В Азербайджане официально подведены итоги выборов в Милли Меджлис республики. Партия власти «Ени Азербайджан», получила 71 из 125 мест в парламенте V созыва. Национальное собрание обновилось на 22% - 27 человек избрано в парламент впервые. В принципе, неплохой результат для нашей страны, учитывая, что обновление происходит в рамках сохранения курса правящей партии.
Несмотря на отсутствие делегации БДИПЧ ОБСЕ, Азербайджан посетила представительная делегация Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Согласно их выводу - выборы прошли прозрачно. Как отметил глава группы евродепутатов Йорди Джукла - "состоявшиеся выборы отражали волю азербайджанского народа".
В целом было озвучено много разных оценок. по поводу предвыборных процессов, итогов, и интереса к ним со стороны населения. А каковы все-таки были ожидания азербайджанского общества от нового парламента? Почему народ в очередной раз сделал ставку на правящую партию? На мой взгляд, имеет смысл поговорить и о том, почему азербайджанскую власть поддерживает большинство граждан и элита страны? В чем секрет доверии народа своему президенту и его методам правления? Постараемся ответить на все эти вопросы.
Лидером правящей партии "Ени Азербайджан", является президент Азербайджана Ильхам Алиев. Отсюда собственно и повышенный общественный интерес к этим выборам - люди ожидают от партии власти новых системных изменений в социальной сфере, улучшающих качество жизни и условия ведения бизнеса.
Увеличение ресурсов государства и личного благосостояния граждан в период президентства Ильхама Алиева вызвало социальный запрос нового уровня эффективности власти. Правительство ощутило эту точку бифуркации, способную либо обрушить стабильность, либо дать энергию дальнейшим реформам. Поэтому на протяжении 2015 года мы наблюдаем различные инициативы Ильхама Алиева сконцентрированные в данном секторе: это борьба с коррупцией в сфере госуслуг (образование, медицина, полиция) и на уровне высшей управленческой элиты (смещение руководства МНБ, причастного к коррупции и не законному предпринимательству).
Наиболее радикальное решение последних дней - двухлетний мораторий на проверку всех субъектов бизнес деятельности за исключением сферы безопасности и охраны здоровья. Эта инициатива должна системно оздоровить бизнес-климат в стране.
Еще один серьезный ход навстречу пожеланиям малого и среднего бизнеса - президент Алиев подписал указ об упрощении таможенно-пропускных правил на границах республики. Согласно распоряжению, если стоимость товара, ввозимого физическими лицами, не превышает 10 тысяч долларов США (и дополнительно две тысячи долларов на каждое несовершеннолетнее лицо), то он провозится через границу без оплаты какой-либо таможенной пошлины. Ранее, эти лимиты составляли 1500 долларов и 500 долларов соответственно. Глава государства пошел на шаг, на который решился бы не всякий президент, тем более в сложной для страны финансовой ситуации. Пошлины, уплачиваемые физическими лицами занимали достаточную часть всех таможенных доходов государства. Ильхам Алиев уверенно пошел на такой шаг, лишив казну немало доходов, но, при этом многократно повысив социальное благополучие своего народа.
Теперь о квартирном вопросе, хорошо понятном жителям многих городов
постсоветского пространства. Удовлетворение потребности граждан в квартирах и улучшение бытовых условий жизни, в Азербайджане является основной частью государственной социально-экономической политики государства. В результате проведения в последние годы ряда мер обеспечен более широкий доступ к ипотечным кредитам различных групп населения, нуждающихся в квартирах, включая бюджетников. Более 17 000 семей получили жилье посредством ипотечных кредитоов, общей суммой порядка 700 миллионов долларов. Но, растущая потребность в квартирах и домах среди молодых и малообеспеченных семей, все еще не полностью удовлетворена. В целях упрощения доступа к менее обременительным способам финансирования ипотеки, президент инициирует создание государственного «Азербайджанского ипотечного фонда», путем реструктуризации аналогичной структуры при Центральном банке страны. В рамках своей деятельности «Азербайджанский ипотечный фонд» будет привлекать местные и иностранные ресурсы.
Структурным стержнем последних лет социальной модернизации страны является Госпрограмма по сокращению бедности и устойчивому развитию, рассчитанная вплоть до конца 2015 года, сюда же нужно добавить исключительное внимание правительства молодежному развитию (начало реализации Государственной программы «Азербайджанская молодежь в 2011-2015 годах). В рамках плана действий проведены обширные мероприятия в сфере занятости и социальной защиты: создание единой информационной базы в сфере миграции, пересмотр минимального размера пособий по безработице, усовершенствование системы адресной социальной помощи (в настоящее время в Азербайджане продолжается реализация программы адресной социальной помощи, охватывающей 125 тысяч семей).
Другая группа социальных реформ направлена на усовершенствование качества системы образования, развитие здравоохранения и усиления его материально-технической базы. Численность школ, считается одним из самых ярких показателей благополучия в обществе. За последние 11 лет в Азербайджане было построено около 3000 общеобразовательных школ. Люди растят детей, дети ходят в школы и учатся строить будущее своей страны.
Несмотря на то, что бюджетные расходы, естественно сокращаются в связи с падением притока внешних доходов, тем не менее, и в 2015 году Азербайджан выделил достаточно крупные средства на создание социальной инфраструктуры. За счет этих средств в стране за 9 месяцев этого года были построены или капитально отремонтированы 34 школы, 26 детских садов, 11 медицинских учреждений.
Несмотря на кризис, азербайджанцы чувствуют себя более уверенно чем десять лет назад. Уверенность в завтрашнем дне состоит из цифр экономического роста. За три квартала 2015 года ВВП Азербайджана вырос на 3,7%, а реальные темпы роста ненефтяного сектора составили 6,4%, что стало результатом проводимой в стране политики диверсификации. Добавочная стоимость в ненефтяном секторе, по сравнению с 2003 годом, выросла более чем в восемь раз, доля ненефтяного сектора в ВВП достигла почти 70%. Для усиления финансового стимулирования частного сектора со стороны Национального фонда поддержки предпринимательства в 2015 году 4250 предпринимателей получили льготные кредиты.
Стоит остановиться на молодежном аспекте реформ. В Азербайджане, согласно официальной статистике, молодежь составляет большинство населения — 66%. Отсюда понятно, какое пристальное внимание руководство страны уделяет этой сфере социальной жизни страны. В рамках «Государственной программы по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007-2015» почти семь тысяч студентов получили образование в известных вузах 20 стран мира.
Вернувшись из-за рубежа молодые азербайджанцы наверняка вдохнут новую энергию в импульс модернизации страны. Но для них необходимы работающие социальные лифты. Именно поэтому Президент поставил задачу дальнейшего продолжения реформы госслужбы: создание централизованной электронной информационной системы для внедрения «электронного правительства» систем "единого окна"; усиление мероприятий по борьбе с коррупцией; программы развития муниципалитетов. Как и сейчас, в преддверии выборов, начало 2011 года было ознаменовано целой серией антикоррупционных мероприятий в сфере здравоохранения, образования, исправительных заведений, в полиции, и в муниципалитетах. Ряд из них закончились крупными отставками и судебными разбирательствами. Все это дало возможность не в авральном порядке, а системно и на долговременной основе улучшить восприятие населением деятельности исполнительных структур власти, позволило очистить каналы взаимодействия граждан и государственных органов, снизить их коррупционную составляющую.
Значительное влияние на решения властей при Ильхаме Алиеве стали оказывать общественные организации. Нужно констатировать рост доверия и возникновение партнерских отношений между НПО и государством. За последние три года по линии «третьего сектора» за счет госбюджета реализовано несколько тысяч проектов НПО. Из более чем четырех тысяч зарегистрированных общественных организаций можно назвать около ста объединений, ассоциаций которые не только активно, но и весьма эффективно действуют в сфере поддержки законодательных инициатив власти, в мониторинге социальной среды в стране. Это позволило привлечь государство к решению ряда весьма важных для общества проблем – социальных, экологических, в сфере образования, воспитания подрастающего поколения.
