Что такое современная Евразия? Это треть площади нашей планеты, на которой проживают две трети населения. На евразийском континенте сосредоточены значительные в планетарном масштабе запасы природных ресурсов. Народы Евразии создали древнейшие человеческие цивилизации. Но в геополитическом, до настоящего времени Евразия остается расколотой на ряд зон, как в плане политике и безопасности, так и в части экономики, науки, культуры.
Как показывают результаты недавних исследований аналитиков Центра Аналитических исследования «Евразийский мониторинг» даже в экспертной среде Казахстана и России, стран, играющих ключевые позиции в ЕАЭС только 1 из 10 опрошенных экспертов, считает, что есть специфическая региональная евразийская идентичность.
Экономика, без преувеличения определена как базис современного общества. Хотя политика часто берет верх над экономикой, диктуя акторам выбор приоритетов и установок. Никто в конечном счете не может игнорировать экономические интересы. Эти интересы, как правило, устойчивы и рациональны, а также менее подвержены влиянию субъективных факторов.
К вопросу объединения Евразии следует подходить с позиций здорового прагматизма и сосредоточится на экономических интересах.
Не случайно, в рамках дискуссий о стратегической развитии евразийского интеграционного процесса Республика Казахстан последовательно придерживается позиции о том, что ЕАЭС – не место для политизации. Сам принцип, ради которого Союза создавался заключается в стремлении раскрыть экономический потенциал членов-государств.
С момента создания Евразийский экономический союз прошел большой путь. Порядка 80% различных препятствий для торгово-экономических связей сняты. Расширение торговли, ликвидация существующих барьеров для развития – основное направление деятельности объединения.
Санкционная война и геополитическая турбулентность сказываются на деятельности Союза, поэтому важно адаптироваться и на прагматичной основе взаимодействовать. В рамках любой интеграции выделяются разные горизонты развития, т.е. сосредоточиться на каких-то ближнесрочных или долгосрочных приоритетах, связанных с большими инвестиционными проектами, это нельзя забывать в угоду конъюнктурных соображений. Для молодого, и набирающего силу объединения важно фокусироваться на долгосрочных интересах стран, входящих в него. Страны ЕАЭС нуждаются в инструментах усиления экономического потенциала.
Евразийский экономический союз — это молодая организация, поэтому говорить о равномерном развитии пока не приходится. Однако прошедшие годы развития уже четко обозначили главный успех Союза — построение институциональной системы.
На деле плодотворно работает Таможенный союз со свободным движением товаров. Важно отметить и внешние успехи ЕАЭС: заключение ряда соглашений с иностранными партнерами, прежде всего, создание зоны свободной торговли (ЗСТ) с рядом игроков, например, с Вьетнамом. Помимо этого, заключен ряд непреференциальных соглашений, например, с Китаем, или соглашения промежуточного формата, такое как с Ираном.
Граждане Союза активно пользуются предоставляемыми правами — в частности, правом на свободу передвижения, правами, привязанными к статусу работника. Одно из самых заметных из них — это отсутствие необходимости получения разрешения на работу.
Возможности для роста у ЕАЭС практически безграничны. На примере европейской интеграции даже на уровне европейского сообщества было очень много сфер для гармонизации и унификации законодательств. В ЕАЭС многие сферы только начинают развиваться.
Политические интересы сложно переоценить. Не секрет, что роль России в интеграционных процессах в ЕАЭС велика. Во многом механизмы, которые построены в рамках институциональной системы, были призваны компенсировать политическое доминирование путем установления системы принятия решения консенсусом. Важно поддерживать баланс между интересами государств-членов и интересами интеграции в целом.
В этом году председатель ЕАЭС, самая крупная и мощная экономика Союза – Российская Федерация. При этом надо принимать во внимание, это еще и страна, находящаяся в острой фазе конфликта, противодействующая мощному политическому и экономического давлению со стороны мощнейших политических и экономических «тяжеловесов» в современном мире.
Сам факт председательства государства в интеграционном объединении важен артикуляцией своих приоритетов, «подгонкой» планов по реализации инициатив под собственные нужды и т.д. Россия ставит масштабные и амбициозные задачи в рамках Союза — от создания Евразийского рейтингового агентства до достижения «подлинной независимости и самодостаточности» в технологической сфере. Эти задачи выходят за рамки 2023 г. и по определению не могут быть реализованы за календарный год.
ЕАЭС для России в текущих геополитических координатах превращается в важный инструмент по повышению сопротивляемости санкционному режиму, снижению технологической и финансовой зависимости от Запада и развитию внешнеторговых связей с дружественными странами.
Приоритеты председательства РФ в ЕАЭС в 2023 г. и в более широком смысле видения развития Союза на ближайшие 5–10 лет были бы неполноценны без обновления стратегии торгово-экономических связей объединения с зарубежными партнерами. Неслучайно в январском обращении к главам государств — членов ЕАЭС президент РФ В. Путин отдельно обозначил важность расширения географии международных контактов ЕАЭС и заключения новых преференциальных соглашений. Логическим продолжением и фиксацией идей председательствующей стороны стало утверждение в феврале 2023 г. плана действий ЕЭК по реализации российских приоритетов. Среди них — выстраивание системного диалога с крупными партнерами, например, ШОС, АСЕАН, СНГ, МЕРКОСУР, и актуализация ориентиров по мировому и региональному позиционированию ЕАЭС.
Последний пункт хоть напрямую и не затрагивает развитие внешних связей, но логически вписывается в общую стратегию ЕАЭС в сфере углубления партнерских отношений в новых условиях. Очевидно, даже с учетом потенциальных успехов по развитию евразийской интеграции «внутри», укрепление позиций и статуса объединения вовне невозможно без признания и создания внятной «истории успеха» с крупными региональными игроками — странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африканского континента, Ближнего Востока.
Важно понимать, что коридор возможностей для заключения торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами сузился. Это в первую очередь касается стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Например, Сингапура, который в 2019 г. подписал преференциальное соглашение по товарам с ЕАЭС с прицелом на дальнейшее заключение ЗСТ по услугам и инвестициям с каждой страной — членом Союза по-отдельности. Однако после введения ограничительных мер против РФ продвижение ЗСТ с Сингапуром, по всей видимости, обречено на провал. Аналогичный сценарий ожидаем и в отношениях с Южной Кореей, которая на разных этапах проявляла интерес к заключению ЗСТ с ЕАЭС и с которой Россия в 2019 г. начала переговоры по услугам и инвестициям.
С 14 по 17 июня в Санкт-Петербурге прошел 26-й Петербургский экономический международный форум (ПМЭФ), собравший участников из более чем 40 стран мира. Казахстан, в качестве участника ПМЭФ, активно работал на этом мероприятии, представляя свои интересы и стремясь привлечь внимание зарубежных инвесторов.
Важное значение для Казахстана имеет деловая повестка Форума, а также ряд предпосылок экономического характера. Казахстан и Россия имеют давние экономические связи и сотрудничество в различных отраслях, таких как энергетика, транспорт и торговля. Граница РФ с Казахстаном — самая длинная в мире непрерывная граница, простирающаяся на 7 598,8 километров. Исследования Евразийского банка экономического развития показывают, что около 80% казахстанского и 20% российского ВВП формируются в приграничной зоне.
В отношениях между Казахстаном и Россией важную роль играет Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который предоставляет дополнительные преференции в торговле между странами-членами союза.
События подобные ПМЭФ, где страны ЕАЭС являются ключевыми участниками, показывает, что идеи «Большого партнерства» на пространстве Евразии в широком временном горизонте развиваются. Для успешной реализации важно наладить многостороннее сотрудничество в торгово-экономической сфере и это движение должно предполага сотрудничество на всем обширном евразийском пространстве. При этом очень важно добиться устранения практики политизации экономических связей.
Понятно, что речь идет о крайне масштабной концепции, реализация которой даже в лучшем случае неизбежно растянется на многие десятилетия. Не будет большим преувеличением сказать, что экономическая консолидация Евразии — самый амбициозный интеграционный проект нашего столетия.
Фото: kapital.kz