О перспективах развития единых рынков в рамках ЕАЭС взгляд из Казахстана

Опубликовано: 18.06.2023

О перспективах развития единых рынков в рамках ЕАЭС взгляд из Казахстана

Одним из принципов развития евразийской интеграции являются «четыре свободы», прописанные в Договоре от 2014 года. Их достижение процесс долговременный, достижимый поэтапно. Важным аспектом развития интеграции является поэтапная работа по формированию общих рынков. Общие рынки в интеграционных объединениях играют важную роль и имеют несколько основных целей.

Общие рынки способствуют стимулированию торговли, расширению рынка сбыта и повышению конкурентоспособности. Их наличие облегчает приток инвестиций. Объединение на общем рынке предоставляет возможности компаниям участников интеграции увеличить масштаб производства и сократить издержки. Общие рынки способствуют гармонизации правил и норм в различных областях. Взаимозависимость и сотрудничество в экономической сфере могут способствовать разрешению политических разногласий и снижению вероятности конфликтов между странами-участниками.

На протяжении всего периода существования ЕАЭС идет пошаговый процесс «достройки» общих рынков. Движение идет непросто — но идет.

Первой сферой, где страны Союза стали объединять свои усилия стал общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий. О его создании договаривались в срок до 1 января 2016 года. Но процессы унификации потребовали больше времени. По текущей ситуации лекарственные средства, которые были зарегистрированы по национальным правилам до 31 декабря 2020 года, должны пройти перерегистрацию по единым правилам ЕАЭС до 31 декабря 2025 года. За национальными органами регулирования фармацевтики остаются вопросы ценообразования, лицензирования деятельности организаций, осуществляющих розничные продажи, а также рекламы лекарственных средств.

Есть отставания и по формированию общего энергетического рынка (ОЭР). Его суть в том, чтобы дать возможность продавать и покупать электроэнергию всем участникам электроэнергетических рынков стран, входящим в Евразийский экономический союз. Одна из важнейших проблем ОЭР — разница в структуре и принципах госрегулирования национальных энергетических рынков. До 1 июля 2022 и 2023 года должны быть утверждены правила функционирования общего энергетического рынка (ОЭР) ЕАЭС. В 2025 году новый рынок должен заработать.

Сравнительные характеристики страновых рынков по продаже электроэнергии стран ЕАЭС

 

Беларусь

Кыргызстан

Армения

Россия

Казахстан

Принцип организации

Вертикально интегрированная государственная монополия

Генерирующие, сетевые и сбытовые компании объединены в «Национальную энергетическую холдинговую компанию»

Распределительная компания «Электрические сети Армении», заключает с генерирующими компаниями прямые договоры купли-­продажи

Действуют оптовый и розничный рынки, а также рынки электроэнергии и мощности

Действуют оптовый и розничный рынки, рынок электроэнергии, мощности и системных и вспомогательных услуг

Регуляция тарифов

государством

государством

государством

Ценообразование в производстве и сбыте свободное, тарифы для населения регулируются.

Предельные цены, тарифы на передачу, распределение электроэнергии плату за проведение торгов устанавливает государство.

Структура рынка

Практически все генерирующие мощности страны работают на импортном газе.

Основу электрогенерации составляют ГЭС, также действуют две крупные угольные ТЭЦ.

В структуре генерации представлены ГЭС, АЭС, газовые ТЭС.

Большая часть генерирующих мощностей работает на газе, но весомую долю занимают ГЭС и АЭС

Генерирующие мощности в основном ТЭЦ

 

В 2024 году Совет ЕЭК должен будет определить, выполнили ли страны условия, необходимые для того, чтобы энергокомпании могли работать на ОЭР.

Три торговые площадки могут претендовать на организацию централизованной торговли электроэнергией на ОЭР ЕАЭС: КОРЭМ в Казахстане, Администратор торговой системы (Россия) и санкт-­петербургская Международная товарно-сырьевая биржа.

В ситуации с Казахстаном надо понимать, если придется отказаться от госрегулирования тарифов, внутренние цены поднимутся к уровню дорогих России, Беларуси и Армении.Себестоимость отечественной энергии может оказаться ниже. А в случае, когда транспортировка в условиях единого рынка перестанет быть значимым фактором, выгоднее может стать продавать в ту же энергодефицитную Беларусь.

