Рынок авиаперевозок между Казахстаном и Россией: проблемы и перспективы

В целом, авиаотрасли пришлось пережить ряд серьезных потрясений. Сначала коронавирус стал серьезным испытанием на прочность для авиаперевозчиков. Если, говорить о казахстанско-российском авиарынке, то не успев прийти в себя после коронавирусного шторма, он столкнулся с санкциями и ограничениями из-за конфликта на Украине

В целом, авиаотрасли пришлось пережить ряд серьезных потрясений. Сначала коронавирус стал серьезным испытанием на прочность для авиаперевозчиков. Если, говорить о казахстанско-российском авиарынке, то не успев прийти в себя после коронавирусного шторма, он столкнулся с санкциями и ограничениями из-за конфликта на Украине.

Стоит заметить, что рынок авиаперевозок между двумя странами до 2022 года был сильно монополизирован. До 2016 г. в Казахстан с российской стороны летала компания «Трансаэро», потом ее место занял «Аэрофлот». Причем, эксперты уверенно говорят о лоббировании интересов национального перевозчика «Air Astana», который летал в Москву с «Аэрофлотом» на паритетных началах. Такая дуополия давала возможность держать очень высокий ценник.

После начала СВО, факт того, что 49% акций «AirAstana», а также дочерней «FlyArystan» принадлежат британской компании BAE Systems положил конец монополии рынка казахстанско-российских авиаперевозок из-за высокого риска вторичных санкций.

Место «Air Astana» после прекращения полетов в Россию в марте 2022 года занял «SCAT». Но в силу меньшего размера флота данная компания не могла обеспечить паритет рейсов с «Аэрофлотом». Понимая это, авиационные власти Казахстана стали расширять авиасообщение, причем пошли они по пути расширения полетов через второстепенные города. Как показывает мониторинг онлайн-ресурсов по продаже билетов, в основном с российскими пассажирами в Казахстан дело обстоит так, на своем борту они долетают до Астаны, после чего их подхватывает «SCAT», и летит с ними до места назначения в Казахстане. Стыковые рейсы формируются со всеми ведущими российскими авиакомпаниями, правда в результате время полета растягивается до полутора суток.

За 2022 год российские авиакомпании перевезли 95 млн пассажиров, а казахстанские 11 млн, что стало рекордом. В Казахстане прирост имел место именно в международном сегменте. А причины роста нужно искать в целом ряде обстоятельств: либерализация рынка авиаперевозок, миграция граждан России в Казахстана после начала СВО и мобилизации.

Расширение авиасообщения между регионами Казахстана и России стало возможным после очередного заседания подкомиссии по транспорту Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Россией и Казахстаном, которое проходило в апреле 2023 года.

 

По ситуации на текущий период число ежедневных рейсов перевалило за несколько десятков, цены на перелеты снизились.

Сетка авиаперелетов этого сезона включает следующие доступные рейсы:

В Актау возможно прилететь прямым авиарейсом из Астрахани, Махачкалы, Минеральных вод, Москвы.
Из Актобе можно улететь в Казань.
Из южной столицы Алматы, прямым рейсом можно отправиться в Екатеринбург, Иркутск, Казань, Красноярск, Минеральные Воды, Москву, Новосибирск, Сочи, Уфу.
Астана немного уступает Алматы по возможностям прямых авиаперелетов в Россию. Прямые перелеты возможны в Екатеринбург, Казань, Красноярск, Минеральные Воды, Москву, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург и Уфу.
В рамках развития возможностей перелетов из второстепенных городов запущены рейсы в Москву из Атырау, Караганды, Костаная, Шымкента.
Из Тараза без пересадок можно улететь в Екатеринбург и Казань, а из Усть-Каменогорска можно напрямую улететь в Москву и Новосибирск.

Авиасообщение обеспечивают 5 авиакомпаний со стороны России и 2 со стороны Казахстана. При этом сообщение между странами характеризуется серьезным дефицитом перевозки. Рейсы в Казахстан сейчас выполняют компании, которые преимущественно летают на узкофюзеляжных SSJ100, которые практически не способны высокие объемы перевозки, особенно в силу более высокой стоимости кресла. «Utair» выполняет полеты на более вместительном Boeing737-500, причем только в одном направлении. С казахстанской стороны полеты выполняют «SCAT» и «Qazaq Air», которые также работают на небольших по вместительности судах.

