В казахстанских СМИ и социальных сетях разворачивается нешуточная полемика по поводу дальнейшего усиления оттока русского населения из Казахстана. Поводом для дискуссии послужили последние выступления уважаемых и авторитетных экспертов – Булата Султанова, бывшего директора КИСИ и Гульмиры Илеуовой, одного из ведущих социологов страны.
Если верить статистике, то тенденции миграционного движения действительно показательны – в страну возвращаются оралманы, а выезжают квалифицированные специалисты разных поколений – русские и русскоязычные. В 2015 году российское гражданство было предоставлено 32 тыс. казахстанцев, а в 2016 — почти 38 тыс. Как отмечает издание «365info.kz», в настоящее время на долю Казахстана приходится 11% всех мигрантов, прибывающих в Россию.
Что же касается «образовательной миграции», то здесь сложно привести какие-то точные цифры, поскольку сведения о казахстанских студентах, оставшихся в России после окончания учебы, существенно отличаются в разных источниках.
А самое главное, что в это число входят не только русские казахстанцы, но и казахи, что, кстати говоря, заметно на примере наших коллег-магистрантов из МГУ, МГИМО, ряда других ведущих вузов России. В Москве остаются не потому, что в Казахстане есть какие-то проблемы в сфере межнациональных отношений, а потому что в столице России все еще крутятся большие деньги и для кого-то из молодых казахстанцев (казахов, русских, татар, корейцев) это хорошая площадка для старта в их будущем бизнесе.
Так что, среди мигрантов из Казахстана в Россию приезжают далеко не только русские, да и масштабы этой миграции не сопоставимы с киргизско-таджикским вариантом. Однако ситуация озвучена и, судя по накалу страстей в ФБ, в ее основе лежит реальная, а не надуманная проблема – ожидания русского населения РК. Эти ожидания, как следует из экспертных оценок со стороны местных специалистов, неопределенные и тревожные.
Конечно, само сочетание «исход русского населения», которое используют некоторые участники дискуссии в социальных сетях, носит несколько провокативный характер. Модель межнационального и межэтнического согласия, которая является стержнем казахстанской государственности не прихоть Акорды, а рациональный подход власти к сохранению самой системы – в нынешних условиях любой дисбаланс опасен, а в сфере межнациональных отношений – опасен вдвойне.
Некоторые национал-патриотически настроенные эксперты придерживаются линии – «уезжают и пусть» — все равно происходит объективный рост казахского населения страны на фоне сокращения доли других этнических групп. Латинизация, новая концепция национальной истории и некоторые другие идеологические новации «подводятся» под «новое поколение казахстанцев», в котором будут доминировать казахи и «казахские ценности».
Только остается вопрос, какие именно ценности будут составлять стержень государственной идеологии через 10-15 лет? Нет никакой гарантии, что это будут именно те установки, которые транслирует часть национальной интеллигенции, поскольку уже сейчас максимально жесткую конкуренцию им составляет идеология радикального ислама, которая в ряде регионов страны обретает все большее число сторонников.
И если посмотреть на проблемы будущего страны через эту оптику, что станет очевидно, что даже для самых верных национал-патриотов отъезд русских казахстанцев далеко не благо, а вызов. Казахстанские ценности, это синтез различных культур, уникальный сплав «историй» народов, которые проживают на территории одной страны, формируют общественный запрос на противодействие радикальной идеологии. «Выдавив» одну из составляющих этого сплава, неизбежно ослабишь всю систему в целом. Кажется, что именно об этом забывают сетевые сторонники «казахизации» всей страны.
Продолжение следует