Визит президента Касым-Жомарта Токаева в Китай принес Казахстану 47 подписанных документов на общую сумму $22 млрд. В числе основных – соглашение о безвизовом режиме, развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута и строительство третьей трансграничной железной дороги между двумя странами, а также соглашение о технико-экономическом сотрудничестве. О том, какие возможности открывают Казахстану новые соглашения, и как в дальнейшем будет выстраиваться сотрудничество — риски и перспективы — обсудили эксперты.
Организаторами мероприятия выступил Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг» при поддержке Информационного Агентства «Sputnik Казахстан».
Обращаясь к участникам экспертной дискуссии, профессор Высшей школы социальных и гуманитарных наук Международного университета Астана Таисия Мармонтова, отвечая на актуальные вопросы, отметила возрастающий интерес к нынешним событиям на мировой арене, так как идет эпоха перемен.
“Говоря о широко-обсуждаемой теме — безвиз. Стоит сказать, что бояться его не стоит. Безвизовый режим с китайскими гражданами был у нас в рамках транзита, и больших миграционных движений не было. С другой стороны, Казахстан имеет безвизовые отношения примерно с 40 странами мира, но получение безвиза с такой крупной страной, как Китай, повышает значимость нашего паспорта, что очень важно для международного рейтинга, для инвестиционной и бизнес активности”, — отмечает Таисия Мармонтова.
В свете саммита о новых витках развития взаимоотношений между Казахстаном и Китаем рассказал член Национального курултая при президенте Казахстана, политолог Казбек Майгельдинов. Он отметил, что многовекторная политика Казахстана приобрела наибольшую актуальность.
“По итогам саммита “Центральная Азия — Китай”, мы можем обозначить несколько векторов. Первое, как было отмечено, Китай хочет выйти на новый уровень отношений со странами Центральной Азии, в том числе и с Казахстаном. Это говорит о том, что в постпандемийный период Китай намерен возобновить и восполнить свои экономические потери за период карантина Covid-19. Также, стоит отметить, что Китай акцентирует свое внимание не только на экономических вопросах, но и на вопросах безопасности, экологии и гуманитарного сотрудничества”, — отмечает Казбек Майгельдинов.
К тому же, эксперт высказал свое мнение насчет волнующей темы – безвизового режима, отметив основные риски и аспекты и пояснив, почему его не стоит бояться.
“Если говорить о безвизовом режиме, то мы должны понимать, что здесь Казахстан восполняет взаимовыгодное сотрудничество, так как до этого был односторонний визовый режим, только для граждан Казахстана. После подписания данного соглашения, мы вступаем в более паритетное и взаимовыгодное сотрудничество. При это, основной спор шел по поводу двух вопросов. Первое, не создаст ли это проблему на трудовом рынке. Здесь МИД Казахстана четко обозначил позицию, что по законодательству, безвизовый режим определяет три направления — по личным, деловым и туристическим целям. И для того, чтобы вести какую-либо рабочую деятельность, необходима виза. Вторая фобия, что граждане Китая массово приедут в Казахстан и займут наши земли. Но тут стоит отметить, что согласно новому земельному кодексу аренда и продажа казахстанских земель иностранным гражданам строго запрещена. Стоит также сказать и том, что для граждан Китая Восточно-Азиатские страны более интересны, чем страны Центральной Азии. Поэтому Казахстану необходимо наращивать свой туристический потенциал”, — дополняет эксперт.
За круглом столом эксперты затронули и немаловажные темы логистики и экономики. О новых экономических перспективах и проблемах рассказал главный эксперт КИСИ Адиль Каукенов.
“Не стоит забывать, что страны Центральной Азии “landlocked countries”, поэтому одна из главных задач в сотрудничестве с Китаем, это показать, что сухопутные пути тоже могут быть конкурентоспособными. Хотя морские пути в два раза дешевле, чем сухопутные. В этом заключается и трудность, при разнице в цене, сделать сухопутный путь более интересным. Но плюс сухопутных путей в том, что они в разы быстрее морских. Это позволило Казахстану иметь ряд маршрутов, что и стало успехом казахстанской политики. Главное развивать собственную инфраструктуру”, — резюмировал Адиль Каукенов.
В заключение директор Центра аналитических исследований "Евразийский Мониторинг" Алибек Тажибаев отметил важность вопроса повышения экономической субстанциализация центральноазиатского региона и важность продвижения вопросов экологии, с точки зрения сотрудничества не только Центральной Азии и Китая, но и России.
“Мы находимся в ловушке единого постсоветской модели хозяйствования. Когда у нас энергетические, транспортно-логистические системы максимально взаимосвязаны. В этом контексте необходимо, чтобы был больше уклон на инфраструктурное взаимодействие, которое безусловно является важным фундаментом для экономического сотрудничества. Но нам необходимо еще и исходить во многом из экологического и водного взаимодействия. Мы знаем, что одна из ключевых трансграничных рек в центральноазиатском регионе — это “Чёрный Иртыш”, который берёт свои истоки в Китае. И те работы, которые сейчас проводятся на двустороннем уровне относительно регулирования объема воды, регулирования хозяйственных, промышленных моментов, связанных с использованием водных ресурсов, могут послужить примером для взаимодействия и с Российской Федерацией. Поэтому есть точки, которые могут быть рассмотрены не только в формате взаимодействия “Центральной Азия плюс Китай”, но и могут быть активно экстраполированы в Евразийское взаимодействие, куда должна включаться и Российская Федерация, с точки зрения формирования экологической продовольственной безопасности в Центральной Азии. Это имеет принципиально важное значение для развития мирного, многополярного, прагматичного сосуществования в регионе Большой Евразии”, — заключил эксперт.