В конце 2022 г. «Аэрофлот» выкупил у ирландского лизингодателя 10 самолетов. И это сделало возможным возврат самолетов «Аэрофлота» с 1 февраля 2023 г. в казахстанское небо. Полеты стали осуществляться на самолетах семейства Airbus A320.

Кроме того, анонсировано возвращение в Казахстан российской S7, которой путь в наше небо оказался закрыт из-за двойной регистрации бортов перевозчика. Казахстан здесь придерживается максимально жесткой позиции из-за высоких санкционных рисков. Действуя по примеру «Аэрофлота» сибирский перевозчик выкупил в лизингодателя определенное количество бортов, что позволило ему найти общий язык с авиационными властями Казахстана.

Посмотрим, как авиакомпании Казахстана и России распределены по маршрутам.

«Аэрофлот» выполняет от двух рейсов в день в крупнейшие города Казахстана. В частности, компания летает из московского аэропорта «Шереметьево» в Алма-Ату 16 раз в неделю, в Астану – 14 раз в неделю, в Атырау «Аэрофлот» — 3 раза в неделю.

«Россия» летает из Москвы в Караганду, Актау и Костанай, из Красноярска – в Алма-Ату и Астану. Кроме этого, из России в Казахстан летают «Red Wings» и «Азимут», у которых в парке тоже есть SSJ100.

Очень динамично развивает свою маршрутную сетку казахстанский «SCAT». В частности, именно эта компания недавно назначена официальным перевозчиком между Татарстаном и Казахстаном. Интересно, что «SCAT» со своим маршрутом из Казани в Тараз, не вступает в прямую конкуренцию с российской «Red Wings», летающей из Казани в Астану и Алма-Ату. «SCAT» в своей стратегии делает ставку на транзитный пассажиропоток, который по прибытии в Астану делает пересадку на его борта, так как пролет по небу Казахстана имеют не все. И речь здесь идет о пассажирах-бизнесменах, а не туристах.

Кстати, если российские компании активно выкупают борта у лизингодателей, то «SCAT» тоже наращивает флот, но действует иным образом. Принципиальная позиция компании, не пользоваться лизинговыми бортами. Именно этот факт позволил им максимально быстро заместить в российском небе «Air Astana». Не так давно компания заявила о дополнительном заказе на семь самолетов 737 Max 8 для расширения парка самолетов. Пополнение флота «SCAT» семью самолетами повысит провозную емкость авиакомпании, положительно повлияет на своевременность выполнения расписания и предложения авиабилетов, а также позволит компании расширить собственные маршрутные сети и предложить пассажирам еще больше направлений.

После того, как вопрос с рейсами S7 в Казахстан сдвинялся с мертвой точки, российские авиационные власти для соблюдения принципа паритета бортов разрешили компаниии «QAZAQ AIR» полеты в Новосибирск. Удобный для перелетов на восток России стыковочный аэропорт Новосибирска стал доступен для прямого перелета из Астаны с 15 января 2024 года. Полеты осуществляются на воздушном судне канадского производства De-Havilland Dash 8-Q400 новой генерации два раза в неделю. В планах открытие полетов в Челябинск.

С 12 марта 2024 год начались регулярные рейсы S7 в Казахстан из Новосибирска в Усть-Каменогорск. Полеты будут осуществляться на лайнерах Airbus A320, в салоне которого могут разместиться 174 пассажира в экономклассе. Время в пути — около 1 часа 20 минут.

После введения санкций в прошлом году Казахстан остается для россиян одним из немногих окон в мир. Большой потенциал развития авиаперевозок между Россией и Казахстаном существовал и в прошлом десятилетии, но он не был реализован из-за строгих ограничений межправительственных соглашений. Расширение авиасообщения между Казахстаном и Россией будет способствовать дальнейшему развитию торгово-экономического, туристического и культурно-делового сотрудничества между двумя странами.

Направления в Республику Казахстан сегодня могут быть вдвойне интересны для российского бизнеса, так как Казахстан не находится под санкциями. Вполне ожидаемая либерализация перевозок на маршрутах между двумя странами приведет к усилению конкуренции и повышению ценовой доступности полетов.

Из проблем стоит отметить, отсутствие существенных драйверов роста пассажиропотока в дальнейшем, но падения пассажиропотока в ближайшие годы также не предвидится.

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *