На всем постсоветском пространстве сфера образования - одна из самых критикуемых. О том, как улучшить человеческий капитал и выиграть борьбу за абитуриента, дискутировали казахстанские эксперты преподаватели вузов, политологи, социологи и журналисты.
За системой образования закрепился негативный информационный фон, отметила в ходе заседания экспертного клуба «Мир Евразии» руководитель представительства Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК в Алматы Мадина Нургалиева. Качество и эффективность образования - актуальная тема общественных дискуссий на всем постсоветском пространстве, зачастую связано это с беспрестанными реформами в этой сфере, сказал политолог Эдуард Полетаев. Участники дискуссии, состоявшейся в Алматы, рассуждали на тему «Просвещенные люди Евразии. Модернизация образования: традиции и тенденции развития, факторы качества и эффективности». Проблемы есть на всех уровнях образования, говорили эксперты, но недостатки в системе высшего образования приводят к негативным последствиям в других жизненно важных сферах.
Борьба за абитуриента
«Российское образование давно стало заметным фактором миграции из Казахстана. Оно привлекает уровнем своей доступности, качества и дальнейшими перспективами. Многие молодые люди, особенно из приграничных областей, после учебы остаются в России, обустраиваются, а потом к ним подтягиваются их родители и другие родственники», – рассказал директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
Политолог привел данные казахстанского посольства в России, согласно которым в 2016 году количество казахстанских студентов в вузах РФ превысило 70 тыс. человек. Он напомнил, что поступлению выпускников казахстанских школ в российские вузы способствует, в том числе, система квот Россотрудничества. «Хотя власти приграничных областей Казахстана время от времени выражают озабоченность по такому оттоку молодежи, чего-либо существенного взамен они предложить пока не могут», – констатировал Чеботарев.
Главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин сравнил цены в вузах Казахстана и России: «Понятно, что сравнивать КазНУ и, допустим, МГИМО – это не совсем правильно. Если человек едет учиться в Москву, ему придется потратить много денег, чтобы жить в российской столице. Но если житель казахстанской провинции, скажем, Павлодара или Усть-Каменогорска, выбирает между, например, Евразийским национальным университетом и Новосибирским государственным университетом, то набор его затрат примерно идентичен. Востребованная специальность: информационно-вычислительные технологии. По данным на текущий год, за семестр в НГУ год обучения стоит 1970 долларов, в ЕНУ – 2110 долларов. Еще одна востребованная специальность – востоковедение: в НГУ – 2005 долларов, в ЕНУ – 2083 доллара. Цены, как мы видим, сопоставимые. Казахстанские вузы не могут предложить образование дешевле, притом, что бренды и качество услуг в России в среднем выше, чем у нас. По недавнему рейтингу региональных вузов, представленному QS, НГУ занимает второе место после МГУ на постсоветском пространстве, а у ЕНУ – 24-е место».
По данным Высшей школы экономики, в 2016 году рынок образовательных услуг в России составлял 30 млрд. долларов, в Казахстане в 2014 году оценивался в 350 млн долларов, сказал Сергей Домнин, уточнив, что речь идет, прежде всего, о высшем образовании, «потому что школьное и дошкольное образование – это не вполне рыночные сегменты». Российский рынок получается в сто раз больше, а, значит, априори там больше продавцов, длиннее линейка услуг и цен, добавил главред делового журнала.
По словам Сергея Домнина, в этих 350 млн долларов казахстанского рынка образования превалирует госзаказ, который формируется не работодателем, а спросом абитуриентов. Проще говоря, они выбирают те специальности, которые, по их мнению, смогут обеспечить им достойное будущее, однако их желания далеко не всегда соответствуют реалиям рынка труда.
«Возможно, уже надо перейти к теме приватизации вузов и постепенном отказе от госзаказа, потому что своей задачи он не выполняет. Нужны более гибкие инструменты и более адекватные времени институты», – считает Домнин. В частности, одним из факторов, который выталкивает абитуриентов на российский образовательный рынок, многие эксперты называют ЕНТ. «Логично его применять для распределения грантов, но если у человека есть деньги на учебу в вузе, то нелогично его ограничивать. Даже если человек не хочет и не будет учиться, а готов платить, то пусть уже он эти деньги оставит в стране», – резюмировал редактор.
Нужна ли автономия?
Старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Даурен Абен в свою очередь отметил, что несколько министров образования обещали сократить количество вузов: «Действительно, надо ли нам в Казахстане больше 120 вузов? Ведь некоторые из них, в основном, частные, являются лишь цехами по штамповке дипломов, с крайне низким качеством предоставляемых образовательных услуг. Однако воз и ныне там. Видимо, весьма сильное лобби у владельцев такого рода вузов. С другой стороны, возможно, государству выгодно их такое количество. В условиях отсутствия рабочих мест молодежь занята, задействована, по крайней мере, на 4-5 лет. Но в будущем-то они останутся без работы, пополнят ряды самозанятых, либо с дипломами юристов и экономистов пойдут работать мойщиками машин и охранниками».
