Экспертный доклад: «Центральная Азия 2023, что ждет регион в наступившем году?»

Антикризисная стратегия должна строится не только в рамках выстраивания гибкой экономической политики, но и в сфере геополитического взаимодействия, дабы сделать возможности реагирования более адаптивными.

Центральная Азия 2023 – глобальный и региональный контекст

 

Основным фактором, провоцирующим жесткие формы конфронтации, продолжают оставаться сегодня не сколько экономические факторы, а их политизация и работа с ними как инструментом воздействия. Такими триггерами, провоцирующими рост нестабильности, являются растущая конкуренцияя между государствами, отрицательная экономическая динамика, обуславливающая падение уровня жизни и ухудшение социальной ситуации. Осложняет все усиливающаяся геополитическая напряженность, которая влияет на все системы, связанные с обеспечением продовольственной, энергетической и финансовой безопасности региона.

Россия, один из ключевых внешних акторов в Центральной Азии, угрозы и риски, связанные с вероятными санкциями существенным образом, влияют на ситуацию в регионе и на возможности стран региона использовать экономическую конъюнктуру в целях собственного экономического развития.

То, что пиковые значения кризиса еще не достигнуты демонстрирует цифры экономического роста, в Европе и Центральной Азии по итогам 2022 года они снизились до 0,2 %. При этом из республик Центральной Азии неплохие показатели роста экономики показывает Таджикистан, где за 2022 год рост составил 7%. Рейтинговые агентства и эксперты, прогнозируя экономическую ситуацию в ЦА на 2023 года говорят о об уровне экономического роста в 4%.

Достаточно высокими остаются инфляционные ожидания, по мнению экспертов АБРР это цифра в 2023 году будет в пределах 8,5%. Причем инфляция будет сохраняться, и этот рост отражает повышение цен на продовольствие. При этом определенным образом, от роста цен на углеводороды выиграли экспортеры, а субрегиональные экономики достаточно умело обыгрывают фактор притока капиталов и людей из России.

Исходя из этого, антикризисная стратегия должна строится не только в рамках выстраивания гибкой экономической политики, но и в сфере геополитического взаимодействия, дабы сделать возможности реагирования более адаптивными.

В регионе, особенно среди гражданских активистов Казахстана и Кыргызстана, усилился дискурс на тему процессов политической деколонизации. Начало военных действий в Украине усилило этот процесс. Ожидаемым событием станет инициированный Казахстаном первый межпарламентский форум, который пройдет в феврале, в городе Туркестан. Участники встречи рассмотрят роль парламентариев в расширении сотрудничества на основе общего историко-культурного наследия. На полях форума будет обсуждаться вопрос укрепления всестороннего стратегического сотрудничества стран Центральной Азии и роли парламентов в этом процессе.

Пока не заметно, чтобы один из внешних игроков вынашивал планы развязывания конфликта в Центральной Азии. Хотя ситуация в Афганистане способна спровоцировать приграничные столкновения, вовлекающие Таджикистан, Туркменистан, миротворцев ОДКБ и международные террористические группировки. Вызывает тревогу то, что различные рода радикалы находятся на территории Афганистана, есть вероятность того, что эти радикалы могут стать реальной угрозой безопасности. Тем не менее имеются инструменты борьбы с этим риском — сотрудничество в ОДКБ, в рамках ШОС, СНГ.

Вероятны локальные конфликты по типу киргизо-таджикского. Если переговоры не сдвинутся с мёртвой точки, не исключено, что в столкновении будут принимать участие те же стороны в тех же географических координатах, хотя Казахстан и Узбекистан, как системообразующие игроки будут заинтересованы в том, чтобы купировать проблему. Именно Казахстан и Узбекистан имеют реальную возможность доносить свою позицию до руководства конфликтующих стороны. В эскалации конфликта не заинтересованы ни Китай, ни Россия: так как для них не выгодно иметь в Евразии еще один конфликт, который потребует серьезных ресурсов для разрешения.

 

Республика Казахстан: основные ожидания от 2023 г

 

Экономическая ситуация останется сложной. Экономический рост по состоянию на конец 3 квартала 2022 года составил 2,8%. Национальный банк прогнозирует инфляцию на 2023 год на уровне 11-13%, тогда как у правительства она ожидается на уровне 7,5-9,5%, а рост ВВП составит 3-4%. Но есть вопросы к тому, насколько данный прогноз оправдан, так как в 2022 году инфляция разогналась до рекордных 19%, и пока нет реальных свидетельств тому, что ее скорость может ощутимо снизится. Это связано с тем, что экспорт нефти через Каспийский трубопроводный консорциум по-прежнему ограничен. Курс доллара сложится на уровне 486 тенге.

