Прошедший год был очень насыщен событиями и новыми трендами в общественно-политической жизни Казахстана. На первый план вышли факторы реформирования экономической модели, повышения эффективности государственного аппарата, обеспечения информационной безопасности, построения доверительного диалога между властью и обществом, а также актуализировались вопросы подготовки к транзиту власти.
Помимо этого, 2016 год стал в определенном смысле рубежным – республика встретила 25-летие независимости. Безусловно, это заставляло и власть, и общество рассматривать события и тенденции года ретроспективно, с точки зрения подведения своеобразных итогов четвертьвекового этапа развития страны.
В то же время, как отмечает политолог, руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев, юбилей независимости пришелся на не самые благополучные годы для казахстанской экономики.
«Конечно, в декабре, накануне празднования Дня Независимости, больше говорилось о том, что сделано за последние четверть века, а не только в 2016-м году. С учетом периодов очень высокого экономического роста, которые у Казахстана были за эти двадцать пять лет, безусловно, итоги были зафиксированы положительные», - комментирует Полетаев.
По мнению политолога, представителя Ассоциации приграничного сотрудничества Марата Шибутова политические события нынешнего года были подчинены необходимости реформирования экономической модели Казахстана на фоне низких цен на нефть и ухода от зависимости от экспорта энергоресурсов.
«Казахстану необходимо сменить экономическую модель. Конечно, эти изменения болезненные, они затрагивают и элиты, и население. План нации «100 конкретных шагов» - это и есть попытка смены экономической модели. Соответственно, находятся люди, которые выступают против реформ. Отсюда проистекают такие события нынешнего года, как земельные митинги и отставка правительства», - подчеркивает политолог.
Действительно, как показали события года, общественная реакция на некоторые экономические реформы не всегда была просчитана их авторами.
Внутриэлитный консенсус (январь-март)
Начало года было ознаменовано досрочным роспуском Мажилиса – нижней палаты казахстанского парламента, принявшего в рекордные сроки, с сентября по декабрь 2015 года, пакет из восьмидесяти законов, направленных на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов».
Причиной для роспуска законодательного органа страны, по заявлению самих депутатов, стала необходимость «получить новый мандат доверия избирателей перед масштабной модернизацией страны».
Избирательная кампания прошла спокойно и предсказуемо, что, по мнению политолога, главного редактора биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияра Ашимбаева стало результатом достигнутого внутриэлитного консенсуса.
«Каких-то нарушений, скандалов, интриг на выборах 2016-го года не ожидалось изначально и их не последовало. На нынешнем этапе развития казахстанской политической системы выборы перестали быть элементом жесткой политической борьбы. Ход предвыборной кампании показывает, что в элите достигнут определенный уровень консенсуса, сформирована политическая культура, выходить за рамки которой никто в принципе не собирается. Внесистемных партий и политических сил мы на нынешних выборах не видим. Негативных трендов, которые могли бы повлиять на обострение политической ситуации, в социальной сфере не происходит. Участники электоральной кампании ведут себя достаточно корректно, соблюдают правила игры. Конечно, кому-то эти выборы могут показаться скучными, но с другой стороны невозможно каждый раз устраивать из выборов ристалище по поводу смены курса и стратегических приоритетов страны. Тем более что в данный момент в этом никто не заинтересован», - заявил Ашимбаев в интервью накануне выборов.
По итогам голосования, состоявшегося 20 марта, трехпартийная конфигурация казахстанского парламента сохранилась неизменной, осталась практически прежней и расстановка сил в нижней палате высшего законодательного органа страны. «Нур Отан» набрал 82,15% голосов избирателей, подтвердив тем самым статус партии парламентского большинства, «Ак жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) преодолели 7%-ный барьер и обеспечили себе места в Мажилисе.
Анализируя итоги парламентских выборов в Казахстане на видеоконференции между Алматы и Астраханью, генеральный директор института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба (г. Москва) Владимир Лепехин отметил, что главным результатом парламентских выборов стало подтверждение стабильности политической системы Казахстана.
В то же время политолог Султанбек Султангалиев считает, что прошедшие в марте выборы не дали представления о реальной политической ситуации в стране, соотношении сил и потенциале групп в казахстанской элите.