В такой ситуации наилучшим выходом может стать закуп необходимой и с избытком электроэнергии национальным оператором на несколько лет вперёд. Это обеспечит стабильность цен внутри стран. Стоит принять во внимание, что не определены правила применения валют в торговле этим ресурсом. Рассматривается даже предложение создать криптовалюту, так называемый элкоин — эквивалент цифровой валюты, которая будет отождествлять один киловатт-час.

Сложности имеются также и с созданием единого рынка газа, есть высокая вероятность того, что он не заработает в полном объеме к запланированной дате. В ходе московского заседания Высшего Евразийского Экономического Совета Никол Пашинян подчеркнул, что своевременное функционирование общего рынка газа ЕАЭС в долгосрочной перспективе будет способствовать формированию благоприятных и взаимовыгодных условий торговли, обеспечению повышения энергетической безопасности и конкурентоспособности государств-членов союза на международном рынке.

Проблемой унификации общих рынков в ЕАЭС является в том, числе и разноскоростная интеграция. С одной стороны есть Союзное государство России и Беларуси, с другой стороны Казахстан, Армения и Кыргызстан развивающие интеграцию с несколько других позиций.

На том же заседании в МосквеАлександр Лукашенко выразил сожаление, что скорость формирования общих рынков далека от желаемой. Беларуский лидер упомянул, что важно усилить работу в части формирования общих рынков газа, нефти, нефтепродуктов, реализации мероприятий цифровой повестки, либерализации транспортного рынка.

В настоящее время 74% взаимной торговли осуществляется в национальных валютах стран ЕАЭС. Но наднациональное регулирование финансовых рынков в ЕАЭС будет возможно не ранее 2025 года.

Просматривается насущная необходимость диверсифицировать национальные экономики для перехода от ресурсной направленности к ресурсно-производственной.

Есть задачи, которые можно выполнить на текущем уровне развития интеграции. К таковым относится обеспечение продовольственной безопасности Союза. Уже достигнута самообеспеченность основными продовольственными товарами — мясом, молоком, хлебом, овощами и другим, однако есть чувствительные позиции, работа в отношении которых требует активного взаимодействия на уровне всех стран-участниц. К таким инструментом стоит отнести работу по ускоренному созданию Евразийского агроэкспресса. Речь идет не только о скоростных перевозках продуктов питания внутри ЕАЭС, но и выходе на емкие рынки КНР. Налаживание регулярных агропоездов поможет сформировать конкурентный морскому фрахту тариф и сократить сроки поставок до 10–14 дней.

Проект ускоренных контейнерных железнодорожных перевозок мультимодальных перевозок агропромышленной и продовольственной продукции стран ЕАЭС в Китай и третьи страны достиг объемов перевозок более 500 тыс. тонн. Для проекта закуплено уже более 1200 автономных рефрижераторных контейнеров, заключены соответствующие соглашения.

Активно продвигается новый логистический путь в Москву через Иран, Туркмению, Казахстан и Россию. Стоимость логистики выросла на 25%, но идет работа над тем, чтобы запустить обратные грузопотоки.

Торгово-экономическое сотрудничество стран ЕАЭС несмотря на новые вызовы демонстрирует положительную динамику. Эффективность сотрудничества в данном направлении может быть повышена за счет общих правил и принципов торговли, хэджирования экпортных рисков, новых логистические схемы доставки грузов.

Справочно: со слов президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергея Катырина за 2022 год рост товарооборота внутри ЕАЭС составил около 15%, у России с Евразийским союзом он еще выше, больше 15%.

Способствовать усилению движения по формированию общих рынков будет активное продвижение сотрудничества на уровне торгово-промышленных палат стран Евразийского экономического союза. Оно должно концентрироваться на аспектах вовлечения делового сообщества в процесс подготовки законодательных инициатив, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, определения четких, а главное, единых правил на пространстве ЕАЭС.

