацион канадцев включены такие овощи, как картофель, брокколи, капуста, морковь, сельдерей, огурцы, салат кочанный, лук, перец, репа, кукуруза, фасоль и мороженая овощная смесь. Из фруктов продуктовая корзина включает: яблоки, бананы, виноград, персики, апельсины. Состав потребительской корзины практически не учитывает региональные различия.

Потребительская корзина Казахстана установлена законодательно. Определить стоимость потребительской корзины возможно исходя из величины прожиточного минимума, который используется для исчисления размеров базовых социальных выплат (34 302 тенге). 55% от этой суммы составляют сумму в 18 886 тенге, что и составляет стоимость продуктов, входящих в потребительскую корзину, проблема в том, что это средневзвешенная цена, в реальности имеет место серьезная диспропорция между планами и фактической стоимостью.

По каждому региону объем прожиточного минимума варьируется. Самый высокий прожиточный минимум по состоянию на конец второго квартала 2022 года зафиксирован в Мангистауской области (51 197 тенге), Нур-Султане и Алматы (47 522 и 45 612 тенге соответственно). Самый низкий прожиточный минимум в Актюбинской области (39 782 тенге) и Кызылординской области (39 055 тенге).

Содержание потребительской корзины включает 43 наименования продуктов. Этот список пересматривают каждые лет пять и вносят в него определенные изменения.

Состав продовольственной корзины в Республике Казахстан

 

Мясо и другой белок

 

Наименование

Кг/год

1

Говядина

15

2

Свинина

9

3

Баранина

6,3

4

Птица

5

5

Конина

3,3

6

Колбаса

3

7

Судак

8,4

8

Субпродукты 1 категории (печень)

0.4

Углеводы и мучное

 

Наименование

Кг/год

9

Мука

13

10

Пшеничный хлеб

31

11

Ржано-пшеничный хлеб

4,8

12

Ржаной хлеб

4,8

13

Макароны

4,4

14

Рис

8,5

15

Овсяная крупа

2

16

Манная крупа

2

17

Гречневая крупа

2

18

Горох

2

Овощи и фрукты

 

Наименование

Кг/год

19

Капуста

25

20

Морковь

20

21

Лук

20

22

Помидоры

5

23

Огурцы

5

24

Свекла

5

25

Арбуз

10

26

Яблоки и другие свежие фрукты

25

27

Ягоды (виноград, клубника и т.д)

4.5

28

Сухофрукты 

0.5

29

Картофель

95

Молоко, молочные продукты, жиры и яйцо

 

Наименование

Кг/год

30

Молоко

84

31

Яйцо

142 шт

32

Сметана, 20% жирности

3.2

33

Творог полужирный

4.9

34

Сыр сычужный

2.3

35

Масло сливочное

4.4

36

Масло подсолнечное

7

37

Маргарин

1.5

Специи, приправы, чай

 

Наименование

Кг/год

38

Сахар

18

39

Соль пищевая

2.19

40

Дрожжи

0.05

41

Специи

0.02

42

Чай

0.67

43

Майонез

0.5

 

Заниженные стандарты потребления продовольствия в Казахстане серьезно влияют на уровень доверия к социальной политике. Расходы на отдельные товары в структуре прожиточного минимума внушают определенные сомнения. Согласно показателю, человеку на целый месяц достаточно купить говядину на 2,6 тыс. тенге, макароны – на 260 тенге, гречневую крупу – на 120 тенге, рис – на 255 тенге и так далее.

По данным Национального бюро статистики Казахстана, по измерениям уровня жизни в третьем квартале 2021 года расходы казахстанцев в среднем на душу населения за квартал составили 206 419 тенге. При этом расходы на продукты питания из них составили 52,8 процента, или 109 010 тенге. Эта сумма серьезно превышает прожиточный минимум.

Проведенный анализ показывает наличие серьезных диспропорций при расчете содержимого продовольственной корзины в РК. Количество наименований в корзине составляет обычно от 100, а то и от двухсот, в Казахстане этот показатель мал. И серьёзных попыток для изменения ситуации не предпринимается. В планах правительства есть идея увеличения списка продуктов с 43 до 50.

Пищевой аспект – это неотъемлемая часть концепции продовольственной безопасности, при формировании которой следует учитывать то, какой уровень питания населения положен в основу планирования. Минимально необходимому уровню обеспеченности населения продуктами питания соответствует продовольственный компонент «потребительской корзины».

