В воскресенье 1 ноября в Азербайджане состоятся парламентские выборы. Очевидно, что большинство симпатий вновь получит партия власти "Ени Азербайджан" ("Новый Азербайджан") как это уже было ранее, на выборах 2000, 2005 и 2010 годов.
Несмотря на столь внушительную череду лет правления, партия не одряхлела, и по-прежнему, остается ведущей силой в силу главного обстоятельства — ее лидер президент страны Ильхам Алиев, избранный на пост президента страны вскоре после кончины своего отца, легендарного политика Гейдара Алиева.
Сразу скажем, это необычное, очень смущающее многих либералов, явление, даже на фоне иных примеров "безальтернативного правления" на постсоветском пространстве. Многих мучает вопрос — каким образом ему удается сохранять популярность не используя методы жесткого авторитарного принуждения? Парадокс, ставящий в затруднение многих аналитиков — но именно в рамках такой системы Азербайждан превратился в динамично развивающуюся, открытую страну с большим экономическим потенциалом.
Чтобы понять феномен власти Ильхама Алиева нужно ретроспективно посмотреть на Азербайджан последних пяти лет.
Ломая стереотипы
По аналогии с азиатскими странами, совершившими в течении 1980-1990-х годов ослепительный рывок из аграрных в индустриально развитые государства, Азербайджан по праву называют молодым каспийским «тигром». Действительно, оглядываясь на первое азербайджанское десятилетие 21 века, в сознании возникает когнитивный диссонанс между тем какие изменения были осуществлены, и тем, за какой срок это обычно делают в других государствах, тем, на каком уровне находятся соседи. Буквально все, кто был в Азербайджане в период с 2000 по 2003 год, а затем, приехав туда снова в 2010 году, утверждают, что были в двух разных странах. А как изменился Баку после Евроигр 2015 год, могут подтвердить десятки тысяч туристов побывавших в этом древнем и по-прежнему юном городе…
За крохотный с точки зрения истории промежуток времени, произошли не только колоссальные внешние изменения – от архитектурного облика столицы, до финансово-промышленных показателей, но главное — произошел качественный внутренний скачок в развитии общества. Наиболее ценными плодами модернизации Ильхама Алиева стало формирование поколения «новых азербайджанцев», людей добившихся результата у себя в стране, людей, заряженных на успех, креативных, реализованных в творчестве либо бизнесе. И если раньше молодежь и наиболее активные слои азербайджанцев были нацелены уехать за рубеж, пополняя ряды диаспоры, то в последние годы очевиден новый тренд – современные азербайджанцы готовы воплотить свои мечты у себя на родине и видят возможности индивидуального роста. Таким образом, это является лучшим подтверждением успеха той работы, что провела команда Ильхама Алиева за эти годы.
Нацеленность на молодежь вообще отличительная черта алиевских преобразований, однако, смысл этой концентрации понятен когда узнаешь, что средний возраст девяти миллионов азербайджанцев – всего 31 год (молодежь составляет большинство населения — 66%). Таким образом, мы имеем дело со страной, спроецированной в будущее. В этом смысле можно говорить о некоем уникальном феномене политического лидерства Ильхама Алиева, ставшего кумиром азербайджанской молодежи. И заметим еще одну деталь, ощущение подъема у нации не может быть создано искусственными политтехнологическими методами. Оно либо есть, либо отсутствует. В Азербайджане оно разлито буквально всюду.
Успех стратегии Алиева не был закономерен, удача не всегда сопутствовала. Ему пришлось преодолевать внутреннюю инерцию части бюрократии, настороженность западного сообщества, наконец, инфраструктурную отсталость Азербайджана. Выиграв выборы в октябре 2003 года, он уже не был новичком в политике, и получил далеко не такую «запущенную» страну, в какую вернулся десятилетием ранее его отец Гейдар Алиев. Однако это была страна больших дисбалансов: с высоким уровнем бедности (порядка 65%), аграрная страна с неравномерным распределением ресурсов и потенциалов между мегаполисом Баку и регионами, страна с большим нефтегазовым потенциалом, однако до тех пор не имевшая достаточно финансовых ресурсов для проектов национальной модернизации. Только в 2005 году Азербайджан приблизился к уровню развития 1990 года, полностью преодолев постсоветский кризисный спад.
