В Бишкеке прошел круглый стол: «Контрафакт и контрабанда: как защитить рынок стран ЕАЭС и обеспечить интересы национальных экономик», организованный Клубом региональных экспертов КР «Пикир».
В рамках мероприятия обсуждались основные направления деятельности стран Евразийского экономического союза по пресечению оборота контрафактной и контрабандной продукции, учитывая, что распространение фальсифицированной продукции на сегодня остается одной из наиболее острых и актуальных проблем для экономик стран-участниц ЕАЭС.
Стоит отметить, что в рамках Евразийского экономического союза за Кыргызстаном закрепился имидж «страны контрабанды», несмотря на то, что объемы нелегального ввоза товаров на территории других государств превышают количество контрабанды, ввозимой в республику. Между тем, есть ряд причин, почему КР заработала такую репутацию. Прежде всего – это сохраняющийся высокий уровень реэкспорта товаров на фоне низкого уровня собственного производства.
Как отметил, модератор дискуссии, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков, после вступления во Всемирную торговую организацию Кыргызстан практически полностью утратил производственную базу, превратившись в страну, торгующую преимущественно китайскими товарами.
— В 1998 году, когда Кыргызстан вступил в ВТО, в стране были введены низкие тарифы на ввоз импортной продукции, что привело к тому, что рынки не только нашей страны, но и наших соседей, были завалены китайской продукцией низкого качества. Было выгодно торговать, нежели развивать производство. Возможно, руководство страны тогда надеялось, что ВТО откроет перед нами новые рынки сбыта, и что мы и сами будем производить товары. Однако, статистика показывает совершенно иную ситуацию. Лучшим примером этого можно назвать уровень нашей трудовой миграции, которая показывает, что в стране нет рабочих мест, промышленные предприятия закрыты, и люди вынуждены ехать за рубеж в поисках работы, — отметил эксперт.
Возвращаясь к непосредственной теме дискуссии, он напомнил, что до вступления в ЕАЭС в разные годы в среднем через Кыргызстан проходило контрабандных товаров на сумму свыше шести миллиардов долларов, но за последние два-три года ситуация заметно изменилась.
— Если верить данным, которые неоднократно озвучивались на заседаниях Совета Безопасности КР с участием президента, то усиление борьбы с контрабандой в республике позволило снизить ее уровень на 50 процентов, в результате чего выросли таможенные сборы в пользу бюджета страны, — добавил Игорь Шестаков.
Он также обратил внимание на усиление борьбы с контрафактной продукцией на территории всех стран ЕАЭС.
— В настоящее время в странах ЕАЭС внедряют маркировку ввозимых товаров. В этой связи, в Москве, например, закрываются ларьки, где в основном торговали китайской продукцией. В то время, как в аналогичных торговых точках, где продаются товары из Кыргызстана, Казахстана и других стран ЕАЭС все нормально. Это говорит об усилении борьбы с контрафактными товарами, — подчеркнул сопредседатель Клуба «Пикир».
Продолжил дискуссию и.о. начальника Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТС при Правительстве КР, подполковник Таможенной службы Озген Токтогулов, который сообщил, что борьба с контрабандой сегодня является приоритетным направлением на территории Евразийского экономического союза. По его словам, это явление подрывает экономику каждой из стран ЕАЭС, поэтому соответствующие структуры стран союза работают в тесном взаимодействии друг с другом. Говоря о Кыргызстане, представитель таможни сообщил, что в 2018 году были выявлены 1600 фактов таможенных нарушений.
— В прошлом году было заведено 1361 административное дело, по которым взыскано таможенных платежей на сумму 140 миллионов сомов, что по сравнению с показателями предыдущих лет больше на 24 миллиона сомов. Кроме того, было взыскано штрафов на сумму 8 миллионов сомов. Также были возбуждены 149 уголовных дел. Таким образом, по итогам деятельности за 2018 дополнительные поступления в бюджет увеличились почти на 37 миллионов и составили 239 миллионов сомов, — сообщил Озген Токтогулов.
В свою очередь начальник Управления налоговой политики Министерства экономики КР Кубан Айдаралиев рассказал о том, что с момента присоединения Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу ведется работа по сокращению налоговых процедур, при этом сбор налогов увеличивается. Так, по его словам, сбор по НДС на импорт в 2018 году составил 17,9 миллиардов сомов, аналогичная статистика и по акцизам. Добиться таких результатов удалось, благодаря принятию дополнительных мер.
— На границе с Казахстаном установлены посты, где сотрудники ГНС регистрируют проходящий товар. Дополнительно работают мобильные группы, по итогам работы которых за 2018 год приняты меры по 914 субъектам. В результате этой работы за 2018 год дополнительно по НДС собрано 429,1 и взыскано 56 миллионов сомов. Однако еще не решены до конца проблемы с администрированием налогов в СЭЗ, так как согласно регламенту, они не отчитываются перед ГНС, — сообщил представитель Минэкономики.