Критерии оценки обеспеченности населения продовольствием

 

 

Критерий

Показатель

1

производство продуктов питания отечественными товаропроизводителями

80-85 % общего объема

2

потребление населением продуктов питания

оптимальный уровень калорийности (2353 ккал в сутки)

3

обеспечение рациональной структуры питания и полное удовлетворение потребностей населения

в соответствии с физиологически обоснованными нормами

4

соответствие качества продуктов питания

требования технических регламентов

5

создание восполняемого страхового запаса продовольствия

на уровне 25 % от годового объема потребления продуктов питания

7

наличие реальной возможности удовлетворения потребности в продуктах питания, не выпускаемых внутри страны или выпускаемых в недостаточных количествах

за счет импорта;

8

производство на душу населения зерна.

не менее 1 тонны зерна.

 

 

Вернувшись к упомянутому выше индексу продовольственной  безопасности   отметим, что проблема голода не является актуальной для Казахстана. Но говорит о неудовлетворительной ситуации в области продовольственной безопасности в Казахстане позволяет тот факт, что из 9 индикаторов, ее определяющих положительное сальдо достигнуто лишь по четырем.

При этом есть и положительные моменты, показывающие сильные стороны проблемы продовольственной безопасности в Казахстане. Так объем переходящих запасов зерна в республике установлен в размере 90 дней, что соответствует 25 % годового объема потребления, что практически вдвое выше критериев рекомендованных ФАО, которая предлагает оставлять на хранение до уборки следующего урожая составляет запас равный 60 дням или 17 % годового потребления. Отмечается, что на 2021-22 гг. объем переходящих запасов составит объем порядка 1,3 млн. тонн. При этом если сопоставить эти цифры то, получается, что данная цифра ниже рекомендуемых объемов зерновых запасов, и доводить его до рекомендованных законом, необходимо за счет импорта. При импорте в 0,6 млн. тонн показатели продовольственной безопасности будут лучше, но не достигнут рекомендуемых, получается, что сумма переходящих запасов зерна на 2021-2022 год будет составлять порядка 14% от рекомендуемых. Соответственно вполне ожидаемым может быть рост цен на муку и ее производные в зимний и весенний период, когда запасы будут истощаться.

Общим предельным нижним показателем продовольственного обеспечения страны считается производство зерна в размере 600 кг в год в расчете на душу населения. Путем простых математических расчетов высчитаем уровень производства зерна на душу населения по итогам снятого осенью 2021 года урожая. Согласно официальным данным на 1 ноября 2021 года численность населения составила 19 082 467 чел. Разделив эту цифру на урожайность, получаем 1,1 тонны. Т.е. по этому показателю видно практически двукратное превышение, что говорит о том, что в плане производства зерновых Казахстан делает все для обеспечения своей продовольственной безопасности.

Уровень обеспечения продовольственной безопасности находится в прямой зависимости от ситуации развития сельского хозяйства. Есть мнение, что для сохранения продовольственной независимости государство должно производить не менее 80% продовольствия, необходимого для внутреннего потребления. И у ведущих стран мира, таких как США, Франция - уровень самообеспечения продовольствием составляет 100%, ФРГ-93%, Италии – 78%.

При этом Казахстан не является той страной, которая имеет такие показатели производства сельхозпродукции. Самообеспечение продовольствием на 100% является одной из стратегических целей обеспечения безопасности, достигнуть которую предполагается к 2024 году. По ситуации на середину 2021 года из 29 ключевых продовольственных товаров лишь по 11 наблюдается обеспеченность свыше 100%, по 12 – превышает 80%, а по шести есть импортозависимость.

Один из ключевых аспектов обеспечения продовольственной безопасности состоит в возможности и способности АПК производить и поставлять на внутренний рынок и в государственные резервы продовольственные товары и ресурсы в необходимом ассортименте, в достаточных объемах и должного качества с учетом социальной структуры населения и фактического уровня доходов, обеспечивающих их физическую и экономическую доступность и продовольственную независимость страны.

Продовольственная безопасность составляет существенную часть механизма сохранения социальной стабильности. Голод немыслимое явление в цивилизованной стране и это только один аспект. Человек, который хорошо и разнообразно питается более здоров, активен и может быть полезен для государства как эффективный участник социально-экономических процессов.

