Несмотря на уникальность кухни, у казахстанских рестораторов есть комплекс гастрономической неполноценности. О кулинарии как маркере национальной идентичности и одной из важнейших составляющей туризма говорили на площадке экспертного клуба «Мир Евразии»
Гастрономический туризм в последние годы очень популярен. Но связь национальной кухни с экономикой – малоисследованное направление, отметил политолог Эдуард Полетаев. Экономическое влияние проследить несложно: рестораны и рынки традиционно входят в топ самых посещаемых туристами объектов. «Кухня является четвертым по значимости параметром при выборе страны для посещения туристами после погоды, гостиницы, природных красот», – добавил политолог, сославшись на одно из исследований туристической отрасли.
В зарубежной практике гастрономическая составляющая расценивается как конкурентное преимущество того или иного региона, города, страны. Приток туристов обеспечивает создание новых рабочих мест, рост прибыльности предприятий сферы продаж и услуг. На постсоветском пространстве эту тенденцию хорошо демонстрируют грузинская и узбекская кухни.
Что же касается казахстанской кухни, то эксперты отмечают ее уникальность, выраженную в разнообразии. «В Алматы глобализация отражена в названиях кафе и ресторанов – «Венеция», «Версаль». Кроме того, на местную кухню оказывают влияние региональные особенности: помимо советской кухни, много узбекской, китайской, дунганской, уйгурской, корейской. Южная столица Казахстана находится на евразийском гастрономическом перекрестке. То есть ожидания, как и результаты от посещения Алматы, для гурманов огромные», – считает политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицын.
Алматы передовой город страны в плане гастрономии, согласился директор центра китайских исследований ChinaCenter, политолог Адиль Каукенов: «Другие крупные города пока отстают, не говоря уже о регионах, возможно, за исключением Южного Казахстана». Так было не всегда, напомнил он. На рубеже тысячелетий заведений, где можно было вкусно и относительно недорого поесть, было немного. «Другой так называемый гастрономический феномен Алматы заключается в том, что чем дальше заведение находится от центра города, тем, как правило, там дешевле и вкуснее», – добавил политолог.
В то же время эксперты отметили огромное количество предприятий фаст-фуда в казахстанских городах. Впрочем, кулинарная экспансия происходит на всем евразийском пространстве. Ведущую роль в этом играют транснациональные сети, символы глобализации сферы питания, отметил Эдуард Полетаев. На национальную гастрономию данный тренд может оказывать негативное влияние, поскольку глобальные корпорации мало заинтересованы в популяризации национальных и региональных блюд, продуктов питания.
«Алматы – это единственная культурная столица в мире, где сносятся кинотеатры и на их месте возводятся предприятия фаст-фудов. Хотя во многих странах мира наоборот фаст-фуды закрывают, потому что пришло понимание того, что раз предлагаемые блюда долго не портятся, то надо крепко подумать, из чего они состоят, – говорит режиссер и путешественник, обозреватель газеты «Аргументы и факты – Казахстан» Олег Белов. – Мне кажется в казахстанском ресторанном бизнесе присутствует комплекс некоей гастрономической неполноценности, несмотря на уникальность местной кухни. Стоит избавляться от комплекса, что якобы у нас ничего особенного нет. Это часть воспитания, к примеру, американцы уже начали запрещать употребление сладких газированных напитков в своих школах, потому что поняли, что это путь в никуда. Хотя это страна без национальной кухни. Я побывал практически во всех уголках мира, и худшее ощущение в гастрономическом плане у меня именно от США».
По мнению Олега Белова, возможности креатива и прорыва в Казахстане ярко проявляются в гастрономических фестивалях. Один из примеров – фестиваль национальной кухни народа Казахстана «Той Қазан», который успешно проходит несколько лет в предгорьях Алматы. В прошлом году в древнейшем городе Казахстана, в Таразе, прошел фестиваль гастрономического туризма «ДәмдіTaraz – Food Tourizm-2018».
Знаковое место на гастрономической карте Евразии Казахстан может занять и за счет агротуризма. «Может, кто-то удивится, но самое большое верблюжье хозяйство страны находится близ Алматы. Там около пяти тысяч голов. При этом шубат (кисломолочный напиток из верблюжьего молока,– ред.) – это напиток номер один с точки зрения влияния на здоровье. В верблюжьем хозяйстве есть возможность не только приготовить самостоятельно баурсаки и запить их шубатом, но и подоить верблюдицу. Это колоссальный опыт прикосновения к культуре. Уникальность казахской кухни в том, что она состоялась в экстремальных природных условиях. И это тоже важная «фишка», о которой надо говорить», – подчеркнул Олег Белов.
Именно такие местные «фишки» и кулинарные изыски интересны иностранным гостям. «Впервые я обратил свое пристальное внимание на гастрономию, особенно казахстанскую, в начале 1990-х годов, когда работал на известную итальянскую компанию Olivetti. Как-то приехали гости из Италии, и мне нужно было накормить их ужином. В то время в предгорьях Алматы существовал известный ресторан с итальянским названием, куда я гостей и повез. Когда мы подъехали к ресторану, и они увидели вывеску, то сказали: «Зачем нам это, мы итальянскую еду дома покушаем. Ты вези нас угощать казахской едой». Многие иностранцы, приезжающие в ту или иную страну, хотят попробовать местные блюда. С тех пор я и сам, бывая в разных точках мира, стараюсь приобщиться к локальной кухне», – поделился президент ОЮЛ «Интернет ассоциация Казахстана» Шавкат Сабиров.
Более массовая возможность приобщиться к казахской кухне вскоре появится и у жителей российской столицы, сообщил Эдуард Полетаев. На ВДНХ в Москве проводится масштабная реконструкция исторического павильона «Казахстан». В павильоне будет открыт ресторан казахской кухни. Реконструкцию планируют завершить в августе 2019 года.
Аманжол СМАГУЛОВ