Ассоциация Украины и ЕС – риски для ЕАЭС

Опубликовано: 05.11.2015

Ассоциация Украины и ЕС – риски для ЕАЭС

Год назад было ратифицировано соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, что стало одним из наиболее значимых событий в жизни не только украинцев, но и их соседей. Наиболее спорной частью данного документа стало положение о зоне свободной торговли (ЗСТ), на которое нынешнее руководство республики официально возлагает самые большие надежды. По мнению украинских политиков, именно за это «стоял майдан» и гибли люди. Поэтому сегодня киевские власти с таким нетерпением ждут 1 января 2016 года, когда соглашение должно будет вступить в полную силу, обещая простым гражданам грядущие перемены и рост всеобщего благосостояния. Правда, занимаясь демагогией по поводу светлого европейского будущего, руководители страны предпочитают не говорить о том, чем в действительности может обернуться для республики реализация данного соглашения.

Как ожидается, после вступления в силу подписанных в 2015 году документов украинской экономике придется крайне тяжело, несмотря на все уверения официальных властей. Это связано не только с тем, что местные товары практически не конкурентоспособны на европейском рынке, за исключением некоторых позиций, например конфет, но и возможной ответной реакцией на это России и других стран, входящих в Евразийский экономический союз. Даже несмотря на то, что сегодня позиции участников союза серьезным образом разнятся относительно того, какие риски несет украинско-европейское соглашение, и в Астане, и в Минске, и даже в Ереване и Бишкеке признают, что в торговых отношениях между ЕАЭС и Украиной могут появиться непреодолимые трудности.

Необходимо напомнить, что экономическую часть соглашения об ассоциации с Евросоюзом Украина подписала еще 27 июня 2014 года в Брюсселе, а некоторые из его пунктов вступили в силу уже 1 ноября того же года. В полном объеме оно должно вступить в силу после его ратификации национальными парламентами всех стран-членов Евросоюза. На сегодняшний день, несмотря на ускорившееся в последнее время принятие решений, из 28 стран-членов ЕС две страны его не ратифицировали: Бельгия, где процесс находится в стадии завершения, а также Греция, где этот вопрос еще даже не поднимался. При этом украинское правительство все равно считает, что соглашение вступит в действие с 1 января будущего года, даже несмотря на ряд более серьезных проблем, тормозящих процесс.

С одной стороны, чтобы документ начал работать полностью, на Украине должны быть проведены многие реформы, в том числе и неэкономического характера. Однако на настоящий момент процесс реформирования в стране, мягко говоря, буксует. Все еще в подвешенном состоянии находятся вопросы проведения судебной, конституционной и налоговой реформ, не решена проблема коррупции, не урегулированы вопросы прав человека, контроля на границе и многое другое. По официальной версии, к октябрю власти смогли завершить лишь 40% от общего количества необходимых реформ, что уже ставит под сомнение полную реализацию подписанного соглашения.

С другой стороны, создание ЗСТ с ЕС, о которой так много говорят украинские политики, не может быть полностью реализовано, если при этом не будут учтены интересы иных экономических партнеров Украины, и в первую очередь России. Данная проблема на сегодняшний день является, пожалуй, основным препятствием на пути воплощения в жизнь европейских «мечтаний» украинских властей.

Позиция Российской Федерации по вопросу создания ЗСТ между Украиной и ЕС известна: Москва не видит необходимости непосредственно препятствовать реализации данного проекта, но заявляет о том, что будет жестко защищать как свои интересы, так и интересы ЕАЭС в целом. Считается, что с началом действия соглашения начнется массовый реэкспорт европейской продукции на рынки ЕАЭС, поскольку документ предполагает постепенное обнуление таможенных пошлин в торговле между Украиной и ЕС. Из-за того, что Киев продолжит оставаться еще и членом зоны свободной торговли СНГ, более дешевые и качественные европейские продукты сначала уничтожат промышленность и сельское хозяйство республики, а затем под видом украинских товаров массово хлынут на российский рынок и рынки других членов ЕАЭС.

Более того, из-за нестыковок стандартов и принципов сертификации в ЕАЭС и ЕС российские товары, как, впрочем, и белорусские с казахстанскими, вряд ли смогут удержать позиции на Украине, а значит, будут окончательно вытеснены оттуда. Все это в конечном счете принесет не только многомиллиардные убытки (по разным подсчетам, от 3 до 8 млрд. долларов в год), но и еще больше отдалит украинскую экономику от России и ее партнеров по ЕАЭС. Российское руководство уже более года пытается найти пути выхода из сложившейся ситуации, предлагая своим партнерам различные варианты дополнительных соглашений. К сожалению, даже несмотря на то, что Евросоюз еще в прошлом году официально признал множественные риски для России от ассоциации Украина–ЕС, до настоящего времени консенсус так и не найден. Очередные переговоры между украинскими, российскими и европейскими представителями намечены на конец ноября нынешнего года, однако надеяться на то, что оппоненты России пойдут на уступки, пока не приходится.

В случае, если ЗСТ между Украиной и Евросоюзом начнет свою работу на условиях, имеющихся на сегодня, Россия будет вынуждена принять адекватные меры. Предполагается, что Москва с 1 января 2016 года может отменить для Украины льготный торговый режим и ввести эмбарго на ряд наиболее чувствительных для себя товаров. Характерно, что в ЕАЭС никто, кроме Москвы, не бьет тревогу. Последнее связано с тем, что и Белоруссия, и Казахстан, и в какой-то степени Кыргызстан с Арменией считают, что поводов для особой паники нет, так как Россия в любом случае выступит буфером, который смягчит основной поток проблем. С более мелкими вопросами постсоветские республики планируют справиться самостоятельно, попутно выискивая выгоды для собственных экономик.

