Статус наблюдателя в ООН может помочь Евразийскому экономическому союзу наладить диалог с ВТО, продвигать свои интересы на мировой арене. А может стать чем-то вроде значка «Одобрено международным сообществом», которым приятно козырнуть при случае, но особой пользы от него не будет. Выбор за ЕАЭС, считают казахстанские эксперты.
Инициатором получения статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН выступила Беларусь, которая в текущем году председательствует в ЕАЭС. Партнеры по союзу эту идею поддержали, подали соответствующую заявку и ожидают получения искомого статуса до конца года. Впрочем, данное событие может произойти гораздо раньше – на 70-й юбилейной сессии Генассамблеи, которая стартует 15 сентября. Вице-председателем предстоящей сессии избран Казахстан, отметил в ходе заседания экспертного клуба «Мир Евразии», посвященного сближению ЕАЭС и ООН, политолог Эдуард Полетаев.
- Насколько известно, на 70-й сессии будет выступать президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И если проанализировать его публичные выступления за последние годы, как правило, в них обязательно присутствует интеграционный блок. Я думаю, если с трибуны ООН будет говориться о возможностях ЕАЭС, а это «озвучка» мирового уровня, то какие-то бонусы для экономического союза обязательно случатся, – сказал он.
Полетаев пояснил, что статус наблюдателя ГА ООН присваивается резолюцией. Наблюдатели имеют право участия в дискуссиях Генассамблеи без права голоса, могут посещать большинство заседаний и имеют доступ почти ко всей соответствующей документации. «Фактически это право беседовать с лидерами, вносить какие-то предложения, которые могут повлиять на принятие ассамблеей конечных решений», – добавил политолог.
- Я вижу в будущем статусе больше имиджевую составляющую, – поделилась своим мнением руководитель представительства Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК в Алматы Мадина Нургалиева. – Мне кажется, сейчас у ЕАЭС есть необходимость позиционирования себя не только внутри каких-то регионов, а на более глобальном уровне. Поэтому попытка пропиарить статус наблюдателя выглядит не политическим, ни экономическим, а именно имиджевым бонусом для стран ЕАЭС.
- Согласен, что получение статуса наблюдателя в Генассамблее ООН для ЕАЭС – это имиджевый ход, – продолжил дискуссию генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов. – Я бы даже назвал это «получением паспорта». То есть ЕАЭС – это международная организация, за которую через резолюцию проголосовала ООН. Тем самым ООН признала, что есть такое объединение, не просто скопление стран, а субъект экономической жизни. Получение паспорта, с одной стороны, например, для молодого человека ничего не меняет. Но этим паспортом можно и пользоваться, изменить свою жизнь. Я всегда был горячим сторонником ЕАЭС. В свое время говорил, что Казахстану дается шанс, и надо только пользоваться возможностями. Но вот динамика ТС и ЕАЭС за четыре года показывает, что мы успешно… не пользуемся этим шансом. И сейчас мы можем говорить, что статус наблюдателя – это новая возможность для Казахстана. Да, все так, но опыт подсказывает, что есть опасность: очередная возможность может проплыть мимо.
Преимуществом статуса наблюдателя в ООН эксперт видит в появлении второй трибуны. Так, страны ЕАЭС, которые имеют собственные представительства в международной организации, смогут озвучивать консолидированную позицию, выступая от лица союза. Вопрос в том, как страны разделят полномочия – кто именно будет представлять союз?
- Существует немалая вероятность, что такой статус может существенно усилить позиции России в ЕАЭС и ослабить позиции Казахстана, – озвучил свои опасения Кусаинов. – Во всех предыдущих организациях – ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ – не было глобального лидера. Например, в ШОС – Китай и Россия, непонятно, кто из них выступает локомотивом. Когда организовывалось СНГ, не было лидера, все страны только обрели независимость. Поэтому, нужно понять, каким образом Россия станет использовать этот «паспорт». Казахстану же надо активизировать свою деятельность в ЕАЭС. Чтобы быть услышанным, придется действовать очень энергично.
Казахстан будет вынужден активно действовать, убежден политический обозреватель республиканской общественно-политической газеты «Литер» Олег Сидоров:
- ООН судит по локомотиву, а локомотив – Россия. В связи последними событиями у всех уже будет выстраиваться ассоциативный ряд: Россия – санкции – политика. В этой ситуации Казахстан будет вынужден занять активную позицию, чтобы продвигать свои национальные интересы и по возможности дистанцироваться от тех внешнеполитических действий Москвы, которые могли бы поставить Казахстан, как члена ЕАЭС, в тот самый ассоциативный ряд.
По мнению директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева, статус наблюдателя в Генассамблее ООН, действительно, открывает перед ЕАЭС новые возможности:
- На мой взгляд, этот статус может быть одним из инструментов для диалога со Всемирной торговой организацией. Ведь сейчас непонятно, ЕАЭС и ВТО – это партнеры или соперники? Не исключено также, что вторая будет пробовать контролировать ЕАЭС и воздействовать на него в своих интересах посредством усиления влияния на входящих в нее стран-участниц союза. Безусловно, ЕАЭС также расширит возможности для взаимодействия с разными советами, комитетами и комиссиями ООН, включая Экономический и социальный совет. Вопрос лишь в умении и эффективности представителей ЕАЭС.
- Прямых прибылей, профитов, доходов для союза от участия в роли наблюдателя нет, – подчеркнул заместитель главного редактора делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин. – Хотя некоторые эксперты, не буду называть имена, пытаются их отыскать. Цитирую: «Если ЕАЭС будет наблюдателем при ООН, то это даст больше возможностей для экспорта наших товаров в Европу». К этому прибавить можно только то, что некоторые экспертные мнения стоило бы оценивать не только на стиль и благонамеренность, но и на содержание.
Он также расценивает статус наблюдателя в ООН как имиджевый бонус и полагает, что роль ЕАЭС на международной арене может поменяться, если сам союз станет более весомой организацией:
- Зачем Организации Объединенных Наций нужен ЕАЭС? Тут напрашивается пример ЕС. Европейская комиссия, в отличие от Евразийской, решает большее количество вопросов, в ее рамках определяются макроэкономическая, индустриальная, торговая, валютная и другие политики. Пока Евразийская экономическая комиссия таким функционалом не обладает, интерес к ней будет соответствующий. Как только ЕЭК начнет принимать серьезные решения, на ооновской площадке к ней начнут прислушиваться.
Согласен с этим мнением и политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицын:
- Статус наблюдателя – это имидж. Как значок: он красивый, но есть ли от него польза, пускают ли тебя с ним в клуб или нет? Когда сама организация «проседает», а в последние годы в ООН кризис, а ты становишься членом клуба в память о прошлых заслугах (ЕАЭС был представлен в ООН как преемник ЕврАзЭС, которое имело статус наблюдателя, – прим. авт.), трудно говорить о практической пользе. Я видел своими глазами, как статус организации влияет на ее функционеров. Например, министр иностранных дел Голландии, когда был руководителем ОБСЕ, выглядел не впечатляюще: вышел, что-то тихо, вежливо сказал. Поставили его во главе НАТО – начал все время что-то требовать. То есть все-таки не человек красит место, а место красит человека. Поэтому, мне кажется, в зависимости от того, какой потенциал будет иметь ЕАЭС, так он и будет проецироваться на представительство союза в ООН. Если это будет сильная организация с собственной позицией, то к ней и будут прислушиваться. А если нет, то и представительские функции будут декоративными.
Аманжол Смагулов