О том, какая работа ведется государством по усилению борьбы с контрабандой и контрафактными товарами в своем выступлении рассказал заместитель специального представителя Правительства КР по делам ЕАЭС Самат Кулмамбетов.
— Немаловажную роль в этом направлении сыграет создание и оснащение специальных пунктов пропуска на границе. Работа в этом направлении ведется – один пункт уже оснащен, еще на 11-ти работы завершены на 80 процентов, — сообщил чиновник.
Говоря о ввозе контрабандных и фальсифицированных товаров на территорию ЕАЭС, представитель аппарата правительства КР подчеркнул, что с такие проблемы имеются во всех странах евразийского экономического объединения, и ими сейчас активно занимаются рабочие группы, в состав которых вошли все заинтересованные государственные органы.
В рамках дискуссии Самату Кулмамбетову был задан вопрос, почему Россия зачастую возвращает назад продукцию из Кыргызстана. По словам чиновника, эти факты в основном не связаны с качеством товаров.
— Многие наши товаропроизводители до сих пор не знают, как правильно оформлять документы на экспорт своей продукции в страны ЕАЭС. Поэтому есть случаи, когда российская сторона возвращает эти товары обратно. Вопрос здесь не в качестве продукции, а в ее оформлении, — отметил представитель правительства.
Продолжила тему доктор экономических наук, профессор КЭУ Бактыгуль Токсобаева. По ее словам, предприниматель должен быть сам заинтересован в проведении процедуры сертификации с целью решения вопроса выхода его продукта на международный рынок, а государство должно научить их этому.
— Местные производители и предприниматели не всегда знают, что им нужно сделать, чтобы их товар соответствовал всем требованиям, не только в плане качества, но и в плане сертификации и декларирования. Поэтому необходимо внедрить меры по обучению предпринимателей регламенту выхода товара на рынок. При этом необходимо иметь в виду, что существует единая маркировка для рынка ЕАЭС, маркировка международного характера, соответствующая мировым международным стандартам, а также должна существовать маркировка товара для внутреннего рынка. Нужна системная информационная и профилактическая работа по этим вопросам, — отметила Бактыгуль Токсобаева.
Причем особенно важно такую работу проводить в регионах, уверен доктор технических наук, профессор Кыргызского экономического университета Кенешбек Алымбеков.
— Проблема кроется в том, что государство не уделяет внимания мелким товаропроизводителям той же сельхозпродукции в регионах. Они выпускают продукцию малыми партиями и сами же зачастую занимаются сбытом своего товара, минуя при этом установленный порядок в силу незнания того правил и норм ЕАЭС, — отметил профессор.
Он также затронул «больной вопрос» сельхозпроизводства – отсутствие функциональных лабораторий по проведению фито и вето санитарных анализов и подтверждению качества продукции. По словам Кенешбека Алымбекова, в Кыргызстане имеется всего четыре такие лаборатории, но и они не достаточно оснащены и практически не выполняют поставленных задач.
Одной из основных проблем, связанных с лабораториями, исполнительный вице-президент КСПП Шамиль Борончиев назавл дефицит специалистов, которые могли бы работать в них.
— Эта немаловажная проблема всегда остается в стороне от всех обсуждений, но у нас нет специалистов, умеющих работать с техникой и препаратами, используемых в этих лабораториях. У нас катастрофическая нехватка таких специалистов, которые могут квалифицированно объяснять нашим предпринимателям, как проводить маркировку, как правильно хранить и транспортировать продукцию, — отметил эксперт.
Возвращаясь к теме дискуссии, он подчеркнул, что контрабанда и контрафакт – это объемные проблемы, наносящие огромный ущерб, как экономике страны, так и добросовестным товаропроизводителям. При этом он добавил, что многие предприниматели предпочитают решать вопрос провоза товара непосредственно на таможенном пункте пропуска, потому что это дешевле и занимает меньше времени.
— Отчасти решить эту проблему можно очень просто. Нужно, чтобы органы, занимающиеся выдачей разрешительных документов, находились непосредственно в зоне пунктов пропуска товаров, — уверен представитель КСПП.
По мнению руководителя отдела ТПП КР, экономиста Кубата Рахимова, решением проблем контрабанды и контрафакта в рамках Евразийского экономического союза может стать создание наднациональной единой таможенной службы ЕАЭС. В крайнем случае, необходимо внедрить ротационный принцип работы таможенных органов Союза.
Эксперт также отметил, что вступление Казахстана в ВТО негативно отразилось, в первую очередь, на Кыргызстане.
— Казахстан, став членом ВТО, взял на себя обязательство снизить таможенные ставки, и это негативно скажется на наших предпринимателях, занимающихся экспортом и реэкспортом продукции. Соответственно и Кыргызстану, наверное, стоит пойти на снижение общих ставок. Кроме того, Кыргызстану необходимо сфокусироваться на развитие транзитных режимов, так как реэкспорт – это реальный бизнес-поток для нашей республики. И если речь идет о пресечении контрабандного ввоза и вывоза товара, то необходимо вводить обмена информацией между таможенными органами стран ЕАЭС в режиме онлайн, — подчеркнул Кубат Рахимов.
