Круглый стол «Актуальные практики и тенденции национального и наднационального регулирования межрегионального сотрудничества стран ЕАЭС» прошел в Бишкеке.
В рамках дискуссии обсуждались актуальные вопросы реализации интеграционного потенциала Евразийского экономического союза, а также применения национального и наднационального регулирования процессов интеграции в рамках объединения.
— Мы не пытаемся решить глобальные проблемы, которые должно решать высшее руководство ЕАЭС, мы, как эксперты, хотим совместить позиции. Проблема наднациональности связана, прежде всего, с тем, что ни одно из государств союза не готово делегировать часть своих национальных суверенных полномочий по определению той или иной политики в экономике, финансах и т.д. в наднациональные структуры. И это большая проблема, — подчеркнул сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», эксперт по вопросам госуправления Шерадил Бактыгулов.
Доктор экономических наук, профессор КРСУ Асылбек Аюпов подчеркнул, что ему не видна результативность наднациональных структур ЕАЭС.
— Проблемы между участниками Союза, в том числе, на границе остаются, наши ожидания по привлечению инвестиций со стороны союзников и созданию совместных проектов также не оправдались, поэтому мне не понятно, чем занимается та же ЕЭК. Страны, входящие в союз очень разные – есть страны с большими экономиками – это Россия, Казахстан и Белоруссия, а есть Кыргызстан и Армения, экономика которых очень мала. И по факту выигрывают сильные, а маленькие страны остаются в проигрыше, хотя по идее евразийской интеграции такого не должно происходить. И когда говорят, что благодаря ЕАЭС растет товарооборот, то это, на мой взгляд, не совсем соответствует действительности, это естественный объективный процесс, который происходит вне зависимости от объединения, — отметил экономист.
В свою очередь советник премьер-министра КР Кубат Рахимов подчеркнул, что изначально у Кыргызстана были завышенные ожидания от вступления в ЕАЭС.
— Надо понимать, что с учетом несоразмерности экономик союз изначально создавался с большими исключениями, к которым, прежде всего, относится рынок нефти, газа, электроэнергии и транспорта, где, к сожалению, доминанта принадлежит монополиям, а российские монополии плохо идут на диалог, как и казахские. По транспорту монополистом оказалась Белоруссия, где траков на душу населения больше, чем в других странах. Именно по этим причинам многие вопросы изначально вывели за скобки, и это надо понимать. Что касается объемов торговли внутри союза, то, на мой взгляд, 60 миллиардов это очень маленький объем. Но формирование единого рынка труда с лихвой перекрывает все эти негативные моменты, потому что финансовые потоки, которые идут с рынка труда достаточно весомые, — отметил Кубат Рахимов.
Говоря о вопросах наднационального регулирования в рамках ЕАЭС, он подчеркнул, бюрократы пяти стран породили бюрократию более высокого уровня, что, по мнению экономиста, неизбежно при создании таких союзов, как неизбежна и некоторая непрозрачность деятельности органов управления союзом.
— Невозможно сделать стеклянный стол и осуществлять деятельность прозрачно, в первую очередь, из-за национального экономического эгоизма и непримиримых национальных интересов, которые имеются у всех членов союза. Разногласия по вопросам механизмов и разных подходов к общей экономике всегда будут иметь место, но если это будет происходить открыто, мы рискуем получить негативное информационное поле, которое парализует всё и вся, о чем можно говорить на примере медиа охлократии, которая сейчас происходит в Кыргызстане. Если все экспертные дискуссии и наработки, которые еще не дошли до практической реализации станут предметом обсуждения в СМИ, мы просто все разругаемся. Поэтому моменты здоровой бюрократии должны быть, учитывая, что на стыковку бюрократических механизмов накладывается еще и стыковка политических структур, — добавил советник главы правительства КР.
Далее выступила доктор экономических наук, профессор КЭУ Бактыгуль Токсобаева, которая напомнила, что наднациональные органы регулируют и координируют общее направление развития союза, где в процессе принятия тех или иных решений представители каждого из государств имеют возможность лоббировать интересы своей страны.
— В ЕАЭС Кыргызстан представлен уполномоченным министром и спецпредставителем, которые, учитывая стратегию союза, должны были примерять наднациональные механизмы к интересам нашей национальной экономики. Их задача – давать свои рекомендации и добиваться того, чтобы решение наднациональных вопросов соответствовало и нашим национальным интересам, потому что в этом направлении и должно идти наше развитие, но, как мы видим, этого взаимодействия пока нет. Также важно, на мой взгляд, доводить до населения, что сделано и что делается в рамках ЕАЭС, какие выгоды от интеграции получает население, какие перспективы союз открывает перед малым бизнесом, все должны понимать, что наднациональное даст нашему национальному, — уверена Бактыгуль Токсобаева.