«Единственной интригой прошедших парламентских выборов был вопрос о том, пропустят ли в Мажилис еще одну партию и какую. Но уже к середине избирательной кампании, мониторинг активности предвыборных партийных штабов предельно ясно продемонстрировал, что парламентский расклад останется по-прежнему трехпартийным. По избирательным кампаниям я бы не стал судить о наличии, либо отсутствии консенсуса в элите по той простой причине, что элитные группировки не участвуют в выборах как самостоятельные политические единицы – они все работают на результат правящей партии», - подчеркнул эксперт.
Вслед за парламентскими выборами и утверждением нового состава Мажилиса произошел ряд перестановок в правительстве. Изменения коснулись руководства Павлодарской, Атырауской и Западно-Казахстанской областей, а также министерства энергетики.
Анализируя произошедшие кадровые перестановки, политолог Замир Каражанов отметил два тренда. Первый – уход из исполнительной власти наиболее возрастных ее представителей – акима Атырауской области Бактыкожи Измухамбетова и министра энергетики Владимира Школьник, что, по мнению эксперта, символизирует смену поколений внутри правящей элиты.
Второй тренд – это кадровый дефицит в высших эшелонах власти. Говоря о назначении на должность глав Западно-Казахстанской и Павлодарской области акимов городов Уральска и Павлодара – Алтая Кульгинова и Болата Бакауова, Каражанов констатировал, что «нехватка кадров толкает центр на эксперименты, в том числе на премирование высокими должностями чиновников на местах и молодых госслужащих».
Пошатнувшаяся стабильность (апрель-июнь)
Как показали дальнейшие события, элита, продемонстрировавшая единство во время парламентских выборов, упустила из виду негативные общественные процессы, следствием которых стала волна митингов, прокатившаяся по стране в апреле-мае нынешнего года. Поводом для митингов послужили поправки в земельное законодательство.
Как отмечает Эдуард Полетаев, предыстория этих событий заключалась в том, что пакет законов, который предыдущий состав парламента принял в большой спешке, не был вынесен на обсуждение общественности, а учесть все нюансы и предвидеть социально-экономические последствия принимаемых законов депутаты не сумели.
«Что характерно, люди особо не разбирались в том, что представляют собой поправки в земельное законодательство, однако слухи взбудоражили общественность», - подчеркивает политолог.
По мнению публициста и веб-издателя Джанибека Сулеева, земельная реформа стала только поводом для выброса накопившегося социального недовольства, которое является одним из самых устойчивых общественных трендов в современном Казахстане.
«Часто говорят, что уровень жизни и доходов населения в Казахстане по сравнению с соседними центрально-азиатскими странами значительно выше. Но чувство социальной неудовлетворенности нередко зависит не от объективных социально-экономических показателей, оно глубоко субъективно и отражает то, как общество реагирует на дисбаланс в доходах между привилегированной частью населения и обычными казахстанцами, на разрыв между богатыми и бедными, проявления социальной несправедливости», - говорит Сулеев.
Султангалиев считает, что поправки в действующий Земельный кодекс стали искусственным поводом для акций протеста, так как никакой идеи продажи земли иностранцам в поправках заложено не было, а нормы аренды земель сельскохозяйственного назначения иностранными инвесторами в Казахстане действуют еще с 2003 года.
«Лично я воспринимаю митинги в Атырау и Уральске как проявление недовольства части элиты, преимущественно региональной, проникновением на нефтегазовый рынок китайских кампаний. Это недовольство и было оформлено в виде массовых акций протеста», - делится оценками Султангалиев.
Реакцию власти на земельные протесты эксперт охарактеризовал как оперативную и адекватную: был наложен мораторий на принятие поправок в Земельный кодекс, создана комиссия, во всех регионах прошли обсуждения земельного вопроса с участием представителей госорганов и общественности.
«Протестные акции весны 2016 года еще раз продемонстрировали отсутствие эффективных коммуникаций между обществом и властью», - отмечает политолог.