Белоруссия, которая всегда выступала за снятие любых ограничительных мер в торговле с Россией, сегодня рассчитывает отдельно «договориться» с Киевом и в случае, если Москва закроет для украинских товаров границу, стать своеобразным мостиком для них на российский рынок. Тем более что у белорусов уже есть опыт в реэкспорте санкционных товаров из Европы. Именно поэтому белорусская сторона весьма осторожна в своих высказываниях, объявляя соглашение об ассоциации Украины с ЕС «суверенным делом суверенной страны», от которого «пока очень сложно оценить возможный ущерб, если таковой будет вообще, экономикам стран Таможенного союза». Как считает глава белорусского МИД В. Макей, Белоруссия не будет предпринимать каких-то шагов, которые будут направлены на срыв экономического сотрудничества, так как «не считает ассоциацию Украины с ЕС и членство Белоруссии в ЕАЭС взаимоисключающими явлениями».

Правда, пока не понятно, почему в Минске считают, что плюсы от такой политики перевесят возможные минусы, так как после вступления в силу соглашения о ЗСТ белорусы потеряют часть украинского рынка. Конечно, торговля нефтью и нефтепродуктами продолжится, так как она в меньшей степени пострадает от нововведений, однако в поставках продовольствия, продукции машиностроения и т.п. произойдут серьезные перемены – белорусские товары окончательно перестанут быть конкурентоспособными на украинском рынке и будут полностью вытеснены с него. Более того, если в экономику Украины начнут вкладывать средства европейские инвесторы, то вполне вероятно, что в скором будущем Минск окажется под серьезным давлением со стороны товаров, произведенных у южных соседей. Это может не только нарушить все планы белорусского правительства по наращиванию внешней торговли, но и погубить внутреннего производителя, который по-прежнему будет лишен дешевых кредитов и инвестиций.

В конечном счете белорусы будут вынуждены либо пойти по пути России, закрыв свою границу для товаров, идущих со стороны Украины, либо наладить и взять под свой контроль их транзит в Россию и дальше. Правда, в последнем случае для Минска это будет означать рост напряженности в его отношениях с Москвой. Поэтому белорусские власти все еще предпочитают занимать выжидательную позицию, оглядываясь при принятии решений, в том числе и на Казахстан.

Позиция Астаны по вопросу будущего торгового партнерства Украины и ЕАЭС сегодня также отличается от позиции России. Руководство Казахстана официально заявило о том, что не будет применять дополнение № 6 к Договору о свободной торговле СНГ, позволяющее вводить пошлины на импорт, «если одна из сторон соглашения заключает торговое соглашение с третьей стороной и это ведет к росту импорта из такой страны, который наносит ущерб или угрожает нанести ущерб промышленности ТС». По словам Н. Назарбаева, он ознакомлен с позицией России по поводу вступления в силу ЗСТ Украины и ЕС, однако казахстанская сторона будет исходить исключительно из существующей нормативной базы и двухсторонних соглашений с Киевом: «Мы знаем позицию России. С 1 января следующего года вступит в силу договор Украины с ЕС об ассоциации, что-то может измениться в поставках товаров из Европы через Украину в Россию, там уже ваши (российско-украинские. – Ю.П.) двухсторонние отношения. Думаю, нужно договариваться. А мы остаемся привержены тому, что было подписано раньше, как мы с вами договаривались».

Эксперты считают, что нынешняя позиция Астаны неудивительна, так как Казахстан не собирается нарушать налаженные ранее торговые отношения с Украиной, ищущей сегодня новых поставщиков угля и углеводородов. Правда, экономическая выгода РК в данном случае крайне сомнительна, учитывая, что и без ассоциации товарооборот двух стран упал в последнее время более чем на 40%, а наладить прямую торговлю, минуя третьи страны, и в первую очередь Россию, попросту невозможно. К тому же находящаяся в кризисе украинская экономика предложить Казахстану не может практически ничего. Поэтому для Астаны на первый план выходит политика – казахстанскому руководству необходимо продолжить демонстрировать своим партнерам определенную независимость в принятии решений и подчеркивать свою значимость.

Что касается Киргизии и Армении, то для них участие Украины в ЗСТ с Евросоюзом не является определяющим, так как эти две страны связаны с украинским рынком крайне слабо и решают сегодня совсем другие задачи. Поэтому со стороны Еревана и Бишкека в настоящее время не слышно никаких оценок происходящего и, по всей видимости, так будет и дальше.

В целом же перспектива вступления в силу европейско-украинского соглашения о зоне свободной торговли не может не вызывать тревоги. Процесс адаптации Украины к новым условиям торговли, обнуление взаимных пошлин, открытие страны для западных компаний и рост конфронтации с Россией уже в ближайшее время могут привести к резкому ухудшению ситуации на украинском рынке, что, в свою очередь, коснется всех торговых партнеров Киева.

Юрий ПАВЛОВЕЦ

Источник:http://www.ritmeurasia.org/news--2015-11-05--associacija-ukrainy-i-es-riski-dlja-eaes-20404