Серьезным внешнеполитическим ограничением первых лет президентской каденции Ильхама Алиева были два следующих фактора: недоверие западного истеблишмента к политическому выбору Азербайджана и скептицизм в отношении курса Алиева. Хотя оба они относятся скорее к имиджу и паблисити, тем не менее, их значение нельзя игнорировать. Зимой 2003 -2004 года было очевидно, что Ильхам Алиева получил поддержку в Москве. Благо, что доверительные отношения между Владимиром Путиным и Гейдаром Алиевым сыграли свою роль. Однако не все так было очевидно в отношении к Азербайджану США и ЕС. Без условно им нужны были азербайджанские ресурсы, и возможность влияния на Каспии. Как и сегодня в контексте парламентских выборов, двенадцать лет назад, молодой президент Алиев оказался в прицеле острой критики со стороны ряда западных политических сообществ. Известные штампы и стереотипы, отпускаемые с высоты развитых форм демократий, уничижали выбор Азербайджана. Победа Алиева воспринимались как негативная форма трансляции власти по родственной линии от отца к сыну. Ему «инкриминировался» отход от демократических установок. В этих нападках игнорировались как особенности кризисного постсоветского транзита, так и тот факт, что в независимости от обстоятельств отеческого родства двух персон, Ильхам Алиев, по сути, был наиболее близкий соратник лидера нации, обладавший серьезным опытом работы в нефтегазовой компании SOCAR, глубоко вникающий в задачи социально-политического развития Азербайджана, имевшего, наконец, опыт международной дипломатии в ПАСЕ. Благодаря набору субъективных штампов, искусственно навязанных трудностей, наблюдателю со стороны казалось, что Ильхаму Алиеву приходилось продавливать интересы Азербайджана на международной арене как будто сквозь вязкую стену.
Второй фактор, с которым столкнулся Алиев – скепсис в отношении потенциала азербайджанских реформ. Что такое 2003-2004 годы на постсоветском пространстве? Это период бума «оранжевых» революций. Сложилась ситуация, при которой внимание международного сообщества было сконцентрировано на Грузии и Украине, вставших на путь демократического эксперимента высокой степени опасности. Отказ от стабильности не насторожил, а наоборот развил романтический оптимизм в отношении способности новых правительств осуществить глубинные реформы. Отчасти они удались, но в целом потерпели крах.
В чем-то это закономерно, но в тени той суматохи мир «прозевал» фундаментальный скачок, осуществленный командой Алиева. К 2007 году рост ВВП Азербайджана стал самым высоким в странах СНГ, и за первые четыре года правления Ильхама Алиева экономика выросла практически на 96%, заняв положение абсолютного доминанта на Южном Кавказе. Рост ВВП страны в течении нескольких лет на рекордно высоком уровне – свыше 22% в год, само по себе редкое достижение для мировой экономической практики. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ с 2000-го по 2007 год Азербайджану удалось увеличить объем ВВП в 3,17 раза. Сравним: Россия за тот же период увеличила экономику в 1,5 раза, Казахстан и Армения – в 2 раза.
Впоследствии, эффективность экономической стратегии Алиева была доказана докладом Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (IFC) Doing business-2009 — о качестве государственного регулирования и его воздействии на малый и средний бизнес в 181 стране мира. Азербайджан тогда был признан мировым лидером в осуществлении реформ: были улучшены 7 из 10 показателей, страна поднялась в рейтинге на рекордные 64 позиции (33-е место), вплотную приблизившись к ЮАР, Франции и Израилю. В «Отчете о глобальном развитии информационных технологий», подготовленного Всемирным экономическим форумом на 2007-2008 годы, Азербайджан оказался на 67 месте среди 127 передовых стран мира…
С тех пор Азербайджан прочно занял место в лидерах ведущих мировых рейтингов, оценивающих качество и уровень социально-экономического развития. Согласно суммарному рейтингу «The Global Competitiveness Report» Всемирного экономического форума за 2011-2012гг Азербайджан впервые в истории оказался на 3 месте в мире по уровню баланса правительственного бюджета, на 6 позиции — по уровню национальных сбережений (46,18% ВВП), на 16 месте в мире по уровню конкурентоспособности макроэкономической среды (в рейтинге оценивались 142 государства). Характерно, но даже несмотря на падение нефтегазовых доходов в индексе 2015 года глобальной конкурентоспособности Давосского экономического форума, Азербайджан занял 40
позицию (1 место среди стран СНГ).