Для налаживания этих коммуникаций 6 мая 2016 года в Казахстане было создано министерство информации и коммуникаций, которое возглавил бывший пресс-секретарь президента РК Даурен Абаев.
«Перед молодым министром стоит очень сложная задача – сделать государственные СМИ конкурентоспособными, вернуть им доверие населения, сформировать эффективную государственную информационную политику. Ведь земельные митинги стали возможными, в том числе, из-за того, что государственные информационные ресурсы, несмотря на миллиардные вливания, вчистую проиграли немногочисленной группе блогеров», - отметил Султангалиев, говоря о задачах, стоящих перед новым ведомством и его руководителем.
Лето 2016 года для Казахстана было ознаменовано активизацией экстремистского подполья. 5 июня 2016 года в Актобе произошел теракт: группа радикальных приверженцев нетрадиционных религиозных течений совершила нападения на оружейные магазины и войсковую часть. Жертвами экстремистов стали семь человек, в том числе трое военнослужащих. 18 боевиков были убиты, 29 осуждены.
Наиболее обсуждаемыми после теракта в Актобе стали вопросы, кто мог быть заинтересован во вспышке насилия в Казахстане и дестабилизации общественно-политической ситуации в республике, не укладываются ли события весенних и летних месяцев – волна митингов, прокатившихся по стране, теракт в Актобе – в единую канву? Президент Нурсултан Назарбаев дал свою оценку этим событиям, заявив, что в Казахстане проявились признаки «цветных революций».
Политолог и востоковед Александр Князев, комментируя эти события, рекомендовал не обобщать в единую цепь и единый сценарий все события апреля-июня 2016 года.
«Полагаю, что реальность может быть проще. Посмотрите, земельные митинги носили, прежде всего, антикитайскую направленность. Ведь мы не видели, чтобы во время этих протестов на площадь выходили люди в традиционной мусульманской одежде, чтобы при этом звучали псевдомусульманские лозунги. Нет, на митингах был совершенно другой состав людей. В числе его организаторов больше засветились прозападные правозащитники, активисты национал-патриотической направленности. То есть там было совершенно другое содержание… Другое дело, что митинги, например, могли стать неким сигналом, чтобы на их фоне, пока власти заняты постмитинговыми разбирательствами, вбросить еще один фактор дестабилизации», - заявил эксперт.
В последней декаде июня в казахстанском политическом истеблишменте произошел ряд ключевых кадровых назначений. В результате многоходовой комбинации пост спикера Мажилиса покинул Бактыкожа Измухамбетов, руководитель Администрации президента Нурлан Нигматулин стал председателем нижней палаты парламента. На смену ему пришел аким Астаны Адильбек Джаксыбеков, а столичным главой стал бывший министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев.
По мнению Замира Каражанова, все эти перестановки так или иначе были связаны с митингами по поводу земельной реформы и событиями в Актобе.
«Мы наблюдаем, что стабильность, которая всегда была визитной карточкой Казахстан, значительно пошатнулась. Очевидно, что все эти рокировки в правительстве, Администрации президента, Мажилисе направлены на решение задачи восстановления стабильности. Иной вопрос, насколько это эффективно?.. Конечно, эти кадровые перестановки были бы эффективны, если бы приход новых людей сопровождался перезагрузкой содержания работы государственного органа, реформой его деятельности. Это было бы полезно для системы, в которой происходят перемены. Однако у нас, похоже, ротация сама по себе расценивается как панацея, независимо от качественного наполнения процесса. Хотя очевидно, что перемещение политических фигур не гарантирует возвращения стабильности», - подытожил политолог.
Заявка на преемничество (июль-сентябрь)
18 июля Казахстан потряс еще один теракт – террорист-одиночка совершил нападение на районный отдел внутренних дел в Алматы. Жертвами алматинского стрелка стало восемь человек.
Тот факт, что события в Алматы сопровождались слухами, паникой, рассылкой по мессенджерам информации о том, что южный мегаполис едва ли не подвергся масштабной террористической атаке, обнажило проблему информационной безопасности казахстанского общества и государства и неспособности госорганов противостоять новым вызовам.
