Проект «Молодёжная школа «Берлек»

В июне 2018 г. Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» завершил работу над проектом «Молодёжная школа «Берлек», реализованным с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.Идея социально значимого проекта была сформулирована сотрудниками Центра «Берлек-Единство довольно давно. Этому способствовало участие экспертов Центра в образовательных и просветительских проектах Российского союза молодежи, Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и других организаций.

В июне 2018 г. Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» завершил работу над проектом «Молодёжная школа «Берлек», реализованным с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Идея социально значимого проекта была сформулирована сотрудниками Центра «Берлек-Единство довольно давно. Этому способствовало участие экспертов Центра в образовательных и просветительских проектах Российского союза молодежи, Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и других организаций. Как показал опыт, для молодых людей (студентов вузов постсоветского пространства) наиболее привлекательным форматом получения новых знаний и формирования профессиональных компетенций в области международных отношений являются интерактивные занятия с практикующими в профильных сферах экспертами-тренерами. В то же время зачастую подобные образовательные проекты обладают характерной чертой – интесив-курс проходит в течение 3-5 дней. У такой модели есть явное преимущество в виде компактности курса, однако это же может стать их недостатком.

В свою очередь, Молодежная школа «Берлек» является просветительским проектом в формате шестимесячной научно-образовательной программы для российских студентов, обучающихся основам зарубежного регионоведения, политологии, международных отношений, востоковедения. Слушателями Школы стали студенты-граждане России и стран Центральной Азии, обучающиеся в ведущих вузах Республики Башкортостан (200 студентов-благополучателей), в чью профессиональную область интересов отнесены политические, социальные, экономические, культурные и иные процессы, происходящие в мире.

«… Процессы, происходящие в мировой политике сегодня, актуализируютдля будущих международников, регионоведов и политологов умениенаходить среди гигантского объема информации ту необходимую частьданных, которую можно использовать для анализа тех или иных событий. Учитесь быть объективными и беспристрастными, берите пример ссегодняшних гостей и с тех, кто будет приезжать к вам в рамках Школы«Берлек» в дальнейшем» — руководитель Геополитического центра «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев.

Социальная особенность и значимость образовательной программы заключается в том, что она не входит в цикл общепринятых учебно-образовательных программ курсов (дисциплин), установленных в соответствии с ФГОС ВО, и реализована некоммерческой организацией «Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» в партнёрстве с ведущим вузом Республики Башкортостан ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» на исключительно просветительской основе. Сама программа служит дополнением для изучения в дальнейшем целого ряда дисциплин, касающихся развития партнёрских отношений России со странами Центральной Азии в современном мире.

«… С недавних пор мы начали активную работу по перестроениюклассического образовательного процесса в практико-ориентированный ипроектный – это то, что актуально сейчас во всем мире. И, забегая вперед, отмечу, что те знания, умения и практические навыки, которые вам даются врамках Школы «Берлек», соответствуют тому, к чему ВУЗы придут вближайшем будущем» — заведующая кафедрой «Международные отношения, история и востоковедение» Института экономики и сервиса УГНТУ, д-р ист. наук, профессор Светлана Галиуллина.

География проекта также обусловлена рядом объективных факторов. Республика Башкортостан представлена поликультурным, поликонфессиональным и многонациональным обществом, а её территорию населяют в большей степени родственные с центрально-азиатскими народы. Однако, даже несмотря на все факторы этнической и культурной близости Башкортостана с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, молодёжь Башкортостана также подвержена рискам формирования по отношению к гражданам этих стран стереотипов, которые являются катализаторами социальной неприязни, «мигрантофобии», и формируют общее негативное отношение к названным государствам.

При подготовке социально значимого проекта эксперты Центра «Берлек-Единство» руководствовались тем, что для России немаловажно развитие экономического взаимодействия со странами Центральной Азии, чему также могут мешать вышеозначенные факторы. В результате распада СССР исчезли существовавшие моногосударственные торгово-экономические связи между бывшими административными субъектами единого государства. Сегодня процессы восстановления объемов утраченных торгово-экономических отношений только набирают обороты, попеременно сталкиваясь с естественными процессами выстраивания экономических барьеров новообразованных государств. В настоящее время решение задач по наращиванию торгово-экономического взаимодействия стран постсоветского пространства в также отводится интеграционным экономическим организациям наднационального уровня. В этих условиях руководство государств отмечает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе международников и востоковедов, что будет отвечать целям интенсификации в том числе и экономического взаимодействия новообразованных государств постсоветского пространства.

«… Преимущества в использовании эффектов и последствий глобализацииэкономики получат те страны, которые сумеют добиться опережающейкапитализации общественных отношений и превращения человеческогокапитала в социальный капитал. Формирование современной социальнойструктуры и опирающегося на него социального капитала можно считатьосновным направлением обеспечения конкурентоспособности любойстраны в первой четверти XXI в.» — д-р филос. наук, координатор Экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов.

Молодежная школа «Берлек» была проведена в 6 этапов, 5 из которых образовательно-тренинговые и 1 подготовительный. Первый образовательно-тренинговый этап «Национальные интересы Российской Федерации в Центральной Азии» реализовывался в феврале этого года. В этот период студенты изучили общие вопросы взаимодействия России и стран центрально-азиатского региона. Последующие образовательно-тренинговые этапы аналогично проводились в течение месяца (с марта по май), каждый из которых был посвящен перспективам интеграционного партнерства России с конкретным государством Центральной Азии — Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном соответственно. Успешное овладение знаниями по программе проекта обусловлено также высоким процентом практических форм занятий — постоянную и систематическую работу студентов-благополучателей на интенсив-лекциях, презентациях, практикумах, скайп-ивентах и деловых играх.

В ходе Молодежный школы «Берлек» слушатели проекта встретились более чем с 20 практикующими экспертами – представителями научно-академического и общественного сообществ указанных государств. Среди приглашенных гостей: канд. эконом. наук, доцент Денис Щербаков – директор Центра развития международной деятельности Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва), Эдуард Полетаев – Президент Общественного фонда «Мир Евразии» (г. Алматы), Акбота Жолдасбекова – декан факультета Международных отношений Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана), Бахтиёр Эргашев – руководитель Центра исследовательских инициатив «Ma’no» (г. Ташкент), Алибек Тажибаев – руководитель Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Астана), Сергей Масаулов – д-р филос. наук, координатор Экспертной платформы «Большая Евразия» (г. Москва), а также другие специалисты и эксперты.

«… Особо импонирует в проведенной работе то, что был привлеченширокий круг экспертов, прежде всего, из стран центрально-азиатскогорегиона, которые передавали свой опыт и знания российским студентам. Также можно приветствовать использование социологического подхода(анкетирования) на общую тему «Страны Центральной Азии глазамистудентов российских вузов» при оценке результатов работы студентовМолодежной школы» — Президент Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.

Реализованный проект Молодежной школы «Берлек» показывает, что представители студенческой молодежи выступают акторами будущего сближения России и обозначенных государств Центральной Азии. Именно молодежь, которая сегодня формирует свои профессиональные компетенции и имеет определенный багаж знаний о культурно-исторических, экономических и политических связях России с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном в будущем станет конкурентоспособной, высококвалифицированной силой российской общественности.

Реализация проекта позволила создать международное экспертно-образовательное пространство, способствующее росту профессионализма студентов-благополучателей и научно-академического интереса к историко-культурным, социальным и иным связям России с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.

Молодежная школа «Берлек» привила студентам систематические знания и практические компетенции о значимости историко-культурных, социальных и иных связей России с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, которые в дальнейшем будут использованы ими в профессиональной деятельности. В свою очередь это способствует:

— нивелированию рисков возникновения социальной напряженности в молодежной среде (в системе межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, в том числе социальную неприязнь, «мигрантофобию», риски этнических конфликтов);

— преодолению негативных стереотипов в отношении стран центрально-азиатского региона;

— формированию и систематизации знаний о текущих социально-экономических, политических, культурных и иных процессах современности в условиях «информационного плюрализма».

По завершению Молодежной школы «Берлек» эксперты Геополитического центра выпустили аналитический доклад «Методические рекомендации по реализации гуманитарных проектов в молодежной среде: Россия – Центральная Азия». В своем исследовании сотрудники проекта выявили, что в гуманитарной области, связанной с изучением социально-политических, экономических, культурных и иных процессов, формируется особый социальный заказ на установление реального диалога с экспертным сообществом, способным предметно представить проблемный аспект. Авторы доклада сформировали рекомендации для общественных организаций по реализации подобных Молодежной школе «Берлек» гуманитарных проектов.

«Работа структурно представлена двумя главами. В первой главе мыпопытались донести читателю идею о значимости социально-гуманитарногопроектирования в решении значимых проблем молодёжи. Подробноостановились на общетеоретических основах социально-гуманитарногопроектирования и предметно разобрали преимущества проектной работы.Вторая глава содержит методические рекомендации по реализациигуманитарных проектов в молодёжной среде на конкретном примере – получившем поддержку Фонда президентских грантов в текущем 2018 годупроекте «Молодежная школа «Берлек» — презентация аналитического доклада руководителем сектора изучения этнополитики и конфликтологии Геополитического центра «Берлек-Единство» Артуром Сулеймановым.

В конце июня на базе медиацентра «Россия-Башкортостан» эксперты Центра «Берлек-Единство» провели пресс-конференцию по результатам реализованного проекта. Сотрудники организации представили результаты завершенного социально значимого проекта журналистам, и ответили на вопросы о полученных результатах:

  • были созданы максимально благоприятные условия для изучения слушателями Школы актуальных материалов в сфере политологии, истории и экономики, касающихся интеграционного взаимодействия России и стран Центральной Азии;
  • повысилась мотивационная активность и гражданская позиция студентов-благополучателей к участию в общественно-значимых мероприятиях, направленных на укрепление межкультурного и межэтнического диалога между народами на пространстве СНГ;
  • сформирована методическая система внедрения международных экспертных площадок в образовательный процесс с целью развития профессионализма и самореализации студентов-благополучателей;

«…Подобные проекты должны поддерживаться на государственном уровнеи быть включены в государственную молодежную политику, основной цельюкоторой должно стать расширение возможностей для самореализациимолодежи и усиление ее потенциала» —  Международное информационное агентство «Fars News», Азиз Пиримкулов.

Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» благодарит всех участников и партнёров за поддержку в проведении «Молодёжной школы «Берлек» и выражает уверенность в том, что подобные инициативы дают новый толчок развитию научной мысли среди молодёжи и её дальнейшему стремлению к знаниям.

 

Геополитический центр «Берлек-Единство»

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *