Евразийский интеграционный процесс в условиях геополитической нестабильности важен как возможности диверсификации торговых связей, развития новых партнерских сетей, совершенствование транспортно-логистических потоков, усиления промышленного потенциала стран пятерки.
Все эти и ряд другие не менее важных вопросов обсудили члены Межправсовета ЕАЭС 1 октября в Ереване. Как подчеркнул в ходе заседания Совета Председатель Коллегии ЕЭК Бахытжан Сагинтаев: «Внутренняя интеграция в ЕАЭС также набирает обороты. В 2023 году объем взаимной торговли между странами союза превысил $90 млрд, что на 7% больше, чем в 2022 году, и в два раза больше по сравнению с 2015 годом. Взаимные поставки выросли на 17%, достигнув рекордного уровня за все время существования союза».
Важным аспектов развития торгового рынка ЕАЭС являются кооперационные проекты. Как было заявлено в ходе заседания Межправсовета в 2024 году объем торговли кооперационными товарами превысил $30 млрд, а 90% расчетов внутри ЕАЭС уже осуществляется в национальных валютах.
ЕЭК прилагает большие усилия развивая контакты с третьими странами посредством торговых соглашений. Это необходимо для расширения географии сотрудничества. С момента образования союза внешняя торговля увеличилась на 60%.
Всего по итогам заседания дделегации стран ЕАЭС подписали десять документов, но крайне важными и актуальными представляются следующие.
- Концепция общего биржевого рынка товаров. Документ необходим для развития национальных бирж стран «пятерки», что даст бизнесу возможность расширять рынки сбыта.
Это важный шаг для создания условия при которых будет возможно формирование объективных рыночных цен на биржевые товары. Соответственно это создаст условия для роста объемов торговли в Союзе, увеличение доли расчетов в национальных валютах и формирование справедливого ценообразования на товары ЕАЭС на мировом рынке.
Субъектами общего биржевого рынка товаров станут организаторы и участники торгов, инфраструктурные организации, оказывающие услуги по хранению и транспортировке товаров, а также расчетно-клиринговые услуги участникам общего биржевого рынка.
Обмен информацией будет осуществляться по взаимной договоренности в объеме, необходимом для обеспечения эффективной работы общего биржевого рынка товаров.
Концепция подразумевает создание специального консультативного органа -Биржевого комитета, который будет отвечать за взаимодействия органов государств-членов, уполномоченных на регулирование биржевой торговли, и субъектов общего биржевого рынка товаров ЕАЭС. Это необходимый шаг, который позволит своевременно отрабатывать риски санкционного давления. Россия, основной и самый мощный участник ЕАЭС постоянно подвергается все новым санкционным ударам. При этом в зоне риска невольно оказываются все ее торговые партнеры.
Все что касается торговли энергетическими товарами будет согласовываться в рамках работы по формированию общих рынков энергетических ресурсов.
До конца текущего года планируется разработать Программу развития биржевых торгов в рамках ЕАЭС.
2. Правила информационного обмена на общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза стали финальным документом в процессе запуска общего рынка электроэнергии.
Правила регламентируют информационное взаимодействие субъектов рынка, уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС в сфере энергетики и ЕЭК, определяют состав информации, подлежащей раскрытию в рамках функционирования рынка. Кроме того, этот документ создает правовую основу для использования национальных электронных цифровых подписей в электронном документообороте на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС.
Это важный шаг в развитии Союза, так на всем пространстве ЕАЭС создаются условия для получения сбалансированных цен и тарифов на электрическую энергию и получения положительной динамики роста национальных экономик стран ЕАЭС
- Дорожная карта по скоординированной транспортной политике на 2024–2026 годы определяет совместные меры Евразийской экономической комиссии и уполномоченных органов в области транспорта. Наличие данного документа необходимый шаг для практической реализации основного стратегического документа ЕАЭС в этой сфере «Основных направлений и этапов реализации транспортной политики».
Мероприятия дорожной карты направлены на последовательное углубление интеграционных процессов в сфере транспорта, а именно на достижение целей формирования в Союзе единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг. Всего в документ включено 33 пункта согласованных странами мероприятий, подлежащих реализации в 2024-2026 годах. Они являются логическим продолжением предыдущих трехлетних дорожных карт за 2018-2020 и 2021-2023 годы.
В документ вошли такие значимые мероприятия, как формирование перечня «узких мест» транспортной инфраструктуры на территориях стран ЕАЭС в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг» и выработка предложений по их устранению. Кроме того, страны планируют совершенствовать право Союза и законодательство государств-членов для внедрения в ЕАЭС электронных транспортных документов, включая отказ от использования в сфере транспорта документов на бумажном носителе и переход к электронному обмену данными.
Все это нужно для создания безбарьерной среды при функционировании транспортных потоков. Актуальность этого документа возрастает в текущих реалиях, когда Китай активно переориентирует свой транзит, Россия формирует новые транспортные артерии на Восток. Казахстан, Кыргызстан сегодня стали важными игроками в выстраивании глобальной логистической сети, соответственно крайне важно проработать «узкие места» и максимально сократить бюрократические барьеры, которые осложняют прохождение транспортных потоков.
- Утверждение приоритетных направлений промышленного сотрудничества до 2030 года. Документ включает 24 ключевые отрасли, среди которых авиастроение, космические технологии, производство бумаги и ювелирных изделий.
Эти шаги демонстрируют приверженность стран ЕАЭС к углублению интеграции и созданию единого экономического пространства, что позволит укрепить их позиции на международных рынках. Таким образом, ЕАЭС продолжает адаптироваться к новым вызовам, фокусируясь на диверсификации экономических связей, повышении промышленной кооперации и укреплении транспортно-логистических потоков.