В Республике Казахстан, есть расхождения между физиологическими нормами потребления, рекомендованными в НПА и тем, какие нормы потребления продовольствия определены в содержании продовольственной корзины. Физиологические нормы потребления продуктов питания выше, чем те, которые прописаны в нормативах, регулирующих содержание потребительской корзины. К примеру, среднее потребление мяса и мясопродуктов установлены на уровне 78,4 кг в год, а в рамках прожиточного минимума – 50,3 кг в год. Казахстанская потребительская корзина не включает в себя 21 наименование продуктов питания, необходимых для физиологических норм в питании.

В условиях неустойчивости глобальных процессов вопросы обеспечения продовольственной безопасности должны решаться в плоскости взаимодействия интегрированных в единое пространство стран. Продовольственная безопасность является проблемой многоаспектной и неоднозначной, так как в условиях открытости национальных макросистем возникают конфликтные вопросы в процессе ее обеспечения. В данном случае важно рассчитать риски и предпринять сбалансированную внешнеторговую и внутреннюю политику. Основным в принятии решений должен быть принцип приоритетности удовлетворения потребностей человека, обеспечения доступа к качественной пище в достаточном количестве. Решение данной задачи находится в плоскости решения комплекса производственных, экологических, социальных проблем. И в первую очередь, речь идет о формировании в стране реального сектора, способного производить продукты питания, соответствующие мировым стандартам качества и безопасности. При этом, важно формировать и развивать культуру создания собственных производств на всех уровнях: домашних хозяйств, региональном, национальном.

При планировании развития страны, регионов необходимо учитывать оценочные параметры обеспеченности населения продовольствием, показатели качества и безопасности, реальные возможности воспроизводственной системы страны, ресурсный потенциал. В данном случает остро стоит вопрос о наличии качественных данных, открытости и доступности, возможности их обработки и интерпретации. Решения в данном направлении должны приниматься на основе доказательности и обоснованности в разрезе обеспечения продовольственной безопасности на страновом, региональном уровнях с детализацией спроса различных социальных групп.

Мировая практика государственного управления процессами обеспечения экономической безопасности, в том числе продовольственной основывается на принципах устойчивого развития всех воспроизводственных процессов, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения. Вопросами продовольственной безопасности в ряде развитых стран занимаются различные государственные структуры, которые отвечают за их решение, причем с детализацией конкретного продукта, его типологизации по потребностям населения и уровням удовлетворения.

В Казахстане, как и странах бывшего Союза достаточно сложная организационная архитектура обеспечения продовольственной безопасности, которая состоит из ряда министерств, негосударственных и межгосударственных организаций. Так, за физическую доступность продуктов отвечают Министерство сельского хозяйства РК, Министерство торговли и интеграции РК, Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК, акиматы и др. Вопросы обеспечения безопасности лежат в сфере управления Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг, Министерства здравоохранения РК, Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК и других организаций. При этом координирующего органа нет, вследствие чего многие вопросы могут дублироваться, сама система госуправления процессами обеспечения продовольственной безопасности является громоздкой, функционал расширен. Необходимо создать единый центр по продовольственной безопасности РК, который будет связывать процессы, связанные с производством (сельское хозяйство, перерабатывающий сектор), торговлей сельхозпродукции, логистикой, доставкой до потребителя, контролем и обеспечением безопасности продукции и т.д.

Также, для стран СНГ, ЕАЭС целесообразно создать единую стратегию продовольственной безопасности, которая будет синхронизировать действия правительств по обеспечению достойного уровня жизни населения интеграционных сообществ постсоветского пространства и способствовать формированию единого рынка продовольственных товаров.

Единый аграрный рынок ЕАЭС должен послужить основой для формирования нового уровня продовольственной безопасности. Эти задачи необходимо решать путем реализации единой политики, формирующей согласованные механизмы экономической интеграции учитывающее специфику агропромышленного комплекса каждого государства ЕАЭС.

              Фактически, обеспечить продовольственную безопасность возможно посредством обеспечении ускоренного развития всех сфер агропромышленного комплекса, повышения его инновационной составляющей, конкурентоспособности, что в конечном итоге станет базисом коллективной безопасности, повысит уровень жизни, доходы населения.