По мнению эксперта, для полноценного развития высшего образования вузам нужно дать автономию. «Помимо академической свободы, это и управленческая, и финансовая автономия, и автономия в подборе персонала, – пояснил Даурен Абен. – И начинать надо с правового статуса вузов. Те же госвузы, в основном, являются РГП на ПХВ. Это существенно ограничивает их возможности. Когда мы говорим, что вуз должен в себе сочетать и научно-исследовательскую, и образовательную, и предпринимательскую деятельность, мы должны понимать, что в соответствии с действующим законодательством, ограничивающим их автономию, они не в состоянии полноценно развиваться и эволюционировать. Процентов на 80 они зависят от госзаказов и грантов. Поэтому вузы между собой конкурируют, открывают востребованные студентами, но не рынком специальности. В каком-нибудь провинциальном вузе могут готовить, к примеру, специалистов по международным отношениям. Но нужны ли они нашему рынку труда?».
Министерство образования и науки Казахстана дает карт-бланш вузам вне зависимости от формы их организации в отношении написания образовательных программ, заявила профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ имени аль-Фараби, директор Центра Евразийских исследований Галия Мовкебаева.
«Каждый вуз может разрабатывать собственные образовательные программы. Мы ориентируемся на студентов, действуем по международным стандартам, где основополагающим принципом является студентоцентрированное обучение. То есть в центре стоит студент, он является заказчиком и потребителем этих знаний. Академическая свобода вуза есть, и она реализуется через механизм элективных курсов, практической подготовки выпускника и программ самообразования, предусматривающих возможность формирования индивидуальной траектории обучения студента», – отметила Галлия Мовкебаева.
Представитель КазНУ добавила, что новые возможности для студентов появились благодаря присоединению Казахстана к Болонскому процессу, которое подразумевает, в том числе приведение учебных планов образовательных программ в соответствие с европейскими стандартами и создание совместных образовательных программ с ведущими зарубежными вузами.
Поле для сотрудничества
Как считает Даурен Абен, есть и определенные перегибы и недоработки при внедрении в целом положительных практик. Тот же Болонский процесс предполагает внедрение корпоративного управления в вузах, но реальной власти у попечительских и наблюдательных советов нет, констатировал он. И с международным взаимодействием тоже не все гладко.
«Существует у нас проект по содействию 11-ти вузам в рамках программы Форсированного индустриально-инновационного развития. Нужное начинание, но тут вмешивается «любовь» наших чиновников к иностранным консультантам. Министерство нанимает компанию «Маккензи», которая составляет список вузов, с которыми должны сотрудничать выбранные вузы. Но тот же Массачусетский технологический университет не будет сотрудничать с Карагандинским государственным техническим университетом. Когда представители вуза приходят в министерство и говорят: господа, у нас есть список наших традиционных, скажем, российских, партнеров, мы с ними успешно сотрудничаем, выделите нам средства, то в ответ слышат: нет, вы должны придерживаться списка «Маккензи», – рассказал Даурен Абен.
По мнению участников заседания, более активное взаимодействие с евразийскими партнерами в сфере образования, в том числе высшего, могло бы принести свои плоды. В частности, как считает Андрей Чеботарев, для Казахстана было бы лучше, чтобы те, кто выбирает российскую систему образования, могли бы учиться, не покидая свою родину.
«В Казахстане действуют филиалы шести вузов России, включая МГУ имени М.В. Ломоносова. Однако про них практически ничего не слышно с точки зрения привлекательности для потенциальных абитуриентов, карьеры выпускников. Россия довольно слабо работает на нашем образовательном поле. Хотя увеличение численности филиалов российских вузов в Казахстане и уровня привлекательности их учебных программ вполне может стать фактором снижения молодежной миграции в РФ. Этот вопрос тоже можно изучить в рамках развития евразийской интеграции», – полагает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива».
Он напомнил, что евразийские государства не координируют образовательную политику, поскольку эта сфера не является предметом Договора о ЕАЭС и деятельности Евразийской экономической комиссии. «На мой взгляд, эту ситуацию следует изменить, поскольку сфера образования тесно связана с экономикой», – сказал Чеботарев.
Об одной из таких связующих нитей говорил руководитель фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев. Он напомнил, что на протяжении 2017 года в рамках ЕАЭС много говорили о необходимости цифровизации экономики стран-участников. Задача актуальная, поскольку цифровизация – новый этап развития и модернизации мировой промышленности и, следовательно, залог успешной конкуренции на мировом рынке, пояснил политолог. Вопрос в том, кто этим будет заниматься в евразийских государствах и есть ли необходимые специалисты в достаточном количестве и качестве.
По мнению политолога, в сфере образования евразийской пятерке есть над чем работать. «Инструменты для сотрудничества в сфере образования в основном работают в рамках двусторонних отношений. Существуют академические обмены между вузами. Несмотря на то, что уровень образования в странах ЕАЭС сильно разнится, они сумели договориться о взаимном признании дипломов. Это заслуга интеграционных процессов, облегчивших жизнь многим гражданам. Но если мы посмотрим на исключения, которые сделаны, то окажется, что норма не касается медиков, фармацевтов, юристов и педагогов. Им придется делать нострификацию дипломов», – привел пример Эдуард Полетаев.
Политолог также сообщил, что в ноябре в Челябинске состоится XIV Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, где будут обсуждаться проблемы образования и человеческого капитала. «Впервые на данных мероприятиях акцентируется внимание на проблемах гуманитарного характера, что говорит о взаимосвязи развития экономики и уровня образовательных процессов», – отметил Полетаев.
Сергей Михайличенко.