В Бишкеке состоялось экспертное заседание, организованное Клубом региональных экспертов КР «Пикир» в партнерстве с Академией госуправления при президенте КР, где участники встречи обсудили вопросы государственного управления в условиях евразийской интеграции.
Интеграция подразумевает участие каждой из стран-участниц в работе всех органов управления ЕАЭС. При этом решения принимаются и подписываются всеми пятью членами Евразийского экономического союза. Исполнение же этих наднациональных решений достигается через принятие необходимых правовых актов уже на национальном уровне. И после того, как всеми участниками выполнены необходимые внутригосударственные процедуры, документы вступают в силу, что позволяет добиваться единства подходов в реализации достигнутых в рамках союза договоренностей.
На сегодня в ЕАЭС сформировалась разветвленная структура интеграционных процессов, которые идут, как на высоком межгосударственном уровне, так и в среде бизнесменов, деятелей науки, образования и культуры, а также экспертов. Однако не все инициативы по этим направлениям получают шанс на реализацию в силу слабого исполнения национальными структурами принимаемых ЕАЭС концептуальных решений.
- Евразийский экономический союз формируется как альянс, основанный на сближении и интеграции экономик государств-участников, конечной целью которых является обеспечение непрерывного сбалансированного роста национальных экономик, стабильность экономического развития, и как следствие повышение уровня жизни населения. Однако за годы существования ЕАЭС имели место ситуации, когда некоторые государства не успевали подготовить необходимые законодательные акты в срок и адаптировать совместные решения, принятые на высшем уровне, к национальным условиям. В этой связи актуальным вопросом евразийской интеграции становится также вопрос эффективной системы государственного управления, т.к. без этого компонента решение экономических, социально-гуманитарных и идеологических задач, как на национальном уровне, так и в рамках Евразийского экономического союза, невозможно, - отметила, открывая дискуссию, координатор Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Эльмира Иманалиева.
Далее выступил ректор Академии госуправления при президенте КР Алмазбек Акматалиев, который отметил, что в рамках ЕАЭС интеграция систем государственного управления не возможна, в силу того, что у каждого государства, входящего в союз, своя внутриполитическая модель. Между тем он отметил, что каждая из них имеет общую характерную черту – открытую систему государственной службы.
- Открытая система государственной службы, характеризуется тем, что любой человек с высшим образованием и соответствующими квалификациями может стать государственным служащим. То есть это «статусная служба». Например, любой учитель имеет возможность принять участие в конкурсе и занять должность в системе управления сферы образования. Получив должность, он автоматически становится государственным служащим. Если он опять возвращается работать в школу, он теряет этот статус. В этом и заключается особенность открытой системы государственной службы, и она характерна для всех стран ЕАЭС, - отметил ректор.
В свою очередь эксперт в вопросах государственного устройства Шерадил Бактыгулов напомнил, что при вхождении в ЕАЭС Кыргызстану требовалось внести ряд изменений и дополнений в национальные законы, регламентирующие, как экономическую деятельность, так и систему госуправления, учитывая, что интеграция подразумевает делегирование части экономического суверенитета страны наднациональным органам. В случае ЕАЭС это Евразийская экономическая комиссия. По словам эксперта, для республики это хороший опыт, прежде всего, ведения международных переговоров.
- Кыргызстан, будучи членом ЕАЭС, получает хороший опыт по проведению международных торговых переговоров, которые на уровне союза ведутся с Китаем, Ираном, Вьетнамом и другими государствами, и приводят к конкретным результатам. Конечно, такой же опыт приобретают и остальные участники евразийского объединения. Такого опыта ранее не было. С точки зрения управления – это большой плюс. Благодаря такому опыту Кыргызстан получает возможность генерировать новые подходы в управленческой системе страны, - отметил Шерадил Бактыгулов.
При этом он отметил, что в рамках интеграционных процессов необходим и новый подход к подготовке кадров.
- В Кыргызстане молодежь получает больше теоретических знаний. Система же приобретения необходимых практических навыков и соответствующего опыта у нас не развита. И если говорить в разрезе евразийской интеграции, то необходимы хорошие кадры экономического профиля. У нас много кадров в сфере политической экономики, а специалистов по макро- и микроэкономике – единицы. По большому счету экономикой занимаются не экономисты. Среди них есть математики, физики с хорошим складом ума, но сильных экономистов, которые умели бы заниматься прогнозированием, пока нет. К примеру, когда обсуждался вопрос строительства железной дороги Китай – Кыргызстан -Узбекистан была разработана всего лишь одна финансовая модель. В то время, как, например, у россиян только при подготовке строительства скоростной линии Москва – Казань было разработано 40 финансовых моделей. Это – показатель качества бизнеса. И ЕАЭС нам дает очень большие возможности, - считает эксперт.
По его словам, благодаря участию в евразийской интеграции Кыргызстан может приобрести лучшие методы управления государством.
- Нам надо отходить от бизнес подходов управления, сформировавшихся еще в 90-ые годы, и ЕАЭС нам открывает большие возможности в этом направлении, - добавил он.
Архиважной тему экспертного заседания считает политический обозреватель Аркадий Гладилов, который отметил, что в вопросах государственного управления нельзя концентрироваться только на количественных показателях, технических параметрах.
- В вопросах государственного управления нельзя концентрироваться только на количественных показателях и технических параметрах. Немаловажное значение имеет качество и креатив в системе управления, чего, у нас пока нет. Сейчас в век высоких технологий, можно жить в одном городе, а вести свой бизнес или работать в какой-нибудь компании, которая дислоцируется в другом городе. То есть система управления все меньше остается привязанной к определенному региону или городу. Поэтому можно рассмотреть возможность привлечения в государственное управление специалистов - профессионалов, являющихся гражданами другой страны. Особенно это актуально для пространства ЕАЭС, - отметил политолог.
Он также подчеркнул, что в последнее время значительно снизилось количество инвестиций, поступающих в Кыргызстан, более того из страны уходит бизнес с иностранным капиталом, что эксперт связывает, прежде всего с низким уровнем государственного управления.
Продолжая тему, политолог Алмаз Тажыбай высказал мнение, что необходимо оптимизировать государственную систему управления в Кыргызстане. По его словам, существующая система не отвечает национальным интересам республики.
- В сфере государственного управления существует две основных проблемы. Первая заключается в том, что уровень госслужащих и степень их квалификации не отвечает современным экономическим требованиям. Вторая проблема в том, что бизнес имеет серьезное влияние на государственные структуры. В итоге это приводит к тому, что представители системы госуправления занимаются либо защитой своего бизнеса, либо лоббированием чьих-то бизнес интересов. И в этой системе не находится места для продвижения национальных интересов. Я считаю, что сращивание государства и бизнеса – это большая проблема для Кыргызстана, - отметил Алмаз Тажыбай.
По итогам встречи был подготовлен список экспертных рекомендаций, нацеленных на повышение уровня государственного управления в Кыргызстане.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»