Основными преградами для развития благоприятной экономической среды являются барьеры на пути свободного перемещения товаров, услуг и капитала на национальных границах. Движущим интеграционный процесс фактором является снятие таких ограничений в торговых отношениях. Вопросы по снятию барьеров на внутреннем рынке союза необходимо решать в первую очередь.

Странам-партнерам нужно предоставлять выбор наиболее перспективных направлений сотрудничества. Следует продвигать меры по развитию секторального сотрудничества.

В текущем году планируется запуск Евразийской перестраховочной компании. Появление дополнительной страховой емкости приведет к увеличению объемов взаимной торговли государств — членов ЕАЭС на сумму более 6 млрд долларов.

Для Казахстана развитие устойчивых экономических связей с внешними партнерами — важный вектор экономического развития. ЕАЭС в данном контексте открывает широкие возможности и перспективные направления роста экспортного потенциала, что в конечном итоге отражается на уровне благосостояния казахстанцев. Каждая страна имеет свои преимущества на основе интеграции. Для Казахстана — это облегчение экспорта на базе единых таможенных норм, беспошлинная торговля, интеграция в глобальные транспортные узлы с выходом в другие экономические макрорегионы мира.

Справочно: несмотря на внешние негативные факторы, по итогам 2022 года экономика Казахстана достигла уверенного темпа роста ВВП на уровне 3,1% ($225,2 млрд). Взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС по сравнению с 2021 годом выросла на 7,1% (с января по ноябрь 2021 г. – $23,9 млрд, с января по ноябрь 2022 г. – $25,6 млрд). Экспорт Казахстана в ЕАЭС по итогам 11 месяцев 2022 года вырос на 22,3% (с января по ноябрь 2021 г. – $7,1 млрд, с января по ноябрь 2022 г. – $8,6 млрд). Импорт Казахстана из стран ЕАЭС увеличился на 0,7% (с января по ноябрь 2021 г. – $16,8 млрд, с января по ноябрь 2022 г. – $17 млрд).

Республика Казахстан последовательно транслирует свою позицию о том, что интеграция в рамках ЕАЭС должна идти исключительно по экономическому треку. Выход за его рамки нарушает цели, принципы и задачи уставных документов организации. Это в очередной раз озвучил в ходе своего выступления на Втором Евразийском Конгрессе в Москве К.К. Токаев: «экономическая интеграция – это не самоцель, а одно из средств развития экономик и повышения благосостояния наших народов…любые решения, принимаемые в рамках объединения, должны приносить результаты каждому отдельному его участнику и прежде всего гражданам всех государств ЕАЭС».

Принципиальным моментом было то, что с трибуны Конгресса Глава Государства обозначил определенные проблемы в интеграционных процессах. Казахстан солидаризируется с главой Беларуси, указывая на то, что «значительное количество поставленных и задекларированных целей еще ждет своего достижения».

Казахстанское видение развития Союза – это последовательное наращивание экономического потенциала наших стран. То есть проекты, технологии, рабочие места, налоги. При успешном решении названных проблем ЕАЭС в конечном счете станет связующим звеном между Европой и Азией, глобальным Югом и Севером.

А помогут этому намерения Российской Федерации по формированию коридоров в направлении КНР, Индии, Пакистана, Ирана, государств Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Созрело понимание необходимости развития транспортного коридора Север – Юг в сопряжении с Транскаспийским маршрутом.

Казахстан в перспективе станет надежным логистическим хабом ЕАЭС, задействуя все свои возможности и ресурсы. В качестве предметных инициатив перспективным будет выглядеть запуск скоростных грузовых поездов по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак – Иран. Казахстан может в рамках развития данной логистической магистрали реконструировать «узкие места» в своей железнодорожной сети Бейнеу – Мангыстау и на участке автомобильной дороги Бейнеу – Шалкар. Примером взаимовыгодного сотрудничества призвано стать строительство железной дороги Бахты – Аягоз. Ее запуск позволит значительно нарастить пропускную способность и Казахстану, и России в направлении Китая.

При непрерывной работе над совершенствованием и усовершенствованием общих рынков, ЕАЭС может стать мощным инструментом экономической интеграции и сотрудничества, способствуя росту и процветанию всех государств-членов.