Идею экономиста поддержал и исполнительный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Мелисбек Жунусов, кторый также уверен, что цифровизация сыграет большую роль в борьбе с контрабандой.
— Надо исключить человеческий фактор, так как два человека всегда смогут договориться. Цифровизация позволит обеспечить прозрачность и ускорить время прохождения товара, — уверен он.
Заслуженный юрист КР, член ЦИК КР Кайрат Осмоналиев в своем выступлении отметил, что в Кыргызстане имеется хорошая нормативно-правовая база, регламентирующая борьбу с контрабандой и контрафактом, но в силу разных причин она не работает. В результате чего процветает сектор теневой экономики. По его словам, еще пару лет назад статистика давала данные, что «в тени» находится около семидесяти процентов бизнеса. Сейчас сообщается, что «серым» осталось лишь 26 процентов бизнеса.
— Насколько соответствуют эти данные действительности – это большой вопрос, но то, что контрабанда и контрафакция несут угрозу не только экономической безопасности, но и здоровью населения – это бесспорно. Например, около 30 процентов медикаментов в нашей стране являются контрафактными, что представляет серьезную опасность для наших граждан. Собственно говоря, контрафакция занимает от 20 до 70 процентов во всех секторах потребляемых товаров . Естественно, в одночасье справиться с этой проблемой невозможно, тем более, что она имеет место во всех странах мира. Тем не менее, нашим госорганам необходимо выделять самые болевые точки и системно работать в направлении их устранения, заставлять работать законы, — подчеркнул Кайрат Осмоналиев.
Таможенный брокер Лейла Айтахунова высказала мнение, что в борьбе с контрафактной продукцией важную роль должен играть сам потребитель. Для этого она предложила вести разъяснительную работу с покупателями, например, посредством телевизионных программ, объясняя какой вред здоровью может нанести фальсифицированная продукция.
— В части борьбы с контрабандой я предлагаю создавать специальные комиссии, которые будут инспектировать крупные торговые точки, в частности, рынки, где в основном и сбывается нелегально ввезенная продукция. От реализаторов можно получить информацию, кто поставляет им те или иные товары, которые не имеют должной сертификации, — сказала Лейла Айтахунова.
С ней согласился и председатель международного общественного объединения «Люди мира» Алишер Ташматов, который также убежден в том, что такие несложные меры позитивно скажутся на снижении уровня контрабанды и контрафакта, ввозимых в республику.
— Производители и правообладатели торговых марок не хотят ехать в нашу страну, потому что им это не выгодно, учитывая, что у нас процветает контрабанда и контрафакт. Можно выехать на рынок и посмотреть, как у нас за копейки продают «брендовые» товары. Например, рубашку Lacoste можно купить за 600-900 сомов, тогда как цена оригинала на самом деле в разы выше. Кыргызстан уже три года является членом ЕАЭС, но ничего реально не меняется, все изменения происходят только на словах и на бумаге. Наша страна коррумпирована, и поэтому здесь все нелегальное процветает. Но если вдруг та же компания Lacoste подаст в суд за то, что Кыргызстан разрешает ввозить и продавать фальсифицированную продукцию на своей территории, или это сделает правообладатель торговой марки, то у нас будут большие проблемы, — уверен Алишер Ташматов.
По мнению эксперта Джами Аширова, рынок Кыргызстана является очень удобным для ввоза и реализации всякого рода контрафакта.
— В нашу страну выгодно завозить контрафактную продукцию, которая производится в России и Казахстане. Эту продукцию у нас никто не проверяет. Дальнобойщики знают все механизмы ввоза такого товара, особенно это касается продуктов питания и мыло-моющих средств. Очень сложно заниматься легальной перевозкой товара из-за наличия двойного налогообложения, — отметил он.
При этом эксперт обратил внимание на то, что в этом году республика столкнется с очередными трудностями, которые негативно скажутся на таможенных сборах.
— В этом году вводится обязательная маркировка обуви и текстильных изделий. У нас в этом направлении ничего не предпринято, не проводится даже никаких подготовительных и информационных работ по данному вопросу. Поэтому, следует ожидать, что наши предприниматели будут пользоваться услугами казахской таможни, а не нашей, потому что для них это будет выгоднее, — добавил Джами Аширов.
Участники прошедшего заседания констатировали, что высокий уровень контрабанды и распространение контрафактных аналогов, что является общей проблемой всех стран ЕАЭС, подрывает техническое и экономическое развитие стран евразийского объединения. Отсутствие полноценной системы экспертизы патентной чистоты ввозимой на территорию союза продукции создает предпосылки для ограничения развития научно-технического потенциала на евразийском пространстве.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»