Продолжил тему атташе посольства РФ в КР Ренат Аглиуллин. Он подчеркнул, что ЕЭК – самая транспарентная структура на территории всех государств ЕАЭС.
— В Евразийской экономической комиссии все стороны имеют право высказываться и выражать свое мнение и видение. В уставе ЕЭК говорится, что представители этой комиссии должны исходить не из интересов государства, которое они представляют, а исходя из интересов объединения, потому что в противном случае получится, как в басне про лебедя, рака и щуку. Понятно, что в каких-то вопросах каждое государство хочет выкроить себе лакомый кусочек, поэтому и существует наднациональное регулирование, которое минимизирует возможности одного государства получить преференции в ущерб другим участникам. Таким инструментом, например, является Таможенный Кодекс ЕАЭС, при написании которого эксперты всех стран активно обсуждали каждое слово, каждую запятую. В итоге этот наднациональный документ был принят и теперь успешно работает. И таких документов масса, — отметил представитель российского посольства в КР.
По его словам, Кыргызстан в ЕЭК равно представлен на всех уровнях, несмотря на то, что его экономика не самая большая. Ренат Аглиуллин подчеркнул и другие выгоды, которые получила республика от вступления в ЕАЭС.
— Достаточно вспомнить, что на формировании кыргызско-российского фонда развития было выделено 500 миллионов долларов, которые предназначены для льготного кредитования малого и среднего бизнеса Кыргызстана. Более того, сейчас российская сторона финансирует проект ООН, который будет работать при Министерстве экономики КР с целью оказывать содействие бизнесу Кыргызстана в разработке технико-экономического обоснования, чтобы бизнесмены могли получать кредит в КРФР. Я у же не говорю о том, что республика получила финансовую помощь для адаптации к условиям ЕАЭС, средства для решения проблем фито-санитарных лабораторий, таможенных пропускных пунктов и т.д., — добавил российский дипломат.
О том, что правовая база ЕАЭС уже сформирована и гармонизировна, и теперь необходимо работать над ее практической реализацией, в своем выступлении рассказал эксперт по экономическим вопросам Нургуль Акимова.
— ЕЭК прекрасно справляется со своими компетенциями, потому что по договору им переданы полномочия координации, т.е. их задача – это согласование, и не их вина, если позиция какого-либо государства по тем или иным вопросам отсутствует. Вина заключается в некой отдаленной конвергенции пяти стран экономической модели политической, — отметила она.
Эксперт обратила внимание, что например, в Кыргызстане субсидируется сельское хозяйство и фермерство. Однако, эти субсидии изначально направлены только на сбивание каких-то текущих проблем, но не на эффективный труд.
— ЕАЭС характеризуется тем, что существуют секторы, которые не заняты, а есть сферы, которые хотят занять все. То есть отсутствует распределение между странами. И это отдаляет нас от той благой мысли, которая заложена в ЕАЭС – преодоление глобальной конкуренции. Если на уровне ЕЭК утвердят какие-то концепции, где четко будет распределен труд, позиционирование каждого государства, то это исключит разного рода протекционистские меры, которые мы наблюдаем, например, со стороны Казахстана, — подчеркнула Нургуль Акимова.
Она также отметила, что у Кыргызстана сейчас есть два кейса, которые необходимо решить. Первый связан с освоением инвестиций и грантов, второй – с позиционированием экономики.
— Надо понимать, что пока вопросы собственности, земельные вопросы и вопросы справедливого судопроизводства не решатся, мы никогда не сможем массово освоить те деньги, которые нам предлагают, — добавила эксперт.
Политолог Эдил Осмонбетов в своем выступлении обратил внимание коллег на то, что в ЕАЭС, который создавался, как экономическое объединение, между тем всегда присутствовал и политический элемент. По его словам, чтобы ЕАЭС мог эффективно функционировать, он должен четко очертить свои границы.
— Например, границы между Кыргызстаном и Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном – это не только границы двух стран, но – это границы ЕАЭС. А узбекские и таджикские товары также свободно перемещаются на основе двусторонних договоров и порой получают такие же преференции и возможности. Таким образом, размываются интересы членов Союза. Например, Узбекистан объявил о невступлении в различные интеграционные объединения. При этом на основе двусторонних договоренностей с Россией или другими государствами решает вопросы экспортно-импортной политики, миграционные вопросы и т.д. Здесь, конечно, имеется геополитический интерес. Но, считаю, что надо проводить деятельность между определенной страной и ЕАЭС. В этих целях можно внутри ЕАЭС создавать альянсы для того, чтобы защищать внутренний рынок, — пояснил Эдил Осмонбетов.