Судя по тому, как Казахстан голосует в ООН, нельзя судить об увеличении или уменьшении влияния России. Это один из ведущих игроков в регионе. Казахстан зависим от экономической ситуации в РФ, которая определяется осязаемыми факторами — зависимостью от импорта и транзита товаров. Токаев, пытается дистанцироваться от становящегося довольно токсичным соседа, но возможности его ограничены.

При этом для Казахстана год ожидается очень и очень динамичным, и богатым на политические события. В январе прошли выборы в Сенат, 19 марта пройдут выборы в Мажилис и маслихаты.

Обновилось партийное поле, были зарегистрированы две новых политических партии. Также начнет работу Конституционный суд, в который смогут обращаться все граждане.

Хочется верить в то, что активность, которую проявляет государство в плане перезагрузки систем управления позволит усилить социальную защиту населения. В 2023 году в Казахстане появится Социальный кодекс, который направлен на поддержку материнства и детства, развитие рынка труда, помощь малообеспеченным семьям, социальную защиту и поддержку лиц с инвалидностью и потерявших кормильца, совершенствование пенсионного обеспечения и др. Появится цифровая карта семьи для равного доступа казахстанцев к государственной поддержке, а система страхования будет направлена также на стимулирование занятости граждан.

 

Узбекистан в 2023 году, поиски стратегии адаптации к внешним вызовам

 

Стратегия развития Узбекистана на новый год прозвучала 20 декабря 2022 года из уст Шавката Мирзиёева в Послании к народу. Главным лейтмотивом Послания стали те усилия, которые важно направить на успешное продолжение реформ. Действия правительства должны быть сконцентрированы на обеспечение макроэкономической стабильности. Опыт проведения саммитов ШОС и Тюркского Совета продемонстрировал умение руководства Узбекистана организовать диалог по самым сложным международным вопросам. Проводится подготовка к проведению в Узбекистане Глобальной конференции по продовольственной безопасности.

Планируя свою макроэкономическую политику Узбекистан, исходит из того, что в 2023—2024 годах снижение мирового спроса окажет положительное влияние на цены за счет понижения инфляционного прессинга. Рост ВВП в 2023 году прогнозируется на не менее чем на 5,3%. Правительство Узбекистана планирует в текущем году снизить инфляцию на 5-8%. Поставлены задачи по достижению роста промышленности на 5,1 %, сельского хозяйства на 3,5 %, сферы услуг на 14,1 %. Определены задачи по увеличению прямых иностранных инвестиций и кредитов на 19 %, доведению их до 10 миллиардов долларов, запуску реализации новых крупных проектов на 8 миллиардов долларов. Упор экспорта будет строится на такие отрасли как электротехника, текстиль, строительные материалы, кожевенно-обувная промышленность, сельское хозяйство и фармацевтика.

Социально-экономическое развитие страны в условиях международной турбулентности потребует тонкой настройки всех механизмов принятия политических решений. Учитывая и то, что в 2023 году в Узбекистане ожидается принятие новой Конституции. Необходима установка стабильного курса при готовности к решению самых непростых вопросов развития и страны и всего центральноазиатского региона, а таких вопросов точно будет немало.

Логичным выглядит предложенная оптимизация системы государственного управления с целью повышения его эффективности. Планируется радикальное сокращение числе министерств и ведомств с 61 до 28, а госслужащих на одну треть, эта мера способна дать до 2% прироста ВВП уже в этом году.
 

Кыргызстан 2023: перспективы и риски

 

Всемирный банк ожидает рост ВВП Кыргызстана на уровне 4% в 2023 году и 4.5% в 2024 году, если предположить, что экономика приспособится к последствиям санкций в отношении России. Стоит отметить, что согласно прогнозу Минэконома, экономический рост в КР на 2023 год прогнозируется на уровне 4.9%, с номинальным объемом 927 млрд сомов, без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор – на уровне 4.4%. Наибольший вклад в рост ВВП будет обеспечен со стороны отраслей, оказывающих услуги – 2.08%, промышленности – 1.43%, строительства – 0.41%, сельского хозяйства – 0.32%. Также в случае сохранения учетной ставки Национального банка на текущем уровне, прогнозируется постепенное снижение инфляции до 7% к концу 2024 года. Курс доллара в среднем в 2023 году ожидается на уровне 83.3 сома. Рост потребительских цен ожидается в пределах 5.2%. При этом рассматривается и негативный сценарий, когда экономические настроения ухудшатся, а процесс налаживания производственно-логистических цепочек может застопориться — тогда спад ВВП региона Евразии может достичь 3.3%.

Уменьшение экспорта окажет давление на курсы нацвалют государств региона, что с учетом увеличения неопределенности приведет к усилению ценового давления: инфляция в регионе в неблагоприятном сценарии прогнозируется в размере 8.3% на конец 2023 года.