Политолог, руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев отмечает, что прошедший год показал всю эффективность новых средств коммуникаций – мессенджеров и социальных сетей – и продемонстрировал, что их еще не оседлала ни власть, ни само общество.
«Никто не знает, как реагировать на новые информационные вызовы, на то, что с их помощью можно легко раскачать ситуацию, причем самую безобидную, до достаточно серьезных для общественного спокойствия масштабов», - подчеркивает эксперт.
Cерьезный вызов общественной безопасности, по мнению политолога Замира Каражанова. представляет неготовность официальных информационных каналов оперативно реагировать на подобные ситуации, выдавать достоверную информацию в режиме реального времени.
«Следует действовать не репрессивными методами, наводя страх на население, а работать с госорганами, повышать прозрачность их деятельности, уровень доверия к ним граждан. Чтобы люди доверяли не слухам и рассылкам из сомнительных источников, а ориентировались на официальные каналы информации. К сожалению, в настоящий момент информационная прозрачность правоохранительных органов находится на крайне низком уровне. Официальные представители силовых ведомств практически не представлены на онлайн-площадках, журналисты не могут оперативно получить или подтвердить информацию, официальные пресс-релизы поступают с критическим опозданием. А в чрезвычайной ситуации молчание государственных органов порождает слухи, домыслы и интерпретации», - подчеркнул политолог, комментируя события в Алматы.
По мнению политолога, представителя Ассоциациия приграничного сотрудничества Марата Шибутова, события нынешнего года показали, что власти необходимо перейти на новый уровень диалога с обществом.
После тревожного лета Казахстан ожидала не менее напряженная и насыщенная политическими событиями осень.
В начале сентября стало известно о смерти узбекского лидера Ислама Каримова. То, как активно обсуждали в Казахстане эту новость и строили прогнозы относительно перспектив Узбекистана, выявило, насколько животрепещущей является тема транзита власти и преемничества для казахстанского общества.
Узбекистан с честью прошел период транзита, не допустив дестабилизации. Казахстанские эксперты практически единодушно считают, что Казахстану необходимо вынести уроки из узбекского опыта.
Марат Шибутов считает, что события в Узбекистане показали всю несостоятельность негативных сценариев в отношении Центральной Азии.
«Никакой дестабилизации центральноазиатских режимов при возникновении экстренных ситуаций, связанных со сменой власти, не может быть и не будет», - подчеркивает эксперт.
С ним солидарен Эдуард Полетаев, который отмечает, что система, выстроенная Каримовым, показала свою устойчивость и дееспособность.
«Ничего не расшаталось, управленческая структура оказалась достаточно жесткой конструкцией, чтобы успешно амортизировать период транзита, в итоге власть перешла ближайшему соратнику президента Каримова. Думаю, что выводы из узбекского опыта транзита власти казахстанская сторона для себя вынесет. Однако это вовсе не означает, что этот опыт уникален. Полагаю, и наш президент, выстраивая долгие годы управленческую систему, учел все риски, сложности и форс-мажоры, которые могут возникнуть в период транзита. И алармистские прогнозы о том, что в случае ухода центральноазиатских лидеров в регионе может возникнуть хаос, коррупция и бардак вплоть до гражданской войны, оказались несостоятельными», - говорит политолог.
В первые дни осени подтвердились слухи об отставке многолетнего премьер-министра Карима Масимова, который практически сразу возглавил Комитета национальной безопасности. Новое правительство во главе с Бакытжаном Сагинтаевым, по мнению Марата Шибутова, должно стать правительством нового формата - более мобильным, более функциональным и более политически зрелым, готовым взять на себя ответственность за принятие непопулярных, но необходимых решений.
Политолог, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии Данияр Ашимбаев, комментируя сентябрьские перестановки, особо отметил возвращение на политический олимп в качестве вице-премьера по социальным вопросам Имангали Тасмагамбетова. «Тасмагамбетов, с одной стороны, сильный аппаратчик, с другой – один из ярких публичных политиков в Казахстане. Наконец, он на протяжении многих лет считается главным преемником Нурсултана Назарбаева», - акцентировал эксперт.
С другой стороны политолог обратил внимание на то, что Тасмагамбетов не стал первым вице-премьером.
