Обсуждение исследования «Казахстанские студенты в ВУЗах Российской Федерации: взгляд в будущее», какие есть общие вызовы и проблемы в сфере высшего образования для России и Казахстана, каковы перспективы и сценарии развития российско-казахстанского сотрудничества в сфере высшего образования? Эти вопросы были внесены в повестку экспертного заседания, прошедшего 12 декабря в г. Нур-Султане, на площадке Центра «Евразийский мониторинг».
rnrn
Соорганизаторами мероприятия выступил «Российско-Казахстанский Экспертный IQ Клуб» Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ. Модератор дискуссии, директор Центра «Евразийский мониторинг» Алибек ТАЖИБАЕВ предложил участникам поделиться своей оценкой общих вызовов и проблем в сфере высшего образования для России и Казахстана, а также прогнозами и рекомендациями относительно развития сотрудничества между Россией и Казахстаном в сфере образования.
rnrn
Центр Аналитических Исследований «Евразийский Мониторинг» (Нур-Султан, Казахстан), «Российско-Казахстанский Экспертный IQ Клуб» при поддержке Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ (Москва, Россия) в период с 25 октября по 15 ноября 2019 года провели исследование, целью которого является определение мотивации казахстанских студентов, обучающихся в российских вузах, выбора страной обучения Российской Федерации, анализ их предпочтений при получении знаний и компетенций, а также ожиданий относительно перспектив дальнейшего трудоустройства.
rnrn
Исследование проводилось путём анкетирования студентов, обучающихся в разных регионах Российской Федерации. В исследовании приняли участие 250 студентов. Из них 60% составили студенты, обучающиеся в городе Москва и 40% студенты региональных высших учебных заведений: Астрахань, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Омск, Оренбург, Санкт-Петербург, Томск и даже Югра.
rnrn
Согласно статистике, опубликованной на сайте Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации (https://www.kazembassy.ru/rus/studenty/vuzy/), по данным на 2018 год в России обучается более 65 тысяч студентов из Казахстана.
rnrn
На пути становления эффективного сотрудничества в сфере высшего образования реализованы существенные шаги по увеличению доступности российского высшего образования на территории Республики Казахстан. Посол Российской Федерации в Республике Казахстан А. Н. Бородавкин в своём интервью в преддверии форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России отметил, что двустороннее образовательное и научное сотрудничество наших стран постоянно подпитывается новыми инициативами на государственном уровне, в этом году Казахстан ратифицировал важное двустороннее межправительственное соглашение, регулирующее деятельность в Нур-Султане филиала МГУ им. М. В. Ломоносова, который уже дал Казахстану сотни высококлассных специалистов в различных отраслях знаний.
rnrn
По итогам исследования, самые популярные ответы казахстанских студентов, обучающихся в Российской Федерации, на вопрос, почему вы выбрали образование в России:
rnrn
- rn
- в российских вузах дают лучшее образование;
- rn
- в российских вузах легче получить бюджетное место;
- rn
- удобно обучаться на русском языке;
- rn
- из российских вузов легче трудоустроиться в крупную международную компанию уже в студенческие годы;
- rn
- престижное российское образование поможет мне более выгодно трудоустроиться в Казахстане.
- rn
rnrn
rnrn
Традиционно высокий авторитет российских вузов стал важным фундаментом для двустороннего сотрудничества в образовательной сфере, дающего возможность сохранять и приумножать те конкурентные преимущества, которые были заложены в системах образования ещё в советский период, а также повышать уровень конкурентоспособности наших стран на мировой арене, — отметил в ходе своего выступления директор центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев.
rnrn
Директор ИАЦ МГУ Дарья Чижова поделилась, что кафедра истории стран ближнего зарубежья МГУ им. М.В. Ломоносова непосредственно занимается подготовкой российских студентов по профилю евразийского пространства, в том числе и изучению Казахстана. Именно поэтому тема данного исследования показалась ей близка, и они с удовольствием оказали поддержку Центру аналитических исследований «Евразийский мониторинг». Действительно, данные задачи являются актуальными. По мнению эксперта, основная задача, выяснить в чем заключается мотивация ребят, почему они уезжают и почему хотели бы вернуться назад.
rnrn
«По данным 2018/19 учебного года в Уфимском государственном нефтяном техническом университете учились около 700 студентов из Казахстана. Из них 6-7% это студенты бюджетного отделения, это хорошие цифры для нефтяного, технического ВУЗа», — отметил руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра «Берлек-Единство» Чекрыжов Алексей Владимирович.
rnrn
«Когда абитуриенты уезжают в зарубежные ВУЗы получать образование по программе магистратуры и докторантуры, они понимают, что едут за знаниями и есть определенные академические цели. Поэтому целесообразно акцентировать внимание на развитии сотрудничества между Россией и Казахстаном именно на этих двух ступеней высшего образования», — подчеркнула председатель РОО «Жас Улан» Динара Садвакасова.
rnrn
Заведующая кафедрой регионоведения ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Айгерим Оспанова рассказала, что их кафедра впервые в Казахстане начала реализовывать двухдипломную программу совместно с Томским государственным университетом. Они три года работали над этим проектом – прошли все этапы бюрократических согласований, подписали меморандум между университетами, между факультетами. «В 2019 году на нашей кафедре состоялся первый выпуск международников со специализацией страны ЕАЭС». Эксперт отметила, что пришлось столкнуться с рядом трудностей при разработке учебных программ, поскольку после распада СССР образовательные системы России и Казахстана несколько разошлись – это притормаживает интеграцию в сфере образования, ее углубление. В Казахстане, как известно, был сделан акцент на присоединение к Болонскому процессу, в России – нет, это вызывает определенные трудности. Однако, А. Оспанова убеждена, что они преодолимы.
rnrn
Резюмируя итоги экспертного заседания, А. Тажибаев подчеркнул, что результаты исследования могут быть рассмотрены как рекомендации по итогам совместной работы казахстанских и российских исследовательских и аналитических центров. Так как данное исследование является первым шагом в воплощении идеи реализации экспертного потенциала ведущих аналитических и общественных центров наших стран на пути формирования обоснованных рекомендаций и структурированных решений в области повышения эффективности культурного и гуманитарного сотрудничества стран Евразийского Экономического Союза.
rnrn
rnrn
Открытие и успешное функционирование представительств и филиалов российский вузов в Казахстане позволит удовлетворить потребность казахстанских абитуриентов в получении высококлассного, престижного высшего образования на русском языке. Как видно из последующего повествования, именно эти факторы являются определяющими в процессе принятия решения об обучении в Российской Федерации. Также это позволит положительно решить стратегическую задачу переориентирования потока русскоязычных студентов в учебные заведения, находящиеся на территории Республики Казахстан.
rnrn
«Мы искренне надеемся на то, что результаты этого исследования позволят сформировать в глазах экспертного сообщества, академических и государственных функционеров более глубокое понимание молодых казахстанцев, которые занимают первое место среди иностранных студентов, обучающихся в ведущих вузах Российской Федерации».
rnrn
Пресс-служба Центра «Евразийский мониторинг»
rnrn
rn
rn