Для многих государств мира сегодня актуализировалась проблема необходимости модернизации экономики. Низкие мировые цены на сырьевые ресурсы вынуждают экспортно-сырьевые экономики искать новые источники доходов. Несмотря на то, что подход каждого государства к диверсификации собственной экономики уникален, существуют общие для стран экономические инструменты отхода от сырьевой зависимости. Центрально-азиатские столицы также ориентируют экономические и институциональные реформы в это направление.
Наиболее яркими последними нововведениями в социально-экономической среде отметились две республики Центральной Азии – Казахстан и Узбекистан. Астана уже несколько лет реализует программу форсированного индустриально-инновационного развития, приступив ко второму этапу государственной программы. В Узбекистане, в свою очередь, также заявляются подобные инициативы. В прошлом году лидер государства обозначил начало программы модернизации экономики страны.
Здесь стоит отметить, что понятия индустриализация и модернизация не тождественные друг другу. Однако реформы Астаны и Ташкента сопоставимы. По своей сути, государства стараются нарастить объемы промышленного производства несырьевого сектора. Тем не менее, для этого Казахстану и Узбекистану требуется обеспечить не только рост числа участников сектора обрабатывающей промышленности, но и создать соответствующие условия либерализации экономики.
В этом отношении впереди Астана, которая предоставляет бизнесу и иностранным инвесторам лучшие условия работы в сравнении с другими государствами ЕАЭС и СНГ. В Казахстане ощутимо ниже уровень налогообложения, успешно функционируют механизмы защиты инвестиций, равно как и принимаются новые инициативы в этих областях. В региональном срезе казахстанская модель модернизации экономики пока выигрывает за счет конкурентоспособности правового поля сектора предпринимательства. Стоит отметить, что на территории постсоветского пространства сегодня наблюдаются процессы конкуренции юрисдикций. Иными словами, иностранные инвесторы склонны вести свою деятельность в странах с большей степенью свободы экономики и предоставлением гарантий протекции деятельности.
Узбекистан, в свою очередь, пока не может похвастаться наличием интенсивной политики либерализации режима деятельности бизнеса и иностранных инвесторов. Однако Ташкент идет по собственному пути развития, и не сдает лидирующих позиций во многих отраслях. Например, Узбекистан представлен наиболее развитой в регионе машиностроительной отраслью, в то время как в Казахстане модернизация этого сектора проходит крайне медленно, несмотря на принятые почти десятилетие назад меры поддержки. К тому же, новые инициативы Ташкента направлены именно на разгосударствление экономики. Согласно заявлениям официальных властей Узбекистана, основные реформы в области либерализации экономики будут проведены до 2020 года.
Тем не менее, в гонке инвестиций в Центральной Азии по-прежнему лидирует Казахстан. Однако это обусловлено далеко не только действующими механизмами защиты иностранного капитала. Множество инвестиционных потоков, привлекаемых в Казахстан, направлено в инфраструктурные проекты. Этот фактор является одним из определяющих для Астаны, так как именно Казахстану сегодня отводится роль транспортного моста между Европой и Китаем. Огромное влияние на это оказали интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза. Наднациональная организация и обусловила интерес иностранных инвесторов к инфраструктурным проектам, так как таможенная союз Казахстана, России и Беларуси обеспечит транзитный коридор Китай-Европа. В этой связи другим странам центрально-азиатского региона было бы верным взять на вооружение опыт Казахстана. В частности, Узбекистан, как внутриконтинентальное государство, может использовать те же инструменты привлечения инвестиций, что могло бы ускорить и модернизацию экономики.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»
Наиболее яркими последними нововведениями в социально-экономической среде отметились две республики Центральной Азии – Казахстан и Узбекистан. Астана уже несколько лет реализует программу форсированного индустриально-инновационного развития, приступив ко второму этапу государственной программы. В Узбекистане, в свою очередь, также заявляются подобные инициативы. В прошлом году лидер государства обозначил начало программы модернизации экономики страны.
Здесь стоит отметить, что понятия индустриализация и модернизация не тождественные друг другу. Однако реформы Астаны и Ташкента сопоставимы. По своей сути, государства стараются нарастить объемы промышленного производства несырьевого сектора. Тем не менее, для этого Казахстану и Узбекистану требуется обеспечить не только рост числа участников сектора обрабатывающей промышленности, но и создать соответствующие условия либерализации экономики.
В этом отношении впереди Астана, которая предоставляет бизнесу и иностранным инвесторам лучшие условия работы в сравнении с другими государствами ЕАЭС и СНГ. В Казахстане ощутимо ниже уровень налогообложения, успешно функционируют механизмы защиты инвестиций, равно как и принимаются новые инициативы в этих областях. В региональном срезе казахстанская модель модернизации экономики пока выигрывает за счет конкурентоспособности правового поля сектора предпринимательства. Стоит отметить, что на территории постсоветского пространства сегодня наблюдаются процессы конкуренции юрисдикций. Иными словами, иностранные инвесторы склонны вести свою деятельность в странах с большей степенью свободы экономики и предоставлением гарантий протекции деятельности.
Узбекистан, в свою очередь, пока не может похвастаться наличием интенсивной политики либерализации режима деятельности бизнеса и иностранных инвесторов. Однако Ташкент идет по собственному пути развития, и не сдает лидирующих позиций во многих отраслях. Например, Узбекистан представлен наиболее развитой в регионе машиностроительной отраслью, в то время как в Казахстане модернизация этого сектора проходит крайне медленно, несмотря на принятые почти десятилетие назад меры поддержки. К тому же, новые инициативы Ташкента направлены именно на разгосударствление экономики. Согласно заявлениям официальных властей Узбекистана, основные реформы в области либерализации экономики будут проведены до 2020 года.
Тем не менее, в гонке инвестиций в Центральной Азии по-прежнему лидирует Казахстан. Однако это обусловлено далеко не только действующими механизмами защиты иностранного капитала. Множество инвестиционных потоков, привлекаемых в Казахстан, направлено в инфраструктурные проекты. Этот фактор является одним из определяющих для Астаны, так как именно Казахстану сегодня отводится роль транспортного моста между Европой и Китаем. Огромное влияние на это оказали интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза. Наднациональная организация и обусловила интерес иностранных инвесторов к инфраструктурным проектам, так как таможенная союз Казахстана, России и Беларуси обеспечит транзитный коридор Китай-Европа. В этой связи другим странам центрально-азиатского региона было бы верным взять на вооружение опыт Казахстана. В частности, Узбекистан, как внутриконтинентальное государство, может использовать те же инструменты привлечения инвестиций, что могло бы ускорить и модернизацию экономики.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»
Источник:http://ia-centr.ru/publications/22509/