Сотрудничество между регионами России и Казахстана является одним из значимых направлений в рамках более общего процесса евразийского пространства. Снятие таможенных барьеров и формирование единого экономического и культурно-информационного пространства ЕАЭС на основе ранее заключенных соглашений предполагает предполагает развитие межрегиональной кооперации, и в том числе –между соседними территориями Северного Казахстана с одной, и Западной и Восточной Сибири – с другой.
Для начала – немного фактов. Северный Казахстан – один из ключевых макрорегионов Республики Казахстан.
Географически, к региону Северного Казахстана относятся столица страны Астана и и несколько областей – Акмолинская, Северо-Казахстанская, Костанайская и Павлодарская области, активно развивающие связи с соседними регионами Российской Федерации. Все регионы, кроме Акмолинской области и г.Астана, граничат с РФ. Здесь находится динамично развивающийся мегаполис Астана, на базе которого формируется туристический кластер, активно развиваются крупные региональные центры – Павлодар, Костанай, Петропавловск, Кокшетау.
Здесь получили развитие зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, а также энергетика.
Сибирский федеральный округ — федеральный округ в сибирской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года. Имеет в своём составе 12 субъектов, среди которых есть как республики, так и прочие регионы. Территория округа составляет 30 % от территории Российской Федерации (вторая по размеру, не намного уступающая Дальневосточному федеральному округу). Имеет как сухопутные, так и морские границы.
Административный центр и крупнейший город округа — Новосибирск,, является также крупнейшим городом в азиатской части России, крупнейшим в России по населению муниципальным образованием, хотя и не имеет статуса города федерального значения. Новосибирск — крупнейший логистический и научный центр, наиболее динамично растущий мегаполис за Уралом.
В него входят три города с численностью населения более 1 млн. человек (Новосибирск, Омск, Красноярск). И 5 городов с численностью населения более 500 тыс.чел.
Население СФО — 19 312 169 чел. (1 января 2015), почти равноценно населению Казахстана. 12 субъектов Федерации, 132 города. Объем промышленного производства — 12,4 % от общего объема РФ.
В пределах округа сосредоточены: 85 % общероссийских запасов свинца и платины, 80 % угля и молибдена, 71 % никеля, 69 % меди, 44 % серебра, 40 % золота. В регионах СФО сосредоточены крупные металлургические производства, предприятия ВПК и гражданского машиностроения, химической промышленности. Валовый региональный продукт СФО составляет 3 390 224,3 тыс. рублей (2009 г.), т.е. 10,57 % ВРП России. Доля в общей протяжённости железных дорог России — 17,5 %.
По каким направлениям может развиваться сотрудничество между регионами Северного Казахстана и СФО?
Во-первых, инвестиции. Реализация в РФ правительственной программы развития регионов Сибири и Дальнего Востока делает возможным и желательным участие казахстанских инвесторов.
В свою очередь, Казахстан в рамках реализуемых программ по созданию индустриально-инновационной экономики также заинтересован в российских инвестициях в собственные проекты реиндустриализации. Наличие в Сибирском федеральном округе таких крупных бизнес- и инвестиционных центров, как Новосибирск, Омск, Красноярск, Томск, Иркутск создает немалые перспективы для сотрудничества на этом направлении. Многолетний опыт соединения достижений фундаментальной науки, новых технологий и производства в рамках таких научных центров СФО, как новосибирский и красноярский Академгородок и ведущие технические вузы Томска (технический университет). Деятельность технопарков в регионах СФО и большой опыт по созданию венчурных фирм могут быть полезны для таких крупных научных центров Казахстана, как столичный мегаполис Астана, так и для областных центров.