Таким образом, из разряда сенсаций «азербайджанский прорыв» постепенно перешел в общепризнанный пример успеха технократических реформ, реализованный в той стране, где правящая элита не просто получает доходы от сырьевого экспорта, но и несет историческую ответственность за будущее страны. В этом смысле главная заслуга президента и правящей элиты в том, что они сумели найти способ для динамичного социально-политического развития и удачную форму своей внешнеполитической презентации, невзирая на стереотипы.
Вызов новой индустриализации
В такой, скажем так, отличной "спортивной форме" Азербайджан вышел на рубежное политическое событие 2015 года. Предстоящие парламентские выборы становятся для значительной части азербайджанских граждан, которых можно отнести к условной группе "современных горожан", определенным провозвестником более глубоких трансформаций азербайджанской системы, повышающих ее эффективность. Прямая проекция этих ожиданий ложится на партию власти. Сегодня в партии "Ени Азербайджан" 700 тыс. членов (рост на 200 тыс. человек с 2010 года). Иными словами, практически 13,5% от численности избирателей вовлечено в политику, посредством членства в партии власти. Это очень высокий мировой показатель кооптации населения в политику.
По формальному признаку парламентские выборы идут как бы "вторым номером" после президентских, и это естественно для государств с президентской формой правления. Но по содержанию предвыборных процессов, на мой взгляд, они будут символически отделять "Азербайджан высоких цен на нефть", набравший темп за счет нефтегазовых доходов, от "Азербайджана перспективного будущего" в котором ставка на инновации в самых разных социально-экономических сферах, а также новые управленческие и не ординарные бизнес-решения будут занимать все большее место.
Для этого нужны новые кадры. Парламентские выборы как раз и призваны обновить как состав парламента так и отчасти средний управленческий уровень "Ени Азербайджан". Общество связывает свои позитивные ожидания с партией власти, она же, в свою очередь, должна не просто уловить, но и позитивно трансформировать это доверие в качественные управленческие и законодательные решения. На мой взгляд, темп работы Милли меджлиса будет заметно другой.
Азербайджанское правительство стоит перед задачей максимально изменить структуру экономики в пользу тех отраслей, которые менее всего связаны с нефтегазовой сферой. Это нельзя назвать революцией, учитывая, что такие задачи ставились последние семь лет, но очевидно, что Баку пытается заблаговременно реагировать на приближающийся кризис. Согласно прогнозу Всемирного Банка, экономический рост в Азербайджане в среднем составит 2,4% в год в течение 2015-2017 годов, а добыча нефти продолжит снижаться. Соответственно низкие нефтяные доходы ограничат государственные расходы, как это происходит, например, в России. В 2015 году рост ВВП Азербайджана ожидается на уровне 2%.
Реальный рост экономики теперь будет возможен в новых промышленных отраслях, секторе услуг, связи, связи, в агропромышленном комплексе. Однако, Ильхам Алиев прямо говорит о сложившихся дисбалансах в производстве и экспорте продукции: когда 70% ВВП Азербайджана приходится на долю ненефтяного сектора, в тоже время 90% экспорта составляет энергетический сектор. Это означает, что продукция азербайджанских предприятий ранее была рассчитана, или пользовалась спросом, только на внутреннем рынке. Теперь, максимум внимания правительства будет приковано к производству именно экспортной продукции (товаров и различных современных услуг). Для этого, необходимо поддержание здорового бизнес-климата в стране (борьба монополизмом и коррупцией), оживление внутренних торговых путей (логистики и транспорта), повышение глобальных транзитных возможностей Азербайджана.
В ходе заседания кабинета министров, посвященного итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2015 года, Ильхам Алиев требует продолжить санацию банковской системы, а также инициирует создание механизма персональной ответственности чиновников по улучшению бизнес-среды. В частности, он потребовал положить конец немотивированным проверкам и поборам со стороны правоохранительных и иных проверяющих инстанций, снизить количество лицензий и разрешений на предпринимательскую деятельность.
