В Астане завершилась Школа по Центральной Азии-2023

«Школа по Центральной Азии» – ежегодная образовательная программа Фонда Горчакова. В ее фокусе неизменно – вопросы всестороннего развития взаимоотношений между рассматриваемым регионом и Россией, проблемы социально-экономического, политического и культурного развития как самих республик, так и их связей с сопредельными и внерегиональными акторами.

«Школа по Центральной Азии» – ежегодная образовательная программа Фонда Горчакова. В ее фокусе неизменно – вопросы всестороннего развития взаимоотношений между рассматриваемым регионом и Россией, проблемы социально-экономического, политического и культурного развития как самих республик, так и их связей с сопредельными и внерегиональными акторами.

Организаторы: Фонд Горчакова и Центр Аналитических Исследований «Евразийский Мониторинг», партнер проекта — Международный университет Астана.

Цифры Школы за 3 рабочих дня:

8 панельных дискуссий по тематикам, охватывающих весь спектр развития стран Центральной Азии;

6 практических занятий: от дебатов до презентации собственных проектов;

3 экскурсионных программы – Президентский центр, Байтерек и обзорный маршрут по столице Казахстана.

65 участников Школы из Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

В 2023 году Школа освятила широкий круг вопросов: информационная безопасность, экономика, политика памяти и вопросы энергетического будущего стран Центральной Азии.

 

Ниже приведены некоторые цитаты из выступлений экспертов.

 

Первый день программы был посвящен информационной повестке в странах региона.

Кирилл Вышинский, исполнительный директор МИА «Россия сегодня» (Москва):

«В этой аудитории мы общаемся на русском языке, и это само по себе важное сообщение. Оно говорит о том, что у нас общее коммуникационное пространство, в котором мы, споря и дискутируя, стремимся друг друга понять и выработать конструктивный взгляд на происходящие в мире события. Надеюсь, что мы сблизимся и найдём точки соприкосновения!».

Риззат Тасым, руководитель Центра изучения общественных процессов Казахстанского института общественного развития (Астана), говорил о шагах по усилению информационного суверенитета в Казахстане, что подразумевает повышение конкурентоспособности национального медиапространства, поддержку отечественных СМИ и дальнейшее их развитие. Немаловажный фактор — информационная безопасность: спикер привёл количественные данные, связанные с защитой цифрового пространства Казахстана — с начала 2023 года в республике было отражено порядка 163 млн кибератак на государственные ведомства и объекты стратегической инфраструктуры.

При этом запретительные меры в информационном поле, добавил выступающий, власти страны считают излишними — продуктивнее обеспечить востребованность потребителями отечественной продукции. Для этого уполномоченный орган в сфере информации открыл центр MediaLab, который изучает медиапотребление — учитываются предпочтения и городского, и сельского населения. Параллельно активно поддерживаются блогеры, которые публикуют материалы на казахском языке, развиваются возможности перевода с помощью искусственного интеллекта, соответствующего уровню профессионального переводчика.

Сессия «Позитив и негатив в экономике стран Центральной Азии — влияние трансформации мировых экономических цепочек на положение региона» открыла второй рабочий день Школы-2023. Файзулло Холбобоев, Чрезвычайный и полномочный посол РТ, к.экон.н., ведущий научный сотрудник Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана (Душанбе), видит центральноазиатский регион примером успешного проявления адаптации и гибкости в сложных геополитических ситуациях, какой стала эскалация украинского кризиса. Отдельный акцент он сделал на сложностях с трансграничными переводами средств:

«Ограничения финансового сектора, особенно платёжные, стали для нас настоящим вызовом — они разрушили сложившиеся за долгие годы между банками связи. Но мы прошли через этот кризис, найдя альтернативные решения».

Последний день Школы-2023 открылся круглым столом «Политика памяти: как изменилось видение прошлого?». В своем выступлении Александр Князев, д.ист.н., профессор СПбГУ, ведущий научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России, видит, что между историками стран Центральной Азии и РФ нет профессионального, прежде всего на уровне академического сообщества, системного диалога. В последние 30 лет исторический дискурс развивается противоречиво — государства региона объединяет победа в Великой Отечественной войне, но возникают существенные разногласия в трактовке других событий прошлого:

Едва ли не главная проблема в видении общей истории России и всех стран Центральной Азии — политизация всех интерпретаций и введение исторического знания в пропагандистский контент. Дискурс “деколонизации”, продвигаемый внешними игроками в центральноазиатских странах, стал одним из инструментов большого геополитического противостояния, направленного прежде всего против России. Задача наших противников — сформировать исключительно негативный образ общей истории, который проецируют и на современную РФ.

Работу Школы продолжила заключительная сессия — «Вызовы внутреннему курсу стран Центральной Азии: энергетика, экология и безопасность» доступная в открытой трансляции Информационного агентства Sputnik Казахстан.

С более подробной информацией о результатах каждого рабочего дня можно ознакомиться на сайте Фонд Горчакова.

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *