В ходе открытия XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана Нурсултан Назарбаев напомнил о взаимозависимости экономик Республики Казахстан и ее основных партнеров. Лидер нации выделил три направления сотрудничества для Казахстана, взаимодействие с которыми по его словам, ко всему прочему, сопряжено с геополитическими факторами. Речь идет о трех векторах внешнеэкономического продвижения Казахстана – России, Китае и Европейском союзе.
Можно утверждать, что на взаимодействие Казахстана с каждой из обозначенных сторон сегодня сильно влияет политический диалог самих внешнеэкономических партнеров. Иными словами, нельзя утверждать, что противоречия России и стран Европейского союза абсолютно никак не сказались на Астане. В то же время, это влияние не обязательно должно быть негативным. Разумеется, казахстанский бизнес поддерживает теплые отношения со всеми партнерами, а власти продолжают реализовывать политику многовекторности.
После введения антироссийских санкций и ответных мер Москвы страны центрально-азиатского региона получили возможности наращивания присутствия продукции собственных предпринимателей на рынке России. Стоит отметить, Казахстан эти возможности реализовал не в полной мере. Конъюнктурными причинами тому стали кризисные явления в национальной экономике и девальвационные факторы. Однако, несмотря на некоторые трудности торгового взаимодействия, Республику Казахстан традиционно называют одним из основных партнеров России, этот тезис не нуждается в доказательствах. Сегодня стороны ищут пути перехода от количественных показателей экономических связей резидентов двух стран к качественному взаимодействию. Никто не сомневается в целесообразности взаимозависимости экономик государств (кроме прочего, участников ЕАЭС), однако отмечается необходимость поиска новых форматов сотрудничества, отвечающих интересам каждого.
Отношения между участниками Европейского союза и Казахстаном также не претерпели особых изменений. Астана, выступающая медиатором в решении ряда региональных противоречий, продолжает выстраивать экономическую политику, учитывая и европейский вектор. Так например, в конце минувшего года Казахстан и ЕС подписали новое соглашение о расширенном партнерстве сторон. По словам министра иностранных дел Республики Казахстан Ералана Идрисова, новое соглашение охватывает 29 сфер сотрудничества, включая инвестиции, торговлю и обмен инновациями, а также культурно-гуманитарные аспекты. К оценке потенциала нового этапа взаимодействия Европейского союза и Казахстана эксперты пока подходят с осторожностью, заявляя о важности исключения политизации отношений. Тем не менее, нельзя отрицать того, что Астана остается верна принципу многовекторности в экономике.
С третьей стороны внешнеэкономического поля Казахстана сегодня приходят не самые оптимистичные прогнозы. Речь идет об экономике Китая, как еще одного крупнейшего соседа Астаны. Дело в том, что в последнее время все чаще слышны тезисы о возможном финансовом кризисе в Поднебесной. Буквально на днях появились сообщения о рекордном уровне внешнего долга КНР, составляющего да данный момент 237% от ВВП. К слову, уже небольшое замедление темпов экономического роста Китая негативно отыгрывается на экономике большинства государств Центральной Азии.
Таким образом, Казахстан демонстрирует взвешенную внешнеэкономическую политику при любых политических противоречиях сторон. Единственное, что несет реальные риски для внешнеэкономического развития РК – потенциальные проблемы самих партнеров Казахстана. При этом определенные рисковые факторы наблюдаются в экономиках каждого из трех обозначенных компаньонов (ЕС, Россия, Китай). Можно утверждать, взаимозависимость экономик региональных акторов несет позитивные следствия, и одновременно обуславливает ряд экономических рисков.
Алексей Чекрыжов.
Источник:http://ia-centr.ru/expert/23185/