«Это говорит о том, что многие не хотели бы видеть его на более высоких постах. Очевидно, что по результатам произошедших перестановок будет формироваться новое конфликтное поле, связанное с распределением ролей в правительстве и заявками на преемничество. То, что Нурсултан Назарбаев после смерти Каримова стал старейшим руководителем на постсоветском пространстве, со всей остротой поставило вопрос о преемственности власти», - пояснил эксперт.
По мнению Ашимбаева в казахстанском истеблишменте сформировался достаточно большой круг опытных управленцев, которые гипотетически могли бы возглавить страну.
«Вероятно, именно поэтому президент, с одной стороны, выдвинул фигуру Тасмагамбетова, с другой – на повышение пошли Сагинтаев и Мамин, что также вводит их в круг возможных наследников. Скорее всего, на основе того, как в ближайшие год-два будет развиваться ход событий, президент сделает выводы о том, кто из них готов выйти в очередной полуфинал», - резюмировал политолог.
В составе нового Кабмина было создано новое министерство по делам религии и гражданского общества, которое возглавил секретарь Совета безопасности Нурлан Ермекбаев.
Осенью в Казахстане разгорелась дискуссия вокруг запрета салафизма – нетрадиционного для Казахстана течения в Исламе. Казахстанские эксперты в религиозной сфере призвали к взвешенному подходу в этом вопросе и отказу от нагнетания исламофобских настроений, негативные последствия которого очевидны - раскол общества, эскалация напряженности.
«Вывод из правового поля отдельных групп мусульман ничего хорошего не сулит. Это создаст своего рода социальные гетто, которые станут хорошей почвой для работы радикальных проповедников… Уверен, что усилия государства должны быть направлены на усиление основ традиционного для Казахстана ислама – ханафитского мазхаба», - пояснил религиовед, директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров.
Анонсирование перемен (октябрь – декабрь)
Осень 2016 года продолжила преподносить политические сюрпризы. Победа эпатажного Дональда Трампа на выборах в США стала неожиданностью для казахстанской власти.
По мнению Эдуарда Полетаева, для Казахстана более предсказуемым и предпочтительным партнером была бы Администрация Хилари Клинтон, поскольку она имеет понятные установки в отношении региона.
«Трамп для нас в большей степени политическая загадка, поскольку он никогда не работал в структурах исполнительной власти. Ожидаемая от него эксцентричность может несколько спутать планы официальной Астаны по взаимодействию с США», - пояснил политолог.
В свою очередь Марат Шибутов отметил, что преимущество Трампа заключается в том, что он не имеет видов на Центрально-Азиатский регион.
«Позиция Хилари, которая, будучи госсекретарем США, лоббировала программу Новый Шелковый путь в Центральной Азии, создавала излишнюю напряженность в регионе. Трамп же представляет движение неоизоляционизма в США, то есть выступает за меньшее вмешательство Америки в международные дела, во все то, что происходит за ее пределами», - подчеркнул эксперт.
Осенью 2016 года были вынесены приговоры по громким уголовным делам пивного короля Тохтара Тулешова, осужденного за попытку государственного переворота, и бывшего главы Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева.
В завершении года Акорда значительно повысила пиар-активность, что было вполне объяснимо ввиду приближения празднования 25-летия независимости.
В конце ноября, накануне празднования Дня первого президента, мажилисмены инициировали переименование Астаны в честь главы государства. Генеральный директор ИАЦ МГУ Сергей Рекеда расценил этот вброс в публичное пространство как зондирование общественного мнения.
Нурсултан Назарбаев, как известно, отверг эту идею. Одновременно он дал интервью агентству Bloomberg, в котором ясно дал понять – наследственной передачи власти в Казахстане не будет.
«Я не предусматриваю наследование власти своими детьми, это не вопрос для нас. Порядок передачи власти у нас прописан в Конституции» - заявил казахстанский лидер.
