Накануне 80-летнего юбилея Олжаса Сулейменова мы побеседовали о нем с видным ученым-тюркологом, известным казахстанским государственным и общественным деятелем, доктором филологических наук Мырзатаем Жолдасбековым:
— Мырзатай Жолдасбекович, известные слова Евгения Евтушенко «поэт в России больше, чем поэт» можно в полной мере отнести к личности юбиляра. Какое место, на Ваш взгляд, занимает Олжас Омарович в казахстанской литературе и общественной жизни?
— Я ровесник Олжаса Сулейменова. И хорошо помню, как в 1961 году его поэзия буквально ворвалась в советскую литературу. О его поэме «Земля, поклонись человеку» мгновенно заговорили повсюду. Она звучала в Кремлевском дворце съездов, в Колумбийском университете в Нью-Йорке, в парижской Сорбонне. Весь мир вчитывался в строки, написанные нашим выдающимся соотечественником.
К сожалению, сегодня среди казахскоязычной части интеллигенции звучат неоднозначные оценки творчества Олжаса Омаровича. Что он, дескать, писал на русском языке, а, следовательно, не принадлежит казахской культуре и литературе. Всем таким нашим братьям я настоятельно советую: прежде чем говорить об Олжасе, судить о его месте в литературе, надо достичь его высот, надо встать вровень с ним, и тогда уже, будучи на равных, можно выносить свои суждения.
Олжас Сулейменов – это, действительно, всемирный поэт. Но он еще и гражданин с большой буквы и человек с планетарным мышлением. Естественно, он является патриотом своей Родины. Где бы он ни выступал, он, конечно, представлял, прежде всего, казахский народ. Он достойный продолжатель славы своих предков, среди которых батыр Олжабай. Олжас Омарович известен также как крупный дипломат и государственный деятель. Если хотите, он посланник мира. Свое право так называться он доказал на деле, возглавив всенародное движение «Невада — Семипалатинск», выступившее в 1989 году за закрытие Семипалатинского испытательного полигона. В то время для этого требовалось незаурядное гражданское мужество. В результате, 29 августа 1991 года указом президента Республики Казахстана Н. А. Назарбаева полигон был закрыт.
Еще одна ипостась Олжаса Омаровича – ученый-исследователь. Его работы «Аз и Я», «Язык письма», «Код слова», многочисленные статьи позволяют говорить о нем как о видном ученом-лингвисте и историке. Бытует мнение, что Олжас будучи поэтом берет идеи «из воздуха» и логику подменяет эмоциями. Категорически с этим не согласен. Не часто я встречал в своей жизни людей с такой фантастической работоспособностью и продуктивностью. В его случае вдохновенный поэт уступает место вдумчивому, кропотливому и пытливому ученому-исследователю. Он чрезвычайно строг и требователен к себе, стремясь дойти до самой сути исследуемого явления.
— Вместе с тем его научные идеи поначалу были встречены крайне неодобрительно…
— Всем известно, какая участь постигла его литературоведческую книгу «Аз и Я». Так получилось, что моя работа «Камни заговорили», посвященная памятникам древнетюркской письменности – стелам Кюль-Тегина и Тоньюкука, попала в опалу заодно с книгой Олжаса Омаровича. Она должна была увидеть свет в 1976 году, но после разгрома «Аз и Я» в издательстве «Жазушы» вышла директива приостановить выпуск всех книг на историческую тематику. Таким образом, и мою книгу отложили на дальнюю полку, издать ее удалось только в 2003 году. Но я ничуть не жалею об этом, поскольку годы ожидания были вознаграждены тем фактом, что предисловие к моей книге написал сам Олжас Омарович.
Тогда, в 1975-1976 годах, Олжас Сулейменов подвергся жесточайшей критике и гонениям. Я вспоминаю, как в 1976 году, будучи в Москве, я остановился у моего старого друга, ученого-литературоведа, исследователя творчества Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева, профессора Петра Григорьевича Пустовойта. И его жена Сусанна Андреевна показала мне гранки очередного номера журнала «Вопросы истории», в котором маститые ученые, академики хором бичевали и клеймили Олжаса Сулейменова, как дилетанта, посягнувшего на святая святых специалистов по древнерусской литературе и истории – «Слово о полку Игореве». Мне было по-человечески жаль Олжаса, я поинтересовался, нельзя ли смягчить тон отдельных статей. Мне прозрачно намекнули, что отмашку дали на самом верху. Увы, Олжас тогда оказался в опале. Ему повсюду ставили препоны. Лишь благодаря поддержке первого секретаря Компартии Казахстана Динмухамеда Ахмедовича Кунаева ему удалось избежать забвения. Боюсь, если бы не Кунаев, мы могли бы потерять Олжаса Омаровича. Я считаю, что это одна из высочайших человеческих заслуг Димаша Ахмедовича.
И еще один штрих к портрету Олжаса Омаровича. В 1987 году, когда на мартовском пленуме многие партийные руководители, которые были обязаны Кунаеву и своей карьерой, и своими должностями, обрушились с критикой на бывшего руководителя республики, Олжас Сулейменов оказался едва ли не единственным, кто поддержал Димаша Ахмедовича. Только человек такой прямоты, принципиальности и честности, как Олжас, мог поднять свой голос против мнения большинства.