Кроме того, Западная Сибирь – перспективное направление развития стратегических коммуникаций. Коммуникационные узлы, сформированные вокруг его крупнейших мегаполисов, таких, как Новосибирск, Омск, Красноярск, Томск, Иркутск, создают перспективы для участия в совместных проектах по развитию традиционных и новых высокотехнологичных коммуникаций. Недавно компания «Трансаэро» наладила систему авиасообщения между Москвой и всеми областными центрами Казахстана. Полагаю, что в обозримом будущем возможно создания подобной системы авиасообщения между основными региональными центрами Казахстана, и такими крупными административными и экономическими центрами Западной Сибири. Кроме того, сегодня по линии ЕвразЭС предлагается создать в Омске (с участием казахстанской стороны) и в Астане (с участием российской стороны) инфраструктуру не только двустороннего, но и многостороннего межгосударственного сотрудничества стран Центрально-Азиатского региона что формирует перспективную кооперационную ось «Астана-Омск». Полагаю возможным и перспективным создание в ближайшем будущем подобных осей по линиям «Астана-Новосибирск», «Астана-Томск», «Астана-Красноярск».
Еще одно перспективное направление развития межрегиональной кооперации – сфера науки и образования. Следует напомнить, что в Сибирском федеральном округе расположено нескольку крупных научных центров общероссийского значения, среди которых благодаря наличию разветвленной сети высокорейтинговых вузов особенно выделяются Новосибирск (Академгородок и НГУ как федеральный университет), Томск («Сибирские Афины», город с наибольшей долей научных работников и студентов на душу населения, ТГУ в статусе национального исследовательского университета), Красноярск (Академгородок и федеральный университет), Барнаул. Казахстанские абитуриенты широко представлены в вузах регионов Сибирского федерального округа, причем как на гуманитарных (юристы, экономисты, менеджеры), так и на технических специальностях. Существуют давние связи по линии вузовских и научных сообществ, которые имеют серьезный потенциал развития, активно ведется обмен студентами. Между тем, формирование координационных структур, регулирующих взаимодействие регионов СФО и Северного Казахстана еще только предстоит.
Наконец, заявленное недавно сопряжение проектов евразийской интеграции и китайской инициативы по созданию «Нового великого шелкового пути» делает особенно актуальным сотрудничество России и Казахстана, через территорию которых будет реализована часть логистической схемы этого проекта. Создание эллипса Астана-Омск – один из первых шагов в этом направлении, который может получить свое естественное продолжение.
Кроме того, Казахстан и центры экономического роста нуждаются в квалифицированных кадрах, необходимых для создания новой экономики, модернизации социальной сферы, участия в технологических проектах. В этой связи вполне возможным и перспективным выглядит перекрестный обмен кадрами в контексте формирования единого рынка труда и услуг, в деле обмена опытом в сфере бизнес-менеджмента.
Кроме того, регионы Западной Сибири имеют глубокий опыт горизонтальных связей между собой в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», активно действовавшей на рубеже 1990-2000-х годов. Между регионами, входившими в ассоциацию, были сформированы устойчивые кооперационные связи, позволившие смягчить кризисные явления в экономике, вызванные общеэкономическим кризисом и разрывом экономических связей в масштабах всей России. С участием сибирских ученых была разработана комплексная стратегия развития регионов СФО до 2025 года, предполагавшая выделение нескольких перспективных «точек роста». Таким образом, сопряжение стратегических концепций развития и аккумуляция регионов СФО и Казахстана может позволить совершить целый ряд «прорывов» в развитии экономики, социальной сферы и системы коммуникаций.
Казахстан, в свою очередь, имеет опыт создания промышленных современных предприятий в регионах в рамках более общей стратегии по созданию индустриально-инновационной экономики – а регионы СФО объективно заинтересованы в реиндустриализации, и изучение казахстанского опыта может быть весьма полезны.
Помимо этого, есть перспективы сотрудничества регионов СФО и областей Северного Казахстана в форме совместных трансграничных проектов экономического развития в сферах промышленности, сельского хозяйства и лесной промышленности, транспорта, связи, обмена «ноу-хау», охраны окружающей среды, борьбы с преступностью. Необходимо последовательно создавать благоприятные условия для развития торговых взаимосвязей, развития лесного хозяйства и приграничной инфраструктуры, создания совместных предприятий. Но главное – выстроить координационные механизмы (межрегиональные советы по сотрудничеству), обеспечивающие и направляющие подобную взаимовыгодную кооперацию.
Источник: http://ia-centr.ru/expert/21679/