Современный избирательный процесс невозможно осуществить без общественного контроля, к такому выводу пришли участники международного круглого стола «Общественное наблюдение за выборами как фактор развития гражданского общества России и Казахстана», который состоялся 25 мая 2021 г. на площадке Общественной Палаты Саратовской области с видео подключением представителей общественных объединений из Москвы, Санкт-Петербурга, Нур-Султана, Уральска, Алматы, Павлодара, Актау, Атырау, Актобе, Костаная.
Организаторами мероприятия выступили: Гражданский Альянс Казахстана, Казахстанский центр аналитических исследований «Евразийский Мониторинг», Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье».
Целью мероприятия являлся анализ вовлеченности гражданского общества в избирательный процесс и наблюдение за выборами. Предмет обсуждения включал такие вопросы, как развитие гражданского общества и гражданских инициатив в России и Казахстане; роль и значение общественного наблюдения в избирательных процессах России и Казахстана;особенности общественного контроля на выборах; опыт работы общественных наблюдателей.
В качестве основных спикеров выступили члены Общественной палаты Российской Федерации, члены Общественной палаты Саратовской области, представители Гражданского альянса Казахстана, государственные и общественные деятели, научные сотрудники.
С приветственным словом к участникам круглого стола с казахстанской стороны обратилась Нургазиева Бану, президент Гражданского Альянса Казахстана, с российской стороны – Попонов Денис, заместитель министра внутренней политики и общественных отношений Саратовской области.
В выступлениях спикеров были рассмотрены международный, национальный и региональный уровень общественного контроля за выборами.
Роль и значимость международного наблюдения оценил в своем докладе Раскин Илья, советник аналитического отдела Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств-участников Межпарламентской ассамблеи СНГ.
Он отметил, что международное наблюдение за выборами и общественное наблюдение за выборами имеют много общего и тесную взаимосвязь, потому что объектом наблюдения являются избирательные процессы в государствах, и, рассматривая одни и те же процессы с разных точек зрения, используя разные методические подходы, мы можем оценить их, и, именно, в этом разнообразии будет проявляться вся эффективность нашей работы. Международное наблюдение за выборами основано на сотрудничестве между государствами, сотрудничестве между международными объединениями, как общественными, так и правительственными.
На межгосударственном взаимодействии России и Казахстана в осуществлении общественного контроля за выборами сконцентрировал свое внимание Ткаченко Станислав,доктор экономических наук, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского университета.
Инфраструктура общественного наблюдения в Российской Федерации была подробно рассмотрена в выступлении Булгаковой Алены, члена Общественной палаты Российской Федерации, председателя Общероссийского общественного движения «Корпус "За чистые выборы"», которое является самой крупной организацией независимых наблюдателей в России с региональными отделениями в большинстве субъектов Российской Федерации. 15 мая т.г. Булгакова А. посетила Саратов для оценки проведения дополнительных выборов в областную Думу. Она с удовлетворением отметила, что на всех участках работают общественные наблюдатели, которые прошли обучение по усовершенствованной программе. В свою очередь представители региональных органов власти и Общественной палаты Саратовской области выразили председателю Общероссийского общественного движения «Корпус "За чистые выборы"» благодарность за ценный опыт и методику подготовки общественников.
Общественный контроль за выборами в Москве и Санкт-Петербурге был рассмотрен в выступлениях Тимонова Михаила, депутата Московской городской Думы, члена Совета окружных координаторов в г. Москве, члена координационного совета проекта «Гражданин Наблюдатель» и Журавлёва Владимира, члена Общественной палаты Российской Федерации, проректора Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.
Об особенностях проведения довыборов в законодательный орган Саратовской области, состоявшихся с 14 по 16 мая 2021 г., и подготовке к проведению выборов в Государственную думу Российской Федерации в своем выступлении рассказал председатель Общественной палаты Саратовской области, руководитель регионального Штаба общественного наблюдения за выборами Шинчук Борис.
Борис Леонидович оценил алгоритм подготовки региональных общественных наблюдателей со стороны федеральных экспертов. Во время подготовки общественных наблюдателей для Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в Саратовском регионе была подготовлена 21 тыс. наблюдателей, таким образом, была полностью закрыта потребность в обеспечении общественного наблюдения и контроля на всех этапах проведения голосования. Сейчас, во время подготовки к сентябрьским выборам, в регионе готовится порядка 6 тыс. наблюдателей. При Общественной палате Саратовской области созданы и активно работают региональный Штаб общественного наблюдения за выборами, call-центр и группа оперативного реагирования.
Процесс подготовки в Саратовском регионе корпуса независимых общественных наблюдателей к работе на избирательных участках в Единый день голосования 19 сентября 2021 года также проанализировал в своем выступлении Ташпеков Владимир, член Общественной палаты Саратовской области, президент Саратовской региональной общественной организации «Ассоциация поволжских казахов».
Своим опытом участия в выборах регионального законодательного собрания поделился избранный депутат Саратовской областной Думы, председатель Делового Клуба Саратовской области РФ и Западно-Казахстанской области РК Бабошкин Иван. Он оценил дополнительные выборы в Саратовскую областную Думу шестого созыва, как легитимные и демократические. Также он подчеркнул важность взаимодействия по линии общества – власти – бизнеса. Иван Анатольевич также отметил и важность развития общественных связей в российско-казахстанском приграничье, поскольку именно здесь решаются самые сложные социально-экономические проблемы, идёт интенсивное политическое сотрудничество и гуманитарное взаимодействие. Для активизации приграничного сотрудничества был создан Деловой Клуб Саратовской области РФ и Западно-Казахстанской области РК, призванный сформировать горизонтальные связи между бизнесом по обе стороны российско-казахстанской границы.
Опыт Западно-Казахстанской области и города Уральска по работе с наблюдателями в период выборов представила Кинжигареева София, заместитель председателя Уральской городской центральной избирательной комиссии.
Представленные доклады вызвали живой интерес слушателей и большое количество вопросов, наиболее актуальными из которых являлся вопрос обучения общественных наблюдателей, а также степень необходимости учёта мирового опыта и международных стандартов общественного наблюдения за выборами.
В целом участники круглого стола пришли к выводу, что особенностью текущего момента является испытание электоральной устойчивости власти в условиях негативного воздействия пандемии COVID-19 на социально-экономические и общественно-политические процессы, но одновременно, это и время повышения уровня доверия к деятельности общественных объединений, волонтёрских движений, добровольческих отрядов, бизнес-структур. Именно это делает ещё более актуальным вопрос участия общества в наблюдении и контроле за выборами.
Общественный контроль становится важной функцией развития гражданского общества. Без общественного наблюдения уже просто не возможно осуществить легитимный избирательный процесс. Именно поэтому общественники должны обладать самым высоким уровнем компетенций. При этом необходимо отметить, что общественные наблюдатели более объективны и беспристрастны, чем наблюдатели от политических партий.
Также участники круглого стола подчеркнули, что общественный контроль и мониторинг необходимо осуществлять на постоянной основе, а не только в единый день голосования. Общественные лидеры должны быть вовлечены во все этапы подготовки и проведения выборов, они также должны содействовать активизации гражданского общества, повышению уровня вовлеченности молодежи в избирательный процесс, повышению гражданской ответственности за участие в выборах.