Следуя распоряжению президента, Министерство экономики и промышленности принимает решение приостановить проверки всех субъектов предпринимательства, за исключением мер контроля, связанных с охраной жизни и здоровья людей. Мораторий будет действовать в течении двух лет. Главная задача этих мер — по максимуму вывести теневую часть экономики в легальное и налогооблагаемое поле. Также принято решение максимально сократить количество специальных разрешений (лицензии). Оформление оставшегося перечня централизованно переводится в службу «единого окна» ASAN xidmət. Следующий шаг в направлении либерализации торгово-экономической деятельности — указ президента об упрощении таможенно-пропускных правил. Стоимость товаров до 10 тысяч долларов, ввозимая физическими лицами, отныне не облагается пошлинами. Данная мера будет стимулировать малый и средний бизнес…
Транзит окончен
Политологи часто говорят о постсоветском транзите как некоем стандарте или "норме" состояния общества и государства. Стоит задать вопрос — есть ли временные и политико-смысловые границы у этого явления. Транзит ведь не может длится вечно. Действительно, ряд государств, бывших советских республик, уже вышел из транзита с массой обострившихся и застарелых проблем в опасную зону третьего мира с рисками постоянной деградации.
Азербайджан также закончил свой транзит. Но этой стране удалось стать на пару ступеней выше того старта, который она получила при распаде Советского Союза. Поэтому, нынешние парламентские выборы, мне кажется выглядят своеобразным рубежом.
В чем выражается приход нового времени в Азхербайджане?
Во-первых — новые цели и условия. Использование нефтегазовых ресурсов все-таки результат сплава советского наследия (нефтепромышленная база добычи) и накопленного опыта независимости макроэкономических решений современного Азербайджана. Заметим, что решения построить первый масштабный нефтепровод за пределы постсоветского пространства (Баку-Джейхан) принимал тот же самый человек, который закладывал структурную базу под "нефтянкой" Азербайджанской ССР — Гейдар Алиев. Сейчас перед Азербайджаном встает новый магистральный путь — необходимость активного импульса экспортно-ориентированному товарному производству. Здесь уже не получится опираться на советское наследие — требуются наработки, ресурсы и знания накопленные именно в последние пятнадцать лет.
Второе момент — общественно-политическая среда: отношение общества к государству и власти к людям. В отличие от опыта советских лет, азербайджанская власть научилась диалогу и способности слушать. Идея Ильхама Алиева заключается в том, чтобы азербайджанский бюрократ, чиновник, превратился наконец в нормального функционера, служащего гражданина, не использующего свою власть ради избыточного влияния или извлечения личной прибыли для себя, семьи или друзей. Данная максима стала проходить через каждое выступление президента красной нитью. Видно, что это не просто слова и азербайджанское правительство способно пройти непростой путь таких изменений. Нужно признать, что транзит постсоветского пространства в сознании общества "благословил" спайку власти и бизнеса. По существу, это негласная "норма" во многих странах. Для Азербайджана, и в этом он повторяет Россию, есть негативный "опыт повседневности": определенная доля экономики связанная с бюрократией формирует теневую экономическую зону. Но есть и другой опыт — исправления. Посмотрим на недавнюю историю Азербайджана — деятельность Гейдара Алиева на посту первого секретаря ЦК Азербайджана. Он железной метлой уничтожал деструктивные коррупционные спайки хозяйственного руководства республики, получив в ответ множество врагов и клеветников. Ильхам Алиев действует в новых условиях, по похожему принципу. Наиболее ярко это проявилось буквально в канун выборов, когда в связи с криминальным и нелегальным давлением на бизнес было смещено все руководство министерства национальной безопасности (МНБ). Заметим, как здесь проявилась сила авторитета Алиева — процедура задержания происходила в момент отсутствия президента в столице, он был на саммите СНГ. Вряд ли можно вспомнить ситуацию, когда президент настолько уверен в спокойном характере процедуры задержания элиты спецслужб, что не вмешивается в это лично, продолжая выполнять запланированные встречи и совещания…
Каким будет новое азербайджанское государство (точнее: институты власти) через пять лет, к 2020 году, сказать трудно. Но замысел азербайджанского руководства понятен — государство должно стать управленческой опцией, помогающей людям жить, творить, молодежи вставать на ноги, а при необходимости оборонятся и отстаивать общенациональные интересы. Готовность принимать новое, позволяет команде Ильхама Алиева быть собранной и сосредоточенной на дальнейшей деятельности.
Александр Караваев, российский политолог, представитель Международного объединения экономических исследований «Экономикс» (Азербайджан)
Источник:http://ia-centr.ru/expert/22014/