«Уверен, что именно так и будет, Нурсултан Абишевич абсолютно искренне описывает реальный вариант развития политической ситуации в РК. Следующий президент Казахстана, вероятнее всего, не будет иметь отношения к Семье действующего казахстанского лидера. Семейная модель передачи власти в настоящий момент сработала только в одной стране постсоветского пространства – Азербайджане. Но это абсолютно специфическая ситуация и абсолютно иная по многим параметрам модель построения общественных отношений», - прокомментировал заявление президента Казахстана Сергей Рекеда.
Еще более интригующие нотки прозвучали в интервью для фильма «25 KZ: новейшая история», в котором казахстанский президент допустил возможность изменения формы правления в стране.
«Если суммировать эти публичные заявления Елбасы, то вероятный курс перемен становится более определенным – от сильной суперпрезидентской республики в сторону расширения полномочий парламента, укрепления политических партий», - поясняет Сергей Рекеда.
Эксперт отмечает, что Нурсултан Назарбаев, очертив успехи и достижения страны за 25 лет независимости, вновь подчеркнул неизбежность дальнейших политических реформ – но, как и прежде, не стал расставлять акценты в еще одном ключевом вопросе – моменте начала этих преобразований.
Что касается прогнозов на следующий год, то, по мнению Шибутова, прогнозы для Казахстана завязаны на международной политике.
«Цена на нефть, которая определяет нашу экономическую стабильность, зависит от политики Трампа. Наши отношения с Китаем связаны с действиями Трампа. Еще один аспект, важный для Казахстана, – последует ли после прихода Трампа к власти потепление отношений США с Россией, снимут ли с нее санкции или ослабят их, благодаря чему вырастет российский рынок, а это тоже очень хорошо для Казахстана. В любом случае, пока не определится политика Трампа, сохраняется большая недосказанность, и точные прогнозы делать крайне сложно», подытоживает политолог.
Эдуард Полетаев подчеркивает, что Казахстану в следующем году нужно сосредоточиться на проблемах социальной сферы.
«Люди все-таки больше заботятся о своем кармане, беспокоятся о своем здоровье, о своем экономическом благополучии и далеко не все интересуются позиционированием Казахстана и международной арене. Я думаю, что Казахстану нужно отработать те обязательства, которые мы на себя взяли, и сосредоточиться на решении проблем внутри страны, чтобы население чувствовало себя более уверенно, чтобы пенсионеры получали больший объем льгот, пенсий, чтобы была возможность трудоустройства у молодежи», - резюмирует политолог.
Казахстан-2016: Важнейшие общественно-политические события 2016 года в экспертных оценках и комментариях. Часть 1
Обзор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг»
Прошедший год был очень насыщен событиями и новыми трендами в общественно-политической жизни Казахстана. На первый план вышли факторы реформирования экономической модели, повышения эффективности государственного аппарата, обеспечения информационной безопасности, построения доверительного диалога между властью и обществом, а также актуализировались вопросы подготовки к транзиту власти.
Помимо этого, 2016 год стал в определенном смысле рубежным – республика встретила 25-летие независимости. Безусловно, это заставляло и власть, и общество рассматривать события и тенденции года ретроспективно, с точки зрения подведения своеобразных итогов четвертьвекового этапа развития страны.
В то же время, как отмечает политолог, руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев, юбилей независимости пришелся на не самые благополучные годы для казахстанской экономики.
«Конечно, в декабре, накануне празднования Дня Независимости, больше говорилось о том, что сделано за последние четверть века, а не только в 2016-м году. С учетом периодов очень высокого экономического роста, которые у Казахстана были за эти двадцать пять лет, безусловно, итоги были зафиксированы положительные», - комментирует Полетаев.
По мнению политолога, представителя Ассоциации приграничного сотрудничества Марата Шибутова политические события нынешнего года были подчинены необходимости реформирования экономической модели Казахстана на фоне низких цен на нефть и ухода от зависимости от экспорта энергоресурсов.
«Казахстану необходимо сменить экономическую модель. Конечно, эти изменения болезненные, они затрагивают и элиты, и население. План нации «100 конкретных шагов» - это и есть попытка смены экономической модели. Соответственно, находятся люди, которые выступают против реформ. Отсюда проистекают такие события нынешнего года, как земельные митинги и отставка правительства», - подчеркивает политолог.
