МОЖЕТ ЛИ СНГ В ПЕРСПЕКТИВЕ СТАТЬ НОВЫМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ СИЛЫ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ? (К ИТОГАМ САММИТА СНГ В БИШКЕКЕ)

Опубликовано: 22.10.2023

МОЖЕТ ЛИ СНГ В ПЕРСПЕКТИВЕ СТАТЬ НОВЫМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ СИЛЫ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ? (К ИТОГАМ САММИТА СНГ В БИШКЕКЕ)

Сегодня, по истечению, чуть больше, чем 30 лет с момента образования СНГ можно уверенно утверждать, что структура, созданная как инструмент цивилизованного «развода» бывших советских республик, успешно выполнила свою задачу и продолжает служить важной коммуникационной площадкой для стран-участниц. Это происходит в противовес инспирируемых западными политиками попыткам «похоронить» СНГ, на основании тезиса о том, что странам-участницам необходимы другие векторы развития.

Опыт развития показывает, что справедливые и равноправные отношения могут гарантировать только близкие по духу государства. Процесс трансформации мирового порядка дает совершенно другую перспективу развития Содружества. СНГ стал первым опытом интеграции среди бывших советских республик и открывает путь для других региональных объединений. Роль организации в поддержании стабильности и сотрудничества на постсоветском пространстве неоценима.

С точки зрения политики, СНГ продолжает способствовать укреплению многосторонних дипломатических связей между членами организации. Организация предоставляет площадку для обсуждения вопросов без формальных ограничений, что способствует развитию более открытого и конструктивного диалога.

В экономическом аспекте СНГ стимулирует торгово-экономические отношения между странами-участницами. Создание действенных механизмов кооперации и формирование солидной нормативно-правовой базы способствуют развитию общего рынка и содействуют устойчивому экономическому росту в регионе.

Гуманитарное сотрудничество в рамках СНГ создает позитивный имидж и способствует укреплению доверия между государствами.

Роль СНГ в международных отношениях давно вышла за рамки исторического «развода» бывших советских республик. Она служит важным механизмом сотрудничества, способствующим устойчивому развитию и сближению стран в постсоветском пространстве

Влияние этой организации на жизнь обычного человека может быть невидимым, так как мы привыкли к ее существованию. На полях СНГ происходит коллективное принятие решений, обеспечивая возможность главам государств общаться в относительно неформальной обстановке. В нынешних сложных условиях, когда геополитическая нестабильность влияет на баланс в региональных подсистемах международных отношений актуально не только сохранять, но и развивать эту структуру, превращая ее в площадку для разноуровневой и разноскоростной интеграции.

Общими усилиями внутри СНГ созданы действенные механизмы кооперации, установлена солидная нормативно-правовая база, развивается политический диалог, укрепляется сотрудничество в области безопасности, а также создаются условия для расширения торгово-экономических отношений. Для Казахстана, придерживающегося равноудаленной позиции от всех центров силы, важно поддерживать контакты со всеми игроками, что возможно в рамках институциональных структур СНГ.

Сегодня организация активно ориентирована на гуманитарную составляющую, что важно в турбулентном мире, где гуманитарное сотрудничество менее конфликтное. Символическое значение СНГ несет в себе восприятие некоторого единства и отсутствия полного разрыва, что служит терапией для граждан, переживших СССР.

Казахстан, вторая по площади после России, активно использует членство в СНГ для продвижения своих интересов через многостороннюю дипломатию, следуя принципу многовекторности во внешней политике. Наша страна стала центром постсоветской политики благодаря СНГ, с подписанием документов в Алматы.

Стоит признать, что не все участники СНГ имеют солидарное мнение в развитии интеграции, и это имело итогом снижение насыщенности связей и встреч в рамках Содружества. В 2008 году Содружество покинула Грузия.

Не все главы государств выразили желание посетить саммит в Бишкеке, но даже их отсутствие не может вычеркнуть народы и государства из общего пространства исторического взаимодействия.

Начавшийся ранее со стороны Украины и Молдовы постепенный разрыв связей с СНГ имеет четкие мотивы и геополитические особенности. При этом стоит заметить, что эти решения безусловно сказываются на жизни миллионов людей. Однако вмешательство во внутренние дела других стран не в духе СНГ.

Саммит СНГ прошел 13 октября в Бишкеке, это мероприятия стало закономерным итогом председательства Кыргызстана. Под председательством Президента Кыргызстана Садыра Жапарова вопросы развития объединения обсудили президент России Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко, глава Азербайджана Ильхам Алиев, лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, лидеры Узбекистана и Туркмении Шавкат Мирзиеев и Сердар Бердымухамедов. Кроме того, программа встреч глав государств в Бишкеке подразумевала ряд двухсторонних встреч, чтобы максимально эффективно использовать возможности пребывания в столице Кыргызстана.

По итогам саммита глав стран СНГ были подписаны 17 документов в разных областях. В долгосрочном плане особую важность имеет соглашение об учреждении Международной организации по русскому языку и о поддержке и продвижении его как языка межнационального общения.

Пространство СНГ - динамичная конкурентная среда, где соприкасаются многие языки и культуры. Создание организации по русскому языку и подписание соглашения о его продвижении направлены на сохранение и развитие общего культурно-исторического пространства. Учитывая большое число желающих освоить русский и получить образование на этом языке, процессы его развития должны быть централизованы.

На саммите был подписан документ о статусах наблюдателя и партнера СНГ. По факту, это еще один показатель того, что организация эволюционирует. Вероятно, со временем термин «постсоветское пространство» постепенно будет замещаться какими-то другими дефинициями, это будет происходить по мере того, как СНГ будет преобразовываться согласно требованиям времени.

Заявление лидеров стран Содружества об отношениях в многополярном мире, принятое на саммите, — это демонстрация новой роли СНГ в меняющемся мире. Его суть, отмечающая неприятие практики политического, финансово-экономического, социально-культурного и информационного давления в международных отношениях, выражает общее стремление к формированию справедливого мироустройства, где исключено использование двойных стандартов и гарантирована безопасность всех государств.

Не исключено, что в свете тенденций сопряжения и координации деятельности СНГ с ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и БРИКС в перспективе можно говорить о формировании регионального центра силы на пространстве Евразии. Малые и средние государства на пространстве СНГ так легитимизируют свое право самостоятельно определять стратегические приоритеты собственного развития. Саммит СНГ в Бишкеке показал, что, участники Содружества готова встретить грядущие вызовы консолидированно и ответить на них сообща.