Россия и Казахстан будут совместно развивать транспортно-логистическую инфраструктуру

Опубликовано: 05.10.2016

Россия и Казахстан будут совместно развивать транспортно-логистическую инфраструктуру

XIII форум межрегионального сотрудничества, прошедший в Астане 3-4 октября, был проведен с поистине столичным размахом. 900 участников, 400 из которых прибыли из России, насыщенная двухдневная программа конференций и панельных дискуссий, четыре десятка подписанных соглашений и меморандум о реализации совместных проектов стоимостью 27 млрд долларов. Хотя основной темой форума было обозначено развитие транспортно-логистического потенциала, первой на обсуждение была вынесена проблема восстановления объемов взаимной торговли между Россией и Казахстаном.

Ее с ходу обозначил российский президент Владимир Путин во время встречи в Акорде, призвав лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева предпринять совместные усилия для того, чтобы «нивелировать негативные факторы в двустороннем торговом сотрудничестве».

К сожалению, у российского и казахстанского президентов есть все основания для беспокойства. В докризисный период объем товарооборота между нашими странами составляла 20 млрд долларов США, а в 2015 году снизилась до 15,5 млрд. Помимо фиксации собственно экономических потерь, эти показатели наносят урон имиджу интеграционного объединения, ядром которого являются Россия и Казахстан – Евразийского экономического союза, который создавался в том числе и для увеличения взаимной торговли.

Президент Казахстана, выступая на казахстанско-российском бизнес-форуме, представил собственное видение причин падения товарооборота. Большинство из них, по его мнению, имеют внешний характер, - это санкции, а также снижение стоимости биржевых товаров, которыми активно торгуют наши страны.

«В этих условиях нам надо придать новый импульс повышению товарооборота, - призвал бизнес-сообщества двух стран Нурсултан Назарбаев. - Все предпосылки у нас есть, по стоимости снизились, а по физическому объему те товары, которыми мы торговали, они продолжаются и умножаются».

Толчок к росту взаимной торговли, по мнению казахстанского президента, может придать создание совместных российско-казахстанских предприятий. Сегодня их уже насчитывается около 6 тысячи. Российским предпринимателям, которые будут вкладывать в экономику, Казахстана Нурсултан Назарбаев пообещал создать «домашние условия».

«Мы осознаем, насколько экономика России больше по объему и по технологическому опыту, чем Казахстана, - не удержался от комплимента казахстанский президент. - Мы выбираемся из определенного нам положения в бывшем Союзе - сырьевой экономики, тем ценнее и незабываемее будет сейчас поддержка и помощь российского бизнеса в нашей работе по индустриализации Казахстана и инфраструктурным проектам. Уверен, что это укрепит и далее наши близкие союзнические отношения и доверенные отношения, которые всегда были и будут. Со своей стороны Казахстан всегда будет надежным партнером».

Очевидно, что российский бизнес охотно откликается на приглашение казахстанского президента и активно инвестирует в Казахстан. В кулуарах форума мы побеседовали с генеральным директором ТОО «Эфко Алматы» Нуржаном Кожамуратовым. Это предприятие – не просто торговое представительство российской аграрно-промышленной корпорации «Эфко». Россияне инвестировали 10 млрд тенге в модернизацию масло-жирового комплекса в Алматы, внедрили на заводе современные технологии. Работу на реконструированном производстве получили 750 человек.

По словам Кожамуратова, сегодня предприятие способно обеспечить на 100% потребность казахстанского рынка в жирах и маргаринах и нацеливается на экспорт. «Мы наладили поставки жиров и маргарина в страны Центральной Азии. Помимо этого мы начали отгрузки растительного масла в Китай – это огромный рынок с большим потенциалом. Помимо этого мы собираемся поставлять шрот – корма для птицефабрик – в страну Центральной Азии и Исламскую Республику Иран», - поделился планами предприниматель.

В целом сегодня в России ведется масштабная работа по содействию экспорту. Объем поддержки российского экспорта в текущем году ориентировочно составит 8 млрд долларов, а число охваченных субсидиями компании – 200, заявил Владимир Путин на бизнес-форуме. Помимо этого, создан Российский экспортный центр, оказывающий помощь в продвижении конкурентной продукции на внешние рынки.

Российский лидер выразил уверенность, что, несмотря на непростые условия, правительство и деловое сообщество РФ предпримет усилия для возвращения взаимной торговли с Казахстаном на траекторию устойчивого развития.