 

Таджикистан, перспективы развития в контексте усиления геополитической напряженности

 

Правительство Таджикистана ждет в наступившем году экономический рост на достаточно высоком уровне несмотря на то, что война в Украине набирает обороты и «коллективный Запад» вводит всё новые пакеты санкций против России, которая является главным торгово-экономическим партнером республики. Согласно прогнозам аналитиков ЕАБР, экономический рост в Таджикистане в наступающем году будет самым высоким среди стран-членов данного регионального финансового института.

При этом из рисков, эксперты МВФ отмечают, что падение темпов экономического роста приведет к сокращению рынка труда, то повлечет возвращение трудовых мигрантов из России, следовательно рост бедности и необходимости в увеличении объемов помощи малоимущим слоям населения.

В 2023-м Таджикистан планирует вновь войти в состав Объединенной энергетической системы Центральной Азии. Этот шаг экономически выгоден для страны, особенно после полного ввода в строй Рогунской ГЭС мощностью 3600 мВт. Экспортные возможности республики многократно возрастут, среднегодовая выработка станции составит от 13 до 17 млрд кВт⋅ч. Немалые прибыли получит и весь регион в целом за счет солидной экономии вырабатываемой электроэнергии.

В Душанбе 14-15 сентября 2023-го состоится Пятая консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Формат доказал эффективность, и лидеры стран региона ее оценили. Предыдущий саммит Центральной Азии прошел в 2022-м в Кыргызстане в городе Чолпон-Ата. Главным его итогом можно считать подписание «Документа о дружбе в целях развития региона в XXI веке», разработанного Казахстаном. Указанный документ в случае его неукоснительного исполнения способствовал бы значительному спаду напряженности в отношениях Душанбе и Бишкека, долгие годы ведущих спор о территориальной принадлежности земель вдоль линии таджикско-кыргызской границы.

 

Перспективы развития Республики Туркменистан

 

Прогнозируется, что после погашения долга перед Китаем в 2021 году и урегулирования внутреннего долга в январе 2022 года, повышение стоимости газа, вероятно, еще больше увеличит доходы Туркменистана, способствуя укреплению возможностей страны по займам.

Наряду с этим, трехсторонняя сделка по газовому свопу между Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном создаст возможность для удвоения объёмов поставок туркменского газа через Азербайджан.

В целом, по прогнозам, экономика Туркменистана вырастет на 6,0% в 2023 году, но ожидается снижение ВВП. Риск снижения связан с волатильностью газовых цен. Росту в Туркменистане, по-видимому, способствует оживленный экспорт газа. Среди движущих сил экономического роста можно определить упор на стратегии импортозамещения, нейтралитет и повышенные мировые цены на природный газ.

Также в новом году ожидается ряд памятных для страны дат, в частности это 32-й годовщина независимости и 28-летия постоянного нейтралитета Туркменистана. Анонсированы мероприятия по развитию взаимодействия Туркменистана с заинтересованными странами мира в сфере международного экономического сотрудничества. Для этого Туркменистан планирует разработать пакет двусторонних и многосторонних документов в рамках сотрудничества Туркменистана со странами мира и международными организациями.

В первом квартале 2023 года состоится ряд совместных туркмено-узбекских мероприятий: заседания Межправительственной комиссии, совместной Комиссии по водохозяйственным вопросам, межмидовские политические консультации и др.

 

Таким образом, наступивший год ожидается достаточно активным в политическом плане. В частности, Казахстан планирует завершить перезагрузку своей политической систему после январских событий 2021 года. Есть определенные параллели между ситуацией в Казахстане и Узбекистане. Идет последовательная подготовка к референдуму по Новой Конституции Узбекистана. Также заявлены реформы, направленные на активизацию системы государственного управления. С учетом той флагманской роли, которую Узбекистан и Казахстан играют в Центральной Азии, крайне важно, чтобы реформы были успешны. Эффективные, сильные политические системы этих стран добавят региону внутренней устойчивости.

Экономическая конъюктура неблагоприятна, и это тенденция характерна не только для Центральной Азии. Глобальное сокращение темпов прироста экономик, проблемы логистического характера связаны с геополитической напряженностью. Для стран Центральной Азии геополитика, определяет давление на экономики. И изменения контекста пока не случится.

При этом, положительным трендом можно считать активное стремление стран Центральной Азии взаимодействовать в рамках дипломатии второго трека: межпарламентское сотрудничество, взаимодействие в области усиления продовольственной безопасности, участие в действующих международных организациях.

А в глобальном международном контексте, сохраняется текущее расположение сил. В частности, речь идет о сохранении влияния на регион России и Китая, причем нет ощутимых показателей в пользу того, что ситуация как-то поменяется. Хотя именно отрицательное влияние крупнейшей континентальной войны двадцать первого века, начатой с подачи России создает набор гибридных угроз, способных ощутимо ухудшить ситуацию в Центральной Ахии.

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *