В Бишкеке обсудили внешнеполитический курс Евразийского экономического союза, а также роль ЕАЭС в обеспечении национальных интересов стран-участниц союза, в том числе и Кыргызстана, в современных геополитических условиях.
В рамках круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир», было отмечено, что значение ЕАЭС в вопросах укрепления регионального взаимодействия и установления внешнеполитических связей, обусловлено, прежде всего, обширным потенциалом интеграции в различных сферах, как внутри самого объединения, так и на международной арене. При этом, формирование общего принципиального отношения к основным группам внешнеэкономических партнеров должно базироваться на единой внешнеполитической стратегии ЕАЭС, которая в свою очередь должна отражать единство политических принципов стран-участниц союза.
«Несмотря на то, что ЕАЭС создан, как экономический союз, одной из его задач является общественно-политическая стабильность в странах-участницах через создание экономической стабильности. Так, очевидно, что для Кыргызстана, вопросы миграции, которые собственно и стали основной причиной, по которой республика вступила в ЕАЭС, прежде всего, являются политическими, т.е. их решение позволяет сохранять в стране общественно-политическую стабильность, и лишь во вторую очередь – экономическими. Однако не секрет, что политика не редко мешает экономическим отношениям государств внутри Евразийского экономического союза. Как это было, например, в 2017- м году в отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном», - отметил, открывая дискуссию, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.
Говоря об основных достижениях международной деятельности ЕАЭС, эксперт отметил создание временных зон свободной торговли с Ираном, и Вьетнамом, а также соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. Однако, говоря о перспективах сопряжения Евразийского экономического союза с китайским инфраструктурным проектом «Экономический пояс Шелкового пути», модератор указал на ряд проблемных зон в этом направлении.
«Сопряжение ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» подразумевает увеличение взаимовыгодного товарооборота и открытие границ. Однако, многие бизнесмены Кыргызстана на протяжении последних лет жалуются, что КНР наглухо закрывает свои границы. Скоро, видимо, будет легче слетать на Луну, чем получить визу в Китай. При этом граждане Китая без особых проблем приезжают в страны ЕАЭС. В таких условиях говорить о перспективах сопряжения двух глобальных проектов, на мой взгляд, преждевременно», - добавил эксперт.
Далее с докладом выступил эксперт в сфере госуправления Шерадил Бактыгулов, который напомнил, что сегодня перед ЕАЭС стоит серьезный вызов: сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными акторами Большой Евразии — Китаем и Европейским союзом. И если отношения ЕАЭС с ЕС осложняются конфликтом Евросоюза с Россией по украинскому вопросу и вряд ли, по разным оценкам, могут быть полностью урегулированы ранее 2025 года, то КНР занимает второе место среди внешнеторговых партнеров стран ЕАЭС.
«Совокупный товарооборот стран ЕАЭС с Китаем составляет 13,6 процента, пока он значительно уступает коллективному Евросоюзу, на долю которого приходится 48,9 процента, но доля Китая постоянно растет. В целом КНР – очевидный стратегический партнер ЕАЭС. Вместе с тем, сближение с КНР рассматривается как серьезный вызов для многих национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства стран ЕАЭС, однако пути для сближения есть уже сегодня. Бишкек, как и Астана, и Москва видит его в более широком формате ЕАЭС – ШОС – АСЕАН, а из ближайших шагов можно назвать, в частности, полезное для всех сторон сопряжение транспортных систем», - подчеркнул докладчик.
Продолжил дискуссию заслуженный юрист КР Кайрат Осмоналиев, который отметил, что позиция Кыргызстана в рамках ЕАЭС достаточно пассивна, как с точки зрения взаимодействия внутри союза, та и в плане формирования его внешней политики, включая использование перспектив от китайского проекта «Один пояс – один путь».
«Из-за нашей пассивности мы все время ждем, когда кто-то нам что-то предложит. Саммит, проведенный по инициативе нашего Президента КР Жээнбекова в сентябре этого года в городе Чолпон-Ате после четырехлетнего перерыва, показал, что Кыргызстан способен проявлять активность и лоббировать национальные интересы. Но главе государства пришлось практически в «ручном режиме» выправлять ряд конфликтных ситуаций, сложившихся во внешней политике», - рассказал Кайрат Осмоналиев.
По его словам причиной того, что за прошедшие три-четыре года Кыргызстан испортил отношения с рядом партнеров, включая Азербайджан и Турцию, является отсутствие адекватной государственной концепции внешней политики.
«Документ, на основании которого осуществляется внешнеполитическая деятельность страны сегодня, был разработан еще в 2006 году и с тех пор в этот важный документ не вносились изменения, соответствующие общемировым политическим процессам, в