7 ноября исполнилось 100 лет такому масштабному и вместе с тем неоднозначному историческому событию, кардинально изменившему в свое время судьбы стран и народов современного постсоветского пространства, как Октябрьская революция 1917 года.
Исторический ракурс
Среди экспертного сообщества и особенно ученых-историков Казахстана наблюдаются самые разные оценки этого события и его роли в развитии республики. В том числе это отражается в учебниках и учебных пособиях, применяемых в различных учреждениях образования, а также материалах научно-просветительского характера. Можно отметить следующие примеры данных оценок:
№ |
Источники |
Определение события |
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
1 |
Интернет-портал «История Республики Казахстан» (http://www.kazakhstan.awd.kz), содержащий материалы из учебников: · Кузембайулы А., Аманжолулы Е. История Республики Казахстан: учебник для вузов. – Астана: Фолиант, 1999. – 424 с.; · Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней): учебное пособие. – Алматы, Республиканский издательский кабинет по учебной и методической литературе, 1994. – 235 с. |
Октябрьский переворот |
· Провозглашение права народов России на самоопределение · Возвращение Казахстану Акмолинской и Семипалатинской областей и Кустанайского уезда, находящихся в годы гражданской войны 1918-1920 гг. в составе некоторых губерний России · Создание 26 августа 1920 года Киргизской (Казахской) АССР |
· Роспуск Всероссийского учредительного собрания, на которое лидеры партии «Алаш» возлагали большие надежды относительно получения автономии Казахстана в составе России · Ликвидация Алашской автономии · Продовольственная разверстка в период «военного коммунизма» и ее последствия (крестьянские восстания, голод в 1921-1922 гг.)
|
2 |
Козыбаев М.К., Нурпеис К.Н., Жукешев К.М. История Казахстана (с начала ХХ в. по настоящее время). Учебник для 9 классов общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп, 2013. – 296 с. |
Октябрьский переворот |
· Принятие в 1917 году декретов о мире и о земле · Провозглашение права народов России на самоопределение · Введение 8-мичасового рабочего дня на предприятиях · Создание Казахского отдела при Народном комиссариате по делам национальностей · Передача крестьянам 3,5 млн. десятин земли, принадлежавшей представителям казачества, чиновничества и капитала · Восстановление казахской национальной государственности (создание в июле 1919 года Казревкома, затем в августе 1920 года Киргизской (Казахской) АССР) · Включение в состав Киргизской (Казахской) АССР Оренбурга, который стал ее первой столицей · Увеличение территории республики в 1920-1925 гг. на 1/3 · Восстановление в апреле 1925 года исторически верного названия народа – казахи и последующее переименование республики в Казахскую АССР |
· Политика красного террора в годы гражданской войны · Проведение продразверстки · Искаженное представление о возможности строительства социализма через диктатуру пролетариата и революционное насилие · Экономический кризис и разруха |
3 |
Аяган Б.Г., Шаймерденов М.Д. История Казахстана: Учебник для 9 классов общеобразовательных школ. – Алматы: Атамұра, 2013. – 400 с. |
Октябрьская революция |
· Провозглашение принципа равноправия и самоопределения народов · Преодоление патриархально-феодальных отношений в аулах · Территориальное объединение казахского народа в рамках Казахской АССР |
· Управление территориями по принципу «окраины-метрополия» · Недопущение на ключевые посты в органы власти представителей казахской интеллектуальной элиты · Ликвидация Кокандской и Алашской автономий, созданных на основе принципов демократии и самоопределения народов Казахстана и Средней Азии · Дискредитация и преследование большевиками альтернативных политических организаций · Разрушительные последствия гражданской войны 1918-1920 гг. · Массовый голод в 1921-1922 гг. как следствие политики «военного коммунизма» |
4 |
Кожахмет-улы К., Чупеков А., Губайдуллина М. Всемирная история (с 1941 г. по настоящее время). – Алматы: Мектеп, 2013. – 224 с. |
Октябрьский переворот |
· Советская власть дала ощущение свободы простым людям
|
· Установление безраздельной диктатуры партии большевиков · Запрет деятельности других партий и небольшевистских печатных изданий · Ликвидация частной собственности в промышленности · Разрушение системы внутренних и внешних экономических связей России в годы гражданской войны |
5 |
Интернет-портал «National Digital History» (http://e-history.kz), содержащий главным образом материалы Института истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова |
Октябрьская революция |
· Обсуждение национальных вопросов и проектов национально-государственного строительства · Признание Советской власти ведущими представителями «Алаш-Орды» и включение некоторых из них в состав советских партийно-государственных органов · Постепенная ликвидация остатков патриархально-родовых пережитков в быту и сознании казахов · Послевоенное советское, экономическое и социально-культурное строительство в ауле и деревне, что улучшило качество жизни их населения · Формирование территориальной целостности будущей казахской советской государственности и создание Казахской АССР |
· Гражданская война 1918-1920 гг. и ее последствия · Военно-политическое противостояние между большевиками и алашевцами |
Таким образом, можно отметь довольно большой спектр разных взглядов и оценок относительно Октябрьской революции 1917 года и ее последствий в исторической науке Казахстана. При этом у ученых-историков, в чьих трудах преобладает критический подход, прослеживаются следующие основные моменты:
1. Определение рассматриваемого события не как революции, а переворота, и фактическое сужение тем самым его значимости для дальнейшего развития РСФСР в целом и Казахстана, в частности.
2. Противопоставление Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Основной акцент здесь делается на то, что первая из них привела к падению имперской самодержавной власти, вызвала подъем национально-освободительного движения и давала казахскому народу определенные надежды на строительство своей государственности.
3. Рассмотрение созданной в июле 1917 года политической партии «Алаш» в качестве выразителя альтернативного пути развития казахского народа, пользующегося при этом достаточно высоким уровнем поддержки среди населения (согласно, в частности, результатам выборов во Всероссийское учредительное собрание – прим.). В связи с этим критическое отношение большинства авторов указанных выше учебников и материалов к Октябрьской революции фактически основано на противопоставлении алашевцев большевикам как выразителей либерально-демократических и коммунистических идей, а также общегосударственных и национально-автономистских подходов соответственно.
Остальные из представленных авторов рассматривают Октябрьскую революцию и последующий ход событий на территории Казахстана в непредвзятом стиле, без выражения явных симпатий или антипатий относительно их участников. Особый акцент при этом делается на провозглашении
Вместе с тем обе группы ученых-историков проявляют единодушие и согласие в отношении следующих двух моментов. Во-первых, они одинаково признают неизбежный характер совершения Октябрьской революции 1917 года в условиях неспособности Временного правительства обеспечить прочную власть в стране, решение наиболее важных вопросов (аграрный, национальный и т.д.) и массовую поддержку своей политике. В связи с этим в политической среде Казахстана того времени дальнейшее развитие преимущественно связывали либо с предстоящим формированием и деятельностью Учредительного собрания («Алаш», эсеры и т.д.), либо с переходом всей полноты власти к Советам всех уровней (большевики, партия «Уш-жуз» и т.д.).
Во-вторых, в качестве наиболее серьезных последствий революции и результатов процесса установления советской власти отмечены создание 26 августа 1920 года тогда еще Киргизской Автономной Социалистической Советской Республики в составе РСФСР со столицей в городе Оренбурге и последующее объединение в ее рамках казахских земель. Последнее обстоятельство связано с присоединением к Казахстану в 1921-1925 гг. соответствующих территорий из состава некоторых губерний России, бывших Туркестанской АССР и Хорезмской Народной Советской Республики.
В целом, очевидно, что Октябрьская революция 1917 года и последующие события в истории Казахстана, связанные с установлением Советской власти и строительством советского государства, носили неоднозначный характер. Вместе с тем именно такое развитие событий привело к созданию полноценного государственного образования в качестве сперва автономной, а с 1936 года - союзной республики в составе Союза ССР, обретению ею четких границ, формированию национальной элиты, развитию промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры. В конечном итоге все это составило основу для создания в 1991 году суверенной Республики Казахстан.