И в то же время, несмотря на запреты, «Аз и Я» нашла свой путь к сердцу читателя. Я хорошо помню, как в то время, когда книгу изъяли из книжных магазинов, на черном рынке она продавалась за баснословные деньги. А сегодня многие мысли, высказанные Олжасом Омаровичем в «Аз и Я», — о тесном переплетении истории Руси и Степи, о сложных экономических, культурных и духовных связях между тюрками и славянами, свидетельством которых является активное языковое заимствование (чем поэт и объяснил большую часть темных мест «Слова о полку Игореве), о тюркско-славянской культурно-исторической общности – перестали быть чем-то крамольным и прочно вошли в научный обиход и общественный дискурс.
Высокую научную ценность имеют его изыскания о тюркской письменности, об истории казахского народа. Олжас Сулейменов принадлежит не только к блестящей плеяде поэтов-шестидесятников, наравне с Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Булатом Окуджавой, но и к поколению казахстанских писателей, поднявших жанр исторического романа на подлинно научную высоту, таких как Ильяс Есенберлин, Морис Симашко, Ануарбек Алимжанов. Олжасу Омаровичу принадлежит выдающаяся роль в возвращении утраченных страниц истории кочевой цивилизации и в ее «реабилитации», формулой которой стала известная поэтическая строчка «Возвысить степь, не унижая горы». Он демонстрирует, что это самодостаточная, сложная, глубокая и самобытная цивилизация и культура. Олжасу Сулейменову принадлежат такие слова: «Если бы Тюркский каганат не создал ничего другого, кроме орхоно-енисейских надписей, он и тогда занял бы достойное место в мировой культуре».
— В свое время Вам удалось лично познакомиться с «последним евразийцем» Львом Николаевичем Гумилевым. Какую роль в развитии евразийской идеи, на Ваш взгляд, сыграл Олжас Омарович?
— Я считаю, что Олжас Сулейменов стоит у истоков современного прочтения евразийства, которое глава нашего государства Н. А. Назарбаев наполнил прагматичным содержанием в проекте Евразийского экономического союза. Он истинный евразиец. В казахском языке есть прекрасное определение для людей, подобных ему, — дәнекер. Олжас Сулейменов – это связующее звено между национальной и мировой культурой. Его роль в укреплении дружбы между народами евразийского пространства трудно переоценить. Вместе с тем я хочу подчеркнуть: хотя он пишет на русском языке, по своему мироощущению и мировосприятию он глубоко казахский писатель. Казах душой Олжас Омарович гражданин мира и истинный интернационалист. Я всегда был и буду на его стороне. Есть у нас узко мыслящие националисты, которые линчуют Олжаса Сулейменова за его интернационалистскую позицию. Кого же они считают истинным патриотами? Тех, кто выискивает врагов среди других народов? Тех, кто оголтело критикуют власть? Я считают, что истинный патриот, это тот, кто защищает честь своей нации, поднимает ее на международный уровень. И Олжас именно такой человек. Он посол казахов во всем мире. Глядя на него, я думаю, не полюбить казахов невозможно. Потому что Олжас, непревзойденный оратор, влюбляет в себя буквально с первого взгляда, с первых строчек.
— А Вам не кажется, что заслуги Олжаса Омаровича сегодня подзабыты, что его юбилей отмечается не столь широко, как того следовало бы ожидать?
— Да, это обидно. Мне вспомнился 125-летний юбилей Джамбула Джабаева, который отмечался в 1971 году. Я тогда был молодым ученым. Юбилейные торжества проходили во Дворце Республики в Алматы. В зале находился президиум, делегации со всех концов мира. О творчестве Джамбула говорили с высокой трибуны. А что сейчас? 300-летие Абылайхана отметили в Кокшетау. 350-летие великого нашего оратора и бия Толе Би празднуют в Жамбылской и Южно-Казахстанской областях, потому что он выходец из этих регионов. Торжества по случаю 170-летия Абая прошли на его родине в Семипалатинске. 170-й юбилей Джамбула отмечаем в Жамбылской области. Вот так незаметно мы делим наше культурное и историческое наследие по регионам, хотя президент Н. А. Назарбаев подчеркивает, что основа казахстанской идеологии – это единство.
В конце концов, есть у нас великие люди. И их величие надо признавать и отмечать при жизни. Один из таких людей – Олжас Омарович Сулейменов. Я не против того, что людям тяжелого труда – фермерам, скотоводам, шахтерам присваивалось звание «Қазақстанның Еңбек Ері» («Герой Труда Казахстана»), но я убежден, что Олжасу давно следовало бы вручить эту награду. Он давно достиг вершины своей трудовой и творческой деятельности. Недавно мы отмечали его 80-летие в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева. Никого из руководства не было. Затем была встреча в библиотеке. Народ любит Олжаса, а вот в чиновничьей среде о дате забыли. Я с этим не согласен. Когда ты уйдешь из жизни, ты знать не будешь, как тебя любят и почитают соотечественники. Если мы можем что-то сделать для человека – надо это делать при жизни. А Олжас Сулейменов этого достоин.
Я считаю за счастье, что мне в жизни удалось соприкоснуться с этим замечательным человеком. Олжас – человек потрясающей энергетики, харизмы, обаяния. Надо гордиться, что у нас есть такой современник. Ему исполняется 80 лет. Дай бог ему здоровья, он нужен не только Казахстану, он нужен человечеству. Его голос, его идеи, его гражданская позиция должны быть услышаны во всем мире.
Беседовала Жанар Тулиндинова