Одновременно с этим, в Азербайджане созданы все возможности для самоутверждения НПО, внесения ими своего вклада в развитие общества, выдвижения конкретных и креативных идей и достижения их реализации. Существует свободный доступ к СМИ (их число достигает 5 тыс.), огромное количество средств для выдвижения своих предложений. Достаточно наличия желания и усилий. В стране около 1 миллиона человек - пользователи сети Фейсбук. Интернет совершенно свободен и это накладывает свой отпечаток в диалоге власти и общества.
В конкурсах, проведенных по линии Совета Государственной Поддержки Неправительственных Организаций при президенте Азербайджана большинство НПО страны приняли участие и получили поддержку своим проектам в той или иной степени. При этом следует особо подчеркнуть один момент. Это финансирование было осуществлено в условиях уменьшения доходов Азербайджана по причине резкого снижения цен на нефть на мировых рынках. В условиях распространения экономического кризиса даже в развитых странах Европы, финансовых волнений практически во всем мире азербайджанское государство продолжало оказывать поддержку гражданскому обществу и еще раз продемонстрировало, что развитие этого сектора является одним из приоритетных направлений. На основании своих наблюдений могу утверждать, что деятельность Совета Государственной Поддержки НПО и его руководства высоко оценивается представителями гражданского общества. Это имеет под собой реальные основания. Представители Совета принимают личное участие в устранении трудностей, с которыми сталкиваются НПО при реализации проектов, используя свои знания и опыт в организации мероприятий, решении вопросов, связанных с документацией, дают необходимые советы недавно начавшим свою деятельность НПО и проявляют интерес к повышению их профессионального уровня.
Население страны ясно видит, что в Азербайджане налажена атмосфера диалога власти с политическими партиями: только с начала 2015 года проведено несколько встреч с участием руководителей оппозиционных партий и представителей власти во главе с помощником президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам, заведующим общественно-политическим отделом администрации президента господином Али Гасановым.
Государство также заинтересовано в развитии СМИ. Фондом Государственной Поддержки СМИ при Президенте Азербайджана два раза (или более) в год выделяются средства различным газетам, включая оппозиционные, организовываются различные конкурсы проектов.
Все это замечаем не только мы, представители гражданского общества, а население страны в целом, и люди заинтересованы в сохранении нынешнего курса власти, создающего все условия для свободной жизни.
Поэтому, как минимум вызывает легкий сарказм и недоумения утверждения ряда европейских структур о кризисе парламентаризма и неуважения гражданских прав, в особенности на фоне того как умело имитируют попечение о правах человека в самих западных странах, жестко блокируя разные формы гражданских протестов.
На днях, глава администрации президента Азербайджана, действительный член Национальной академии наук Рамиз Мехтиев в своей статье «Об источниках деградации европейских структур или политика двойных стандартов в отношениях с Азербайджаном», точно описал причины антиазербайджанской информационной кампании на Западе, начатой в преддверии парламентских выборов 2015 года. Но все эти планы и негативные сценарии предписанные Азербайджану разбиваются уверенностью азербайджанских граждан в политическом и экономическом курсе президента Алиева.
Почти сто лет назад, Азербайджан стал первым светским демократическим государством исламского мира, а также первым из ряда мусульманских государств, где женщины получили избирательные права.
Есть масса других примеров, доказывающих, что традиции парламентаризма и гражданских дискуссий по самым животрепещущим вопросам политики и социальной жизни - неотъемлемая черта азербайджанской культуры.
Наличие сырьевых ресурсов, финансовая и инфраструктурная мощность государства – прежде всего, это условия для реализации потенциала граждан. В Азербайджане это прекрасно понимают. Поэтому «заряженные» на модернизацию власть и элита, средствами экономической и политической мотивации подвигают общество к новым модернизационным горизонтам. В свою очередь, граждане с оптимизмом смотрят в завтрашний день.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/22064/