Действительно, как показали события года, общественная реакция на некоторые экономические реформы не всегда была просчитана их авторами.
Внутриэлитный консенсус (январь-март)
Начало года было ознаменовано досрочным роспуском Мажилиса – нижней палаты казахстанского парламента, принявшего в рекордные сроки, с сентября по декабрь 2015 года, пакет из восьмидесяти законов, направленных на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов».
Причиной для роспуска законодательного органа страны, по заявлению самих депутатов, стала необходимость «получить новый мандат доверия избирателей перед масштабной модернизацией страны».
Избирательная кампания прошла спокойно и предсказуемо, что, по мнению политолога, главного редактора биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияра Ашимбаева стало результатом достигнутого внутриэлитного консенсуса.
«Каких-то нарушений, скандалов, интриг на выборах 2016-го года не ожидалось изначально и их не последовало. На нынешнем этапе развития казахстанской политической системы выборы перестали быть элементом жесткой политической борьбы. Ход предвыборной кампании показывает, что в элите достигнут определенный уровень консенсуса, сформирована политическая культура, выходить за рамки которой никто в принципе не собирается. Внесистемных партий и политических сил мы на нынешних выборах не видим. Негативных трендов, которые могли бы повлиять на обострение политической ситуации, в социальной сфере не происходит. Участники электоральной кампании ведут себя достаточно корректно, соблюдают правила игры. Конечно, кому-то эти выборы могут показаться скучными, но с другой стороны невозможно каждый раз устраивать из выборов ристалище по поводу смены курса и стратегических приоритетов страны. Тем более что в данный момент в этом никто не заинтересован», - заявил Ашимбаев в интервью накануне выборов.
По итогам голосования, состоявшегося 20 марта, трехпартийная конфигурация казахстанского парламента сохранилась неизменной, осталась практически прежней и расстановка сил в нижней палате высшего законодательного органа страны. «Нур Отан» набрал 82,15% голосов избирателей, подтвердив тем самым статус партии парламентского большинства, «Ак жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) преодолели 7%-ный барьер и обеспечили себе места в Мажилисе.
Анализируя итоги парламентских выборов в Казахстане на видеоконференции между Алматы и Астраханью, генеральный директор института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба (г. Москва) Владимир Лепехин отметил, что главным результатом парламентских выборов стало подтверждение стабильности политической системы Казахстана.
В то же время политолог Султанбек Султангалиев считает, что прошедшие в марте выборы не дали представления о реальной политической ситуации в стране, соотношении сил и потенциале групп в казахстанской элите.
«Единственной интригой прошедших парламентских выборов был вопрос о том, пропустят ли в Мажилис еще одну партию и какую. Но уже к середине избирательной кампании, мониторинг активности предвыборных партийных штабов предельно ясно продемонстрировал, что парламентский расклад останется по-прежнему трехпартийным. По избирательным кампаниям я бы не стал судить о наличии, либо отсутствии консенсуса в элите по той простой причине, что элитные группировки не участвуют в выборах как самостоятельные политические единицы – они все работают на результат правящей партии», - подчеркнул эксперт.
Вслед за парламентскими выборами и утверждением нового состава Мажилиса произошел ряд перестановок в правительстве. Изменения коснулись руководства Павлодарской, Атырауской и Западно-Казахстанской областей, а также министерства энергетики.
Анализируя произошедшие кадровые перестановки, политолог Замир Каражанов отметил два тренда. Первый – уход из исполнительной власти наиболее возрастных ее представителей – акима Атырауской области Бактыкожи Измухамбетова и министра энергетики Владимира Школьник, что, по мнению эксперта, символизирует смену поколений внутри правящей элиты.
Второй тренд – это кадровый дефицит в высших эшелонах власти. Говоря о назначении на должность глав Западно-Казахстанской и Павлодарской области акимов городов Уральска и Павлодара – Алтая Кульгинова и Болата Бакауова, Каражанов констатировал, что «нехватка кадров толкает центр на эксперименты, в том числе на премирование высокими должностями чиновников на местах и молодых госслужащих».
Жанар Тулиндинова, пресс-секретарь ЦАИ "Евразийский мониторинг".