ОДКБ — региональная международная организация, которая объединяет 6 постсоветских государств: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российскую Федерацию, Таджикистан и Армению. В разное время членами организации были Азербайджан, Грузия, Узбекистан.
Целью организации является поддержание мира, укрепление стабильности и безопасности в регионе, защита независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. Особенность ОДКБ состоит в том, что предпочтение в достижении целей организация отдает политическим средствам и инструментам.
1 января к выполнению обязанностей на посту Генерального секретаря приступил первый в ее истории казахстанец Имангали Нургалиевич Тасмагамбетов, опытный управленец и стратег. Должность Генерального секретаря в ОДКБ является высшей административной, в его полномочия входит руководство Секретариатом. Назначение генсека происходит на трехлетний срок и проходит на основании представления совета министров иностранных дел стран ОДКБ. Не этом посту Тасмагамбетов сменил представителя Беларуси Станислава Зася.
10 января 2023 года прошла процедура официального представления Имангали Тасмагамбетова. Вступая в должность, новый генсек ОДКБ впервые публично обозначил видение того, как следует развиваться организации в не самый простой период развития. Современная ситуация в мире осложняется набором геополитических вызов, для разрешения которых необходимо найти выход из сложного клубка политических, экономических и иных проблем.
Выступая, в рамках церемонии представления Имангали Тасмагамбетов указал на то, что ОДКБ как структура, отвечающая за проблемы региональной безопасности на постсоветском пространстве, не имеет альтернативы. Также приступивший к своим обязанностям Генеральный секретарь уверенно указал на то, что организация способно эффективно решать возложенные на нее задачи. Имангали Тасмагамбетов становится у руля ОДКБ в непростой период. Помимо нестабильной ситуации в регионе, организацию раскачивают сложности между самими участниками.
Определить набор задач, которые стоят перед организацией следует принять во внимание высокий уровень нестабильности и сложности прогнозирования горизонта событий. 2023 год вероятнее всего будет таким же непростым, как и 2022-й. Стратегическими приоритетами останутся региональная безопасность, повышение сплоченности в Евразии, с которой как раз таки и явные проблемы.
Для ОДКБ в текущей системе координат важно наладить работу на упреждение, действуя в первую очередь превентивно, реагируя не только на текущие вызовы и угрозы. Во главу угла стоит ставятся адаптативные стратегии ответа на вызовы и проблемы, связанные с ситуацией региональной безопасности в Евразии.
Начнем с того, что Россия – основной игрок находится в горячей фазе конфликта. С учетом того, что Россия имеет ключевые позиции на пространстве ОДКБ, афтершоки конфликта имеют место в регионе.
Это видно по том, что одна за другой страны-участницы начинают отменять миротворческие учения. В октябре 2022 года Минобороны Кыргызстана решило не принимать учения «Нерушимое братство-2022», которые должны были пройти на ее территории. Официальная версия – перенос из-за отсутствия подходящих условий.
По мнению Еревана в ходе ряда инцидентов на армяно-азербайджанской границе в 2021-22 гг. Азербайджан «оккупировал» примерно 140 кв. км армянской территории. Никола Пашиняна не устроило отсутствие политической оценки «агрессии» Азербайджана против территориальной целостности Армении со стороны ОДКБ. Как известно Ереван даже отказался от подписания декларации Совета коллективной безопасности ОДКБ и проекта о совместных мерах по оказанию помощи республике. С высокой степенью вероятности можно говорить, что отказ армянской стороны от учений связан обусловлен ситуацией в Лачинском коридоре.
При этом позиция ОДКБ состоит в неприятии силовых методов решения конфликта, и приоритете политико-дипломатических методов решения проблем между Арменией и Азербайджаном. В самое ближайшее время ОДКБ предстоит проработать вопрос, связанный с повышением роли дипломатии в разрешении спора Армении и Азербайджана.
Аркадий Дубнов, эксперт по Центральной Азии отмечает, что факт отказа Кыргызстана и Армении принять учения ОДКБ не вносит что-то принципиально новое в ситуацию. Последние годы показали, что ОДКБ теряет авторитет и возможности демонстрации функционала по обеспечению безопасности стран-членов. Конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном продемонстрировал слабость ОДКБ, которая не может эффективно способствовать примирению сторон. Пока самая крупная страна-участник задействована в крупном, системном конфликте, на уровне макрорегиона, ОДКБ как региональная структура будет испытывать определенный дисбаланс. Соответственно от нового генсека можно ожидать предложений по тому, какие шаги стоит предпринять для того, чтобы его сгладить. Судя по первому заявлению И. Тасмагамбетова, у него есть какие-то задумки, и время покажет, насколько они эффективны.
С учетом союзнических обязательств России и Беларуси, активизируется и их партнерство в рамках ОДКБ. Приоритет связан на стратегическое сдерживание со стороны «недружественных стран».
ОДКБ сыграла важную роль в процессе восстановления конституционного порядка в ходе январский событий 2022 года. Миротворческий контингент войск ОДКБ успешно выполнил свою миссию по охране важных стратегических объектов, дав возможность армии Республики Казахстан сосредоточится на ликвидации очагов сопротивления.
При этом, начало самой крупной континентальной войны в Евразии обозначило и набор вопросов, к ОДКБ. Так, со стороны казахстанского эксперта Айдоса Сырыма прозвучала серьезная критика в отношении ОДКБ. Мажилисмен подчеркнул, что ОДКБ помогло Казахстану решить множество вопросов, однако сейчас слишком короткий горизонт позитивной повестки. Присутствует ряд явных параллелей между ОДКБ и СНГ. Обе организации построены на страхах на момент развала Советского Союза. ОДКБ, с его слов это организация, в которой у стран-членов нет общих вызовов в сфере безопасности. По его мнению, противоречия внутри ОДКБ будут нарастать. Организация находится в сложной ситуации, и важно оперативно работать над механизмами для разрешения такого рода обострений, либо ситуация будет оставаться такой, какая она есть, но в этом случае и дальше будут возникать противоречия.
Зная высокий профессионализм нового генсека, можно выразить сдержанный оптимизм в плане предстоящего поиска новых механизмов повышения сплоченности стран-участниц Организации. Однако пока не будет более или менее понятна ситуация с текущими конфликтами, реальных успехов и ощутимых прорывов ждать не приходится.
ОДКБ вступает в очень сложный период, и от того, как она пройдет его, будет зависеть ее авторитет и жизнеспособность как в регионе, так и в глобальной системе международных отношений.
Опыт развития таких структур как ШОС и СВМДА показывает, что сплоченность и опыт совместного принятия решений есть действенный политико-дипломатический инструмент в решении сложных региональных проблем.