«СРЕДИННЫЙ КОРИДОР» КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

Опубликовано: 14.04.2023

«СРЕДИННЫЙ КОРИДОР» КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

Продолжающийся конфликт на Украине, и связанная с этим геополитическая турбулентность и экономические риски, обусловленные отрицательным влиянием санкций, обусловили актуальность участия Казахстана в развитии нового логистического маршрута, т.н. «Срединного коридора» (Транскаспийского международного транспортного маршрута), соединяющего Китай и ЕС в обход России и Белоруссии. Пересекая Каспийское и Чёрное моря, маршрут является альтернативой «Северному коридору» Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия – Польша – Германия. Интерес стран Запада в актуализации данного маршрута понятен, так как товары по «Срединному коридору» пойдут до Венгрии, оттуда – в Австрию, из Австрии – в Германию и оттуда в Польшу. Смысл такой логистики понятен: лишить Москву и Минск транзитного статуса и финансовых прибылей, тем самым сформировать еще один рычаг давления. Анализ показывает, что глубина санкций близка к своему максимуму, и вполне ожидаемо, что теперь может последовать расширение санкционного давления, в том числе и на партнеров России и Беларуси.

При всем этом, стоит принять во внимание, что идея альтернативного маршрута возникла не на пустом месте. Она связана с идеей диверсификации транспортных потоков, формирования альтернативных маршрутов поставок для менеджмента рисков.

7 ноября 2013 г. в рамках II Международного транспортно-логистического бизнес-форума «Новый Шелковый путь» в г. Астана руководителями АО «Национальная компания «Қазақстан темiр жолы», ЗАО «Азербайджанские железные дороги», АО «Грузинская железная дорога» было подписано Соглашение об учреждении Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ/TITR).

В декабре 2016 года участники Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (Казахстан, Азербайджан, Грузия) решили институализировать структуру и объявили о создании Международной ассоциации с аналогичным названием.

С февраля 2017 года Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут» приступила к своей деятельности. Сегодня данная структура представляет собой альянс компаний Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции со штаб-квартирой в Анкаре. Резко повысил значимость данного проекта конфликт на Украине. Ассоциация перестала быть просто перспективной бизнес-идеей. Теперь проект приобрел стратегическую важность не только для учредителей. Из-за разрыва традиционных логистических цепочек страны Запада активно приступили к поискам коридора для доступа к жизненно важным ресурсам, особенно энергии, на Кавказе и в Центральной Азии в обход России.

В июне прошлого года вопросы развития «Срединного коридора» стали предметом диалога высокого уровня. Главы внешнеполитических и транспортных ведомств Казахстана, Азербайджана и Турции пришли к единодушному пониманию того, что развитие ТМТМ, Срединного транспортного коридора «Восток – Запад» это реальная возможность укрепления коммуникационных связей. По результатам была достигнута договоренность о создании трехсторонней рабочей группы для проработки вопросов развития сотрудничества в сфере транспорта.

В ноябре 2022 года в Актау была подписана «Дорожная карта» на 2022-2027 годы, основными приоритетами которой является рост эффективности Транскаспийского международного транспортного маршрута, а также одновременное устранение узких мест, к наиболее серьезным может быть отнесены ограничения в инфраструктуре Азербайджана и Грузии.

Понимание этого демонстрирует Астана, в планах которой улучшить транспортную инфраструктуру на своей территории, особенно в отношении порта Актау и железных дорог. Эти шаги позволят сделать больше для улучшения сообщения между другими государствами TITR. Лидерство необходимо для сохранения импульса и достижения более тесного сотрудничества, и Астана может многое выиграть, взяв на себя ведущую роль.

За 10 месяцев 2022 года через морские порты Актау и Курык по ТМТМ перевезено порядка 1,5 млн. тонн грузов, что в 2 раза превысило показатели 2021 года. На перспективу прогнозируется, что к 2025 году планируется увеличить пропускную способность по коридору до 10 млн. тонн в год.

Помимо порта Актау, Астана стремится улучшить сегменты транспортной инфраструктуры по всей стране. Эта стратегия включает в себя безбумажные перевозки железнодорожных грузов, чтобы повысить скорость и сократить бюрократию.

Все это четко демонстрирует настрой Казахстана на конструктивное взаимодействие и открытый диалог для более полного раскрытия транзитно-транспортного потенциала всего каспийского региона.

Внимание на альтернативный маршрут еще в 2018 году обратил Kазатомпром, который именно так, для эффективного менеджмента рисков поставляет материалы западным клиентам, при этом основной маршрут пролегает через Санкт-Петербург. Если конфликт продолжится, а он, вероятно, продолжится, ТITR может стать предпочтительным транспортным маршрутом Казатомпрома, а не альтернативой.

Казахстан также планирует экспортировать некоторое количество своей нефти, основная часть которой поставляется за рубеж через Россию, через Средний коридор.

Здесь имеет место скрытая конкуренция, речь идёт не просто о торговле, а о геополитической подоплёке. В текущей ситуации значение «Срединного коридора» выходит за экономические рамки, и сам проект для Запада может трактоваться как еще один инструмент ослабления России и ее влияния в регионе. Но нужно понимать, что для Казахстана такой маршрут нужен, как реальный способ диверсификации и моделирования будущих рисков. При этом даже самый беглый взгляд на цифры показывает, что для Казахстана ставка на коридор окупается. Этот вывод можно сделать, принимая во внимание растущее количество товаров, проходящих через ТМТМ на европейские рынки.

Так как российские порты и транспортные пути находятся под санкциями. Казахстан активно ищет альтернативные пути выхода на международные рынки. Поддержка, которую Казахстан оказывает данному проекту — это возможность диверсификации логистики.

При этом понятны опасения российской стороны, что предлагаемые Казахстану форматы сотрудничества могут из экономических трансформироваться в геополитические и потребовать совсем иных решений, которые лежат в плоскости идеологии и внешней политики, а не торговли.

Важно максимально дистанцироваться от политической составляющей, и делать упор на экономические выгоды. Думается, что риторика, связанная с геополитической составляющей, будет активно продвигаться, для того чтобы повлиять на казахстанско-российские отношения.

При этом важно понимать, что для Астаны ставка на Срединный коридор как еще один путь доступа на международный энергетический рынок важна для укрепления международного имиджа. Кроме того, нестабильная ситуация в экономической сфере обусловила активный курс на диверсификацию маршрутов поставок энергии и ресурсов. Для нашей экономики это краеугольный камень в построении бюджета. Крайне важно снизить до минимум геополитические риски и создать устойчивые каналы поступлений в бюджет.