Продолжил тему политолог Денис Бердаков. По его мнению, идея создания цепочек добавленной стоимости на основе российских, казахских, белорусских корпораций была блестящей, но она разбилась о национальный экономический эгоизм. Говоря о Кыргызстане, эксперт отметил, что республика находится в сложном переходном периоде.
— После вступления в ВТО в 2000-х годах бизнес КР получил возможность проводить таможенную очистку ввозимых товаров без участия таможенных брокеров по 3 цента за килограмм груза, благодаря чему получили свое развитие наши крупные рынки. Еще в древние времена, когда развалилась Римская империя, арабы взяли под себя огромный торговый путь, потому что поняли, как выгодна ситуация, когда ты ничего не производишь, но через тебя проходит огромный поток товаров. Так же случилось и с нашими крупными рынками. Но когда мы вошли в Таможенный Союз, перестал действовать вышеупомянутый тариф и мы оказались в сложной ситуации, потому что производства как такового у нас не было. Но все наши внутренние проблемы закрываются большим плюсом ЕАЭС – это наша трудовая миграция, — напомнил Денис Бердаков.
Эксперт также отметил, что гармонизация наднациональных и национальных вопросов в КР постоянно сталкивается с внутри элитными проблемами.
— Наше дальнейшее развитие в рамках ЕАЭС зависит от нашей судебной системы и эффективности государственного управления, то есть от того, что, собственно, и не зависит от участия в евразийской интеграции, — добавил он.
Тему отсутствия интеграции систем образования в ЕАЭС в своем выступлении затронула завкафедрой МУК КР, политолог Алина Молдокеева. По ее словам, целью любого интеграционного союза является свободное движение денег, товаров и услуг.
— Образование – это услуга, и уже много говорилось о том, что в рамках ЕАЭС, к сожалению, сферу образования в число приоритетных услуг никто не ставит. Но эту сферу нужно развивать. Есть два соглашения – меморандум от 2016 года и соглашение, но как сегодня осуществляется сотрудничество в образовании? Как оно было не в приоритете, так оно и остается на том же уровне. Для чего создаются механизмы? Чтобы они работали, а не существовали на бумаге. Говорят, создана правовая база, но она не работает. Для чего подписываются меморандумы? Чтобы наши ребята могли поехать и воспользоваться преференциями этого интеграционного блока. Но страны взаимодействуют только в экономике, а сфера образования остается падчерицей – где-то там за дверями, — констатировала Алина Молдокеева.
На что политолог Марат Казакпаев ответил, что сотрудничество в сфере образовании осуществляется на двустороннем уровне между вузами, и решать этот вопрос в рамках ЕАЭС не обязательно. Возвращаясь к вопросу наднационального регулирования в рамках ЕАЭС, он отметил, что Евразийской экономической комиссии для этих целей вполне достаточно, и других создавать не нужно.
— На мой взгляд, ЕЭК решает много актуальных проблем. ЕАЭС убрал границы и это большой плюс для бизнеса. Наши кыргызские бизнесмены давно работают в России или Казахстане, они переводят туда свой бизнес, потому что там рынок большой. Минус же заключается в том, что комиссия принимает много документов, в которых мы уже запутались, но многие из них не работают, т.е. накапливается массив чисто теоретических документов, которые не переходят в практическое русло, — подчеркнул эксперт.
Политолог Алмаз Тажыбай, в свою очередь, напомнил, что для Кыргызстана одной из главных причин вступления в ЕАЭС была угроза закрытия транспортного коридора со стороны Казахстана.
— Но, несмотря на членство наших государств в ЕАЭС, Казахстан периодически закрывает свои границы. И тот орган, который должен был решить данную проблему, оказался бессильным. Что касается преференций, предоставленных нашим трудовым мигрантам, то они достигнуты на основе двусторонних отношений России и Кыргызстана, но не в рамках Союза, потому что такие льготы не предусмотрены для трудовых мигрантов Казахстана или Армении, — отметил Алмаз Тажыбай.
В завершении дискуссии советник премьер-министра КР Кубат Рахимов отметил, что вопросы наднационального регулирования и его гармонизации с национальными законодательствами нужно обсуждать всем вместе, потому что в своем маленьком мирке ни одна из стран их решить не сможет.
В этой связи он предложил Клубу региональных экспертов КР «Пикир» подать коллективную заявку на участие в ежегодной Евразийской неделе, которая этом году пройдет в Кыргызстане. В рамках предстоящего мероприятия эксперт предложил инициировать проведение круглого стола с привлечением экспертов из всех стран ЕАЭС для обсуждения вопросов наднационального регулирования, которые, по его мнению, являются очень актуальными.
Кубат Рахимов пообещал поддержку данной инициативы со стороны правительства КР, а также призвал поддержать идею российскую сторону в лице Посольства РФ в КР.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»