Очевидно, что рост взаимной торговли невозможен без развития транспортно-логистической потенциала – это тема, собственно говоря, и была заявлена центральной на XIII форуме межрегионального сотрудничества.

И Назарбаев, и Путин в ходе мероприятия не раз подчеркивали, что обе страны заинтересованы в развитии своего транспортного потенциала.

«Взаимный интерес наших государств лежит в плоскости создания мощной транспортно-логистической инфраструктуры между Европой и Азией», - заявил казахстанский президент.

Нурсултан Назарбаев констатировал успехи, достигнутые Казахстаном в формировании транспортных коридоров по направлению Восток – Запад, Север – Юг.

Как отметил казахстанский лидер, новые маршруты, проходящие через Казахстан из Китая в Россию и Европу, а также через Каспийское море на Кавказ и Турцию, сокращают время доставки грузов в среднем в два раза по сравнению с традиционные морскими путями.

Также Назарбаев упомянул новый железнодорожный маршрут, соединяющий Россию и Персидский залив, проходящий по территории Казахстана и Туркменистана на Персидский залив. «Это сквозная железная дорога на Ближний Восток без перевала с одного вида транспорта на другой. Время перевозки грузов из Сибири и с Урала в страны Ближнего Востока сокращается на четверо суток. Таких возможностей раньше не было», - подчеркнул казахстанский лидер.

Владимир Путин в целом разделил оптимизм Нурсултана Назарбаева, отметив, что Россия и Казахстан находятся на перекрестке основных торговых путей между Европой и Азией, располагая при этом разветвленной сетью железных и автомобильных дорог. Это позволяет им обеспечить высокий уровень безопасности перевозок, считает российский президент. Однако, по его мнению, пока этот колоссальный транзитный потенциал используется не в полной мере.

Чтобы максимально эффективно реализовать этот потенциал России и Казахстану следует сообща строить транспортную инфраструктуру, унифицировать правила перевозки и оказания логистических услуг, уверен Путин. Постановка столь масштабных задач, безусловно, требует привлечения серьезных ресурсов, однако, по мнению президента России, эти вложения окупятся.

«Строительство крупных транспортных коридоров обеспечит условия для ускоренного экономического роста, откроет новые возможности и для развития регионов, позволит повысить их инвестиционную привлекательность, активизировать межрегиональную кооперацию, создавать дополнительные рабочие места», - подчеркнул президент РФ.

Владимир Путин отметил, что Россия и Казахстан успешно подключились к ряду международных транспортных проектов и коридоров. Ключевым из них является строительство транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай. Причем, как было заявлено на форуме, казахстанская сторона практически завершила строительство своего участка автомагистрали (остался небольшой отрезок трассы, соединяющий Алматы - Достык). Теперь дело – за российскими участниками проекта.

Обсудили главы государств и вопросы технического характера. К примеру, Назарбаев привел цифры, согласно которым на долю Казахстана и России приходится менее 0,1% контейнеров (или 100 тыс. из 22 млн), перемещаемых всеми видами транспорта между Азией и Европой.

Конечно, это недопустимо низкие показатели. Нурсултан Назарбаев призвал своего российского коллегу не мириться с подобным положением вещей, а использовать в полной мере преимущества географического расположения России и Казахстана. «Хочу особо отметить, что в этой сфере мы являемся стратегическими партнерами, а не конкурентами… Особенностями наших стран является их территориальная обширность и географическое расположение между Европой и Азией. Эти особенности надо превратить в конкурентное преимущество», - подчеркнул Назарбаев.

Помимо этого, обеим странам необходимо проработать вопрос о дозагрузке железнодорожных контейнеров, следующих из Европы в Китай транзитом через территорию Казахстана и России. Объем контейнерных перевозок по этому маршруту вырос в последние годы более чем в два раза. Китайские партнеры жалуются, что назад вагоны возвращаются пустыми. Нурсултан Назарбаев предложил продумать, какими товарами казахстанские и российские предприниматели могут загрузить вагоны, следующие обратно из Европы в Китай.

Часть этих рабочих вопросов призвана решить созданная в 2014 году Объединенная транспортно-логистическая компания , акционерами которой на равных паях (по 33%) являются ОАО «Российские железные дороги», Национальная компания «Казахстан темир жолы» и Белорусской железной дороги.

Продолжение следует.

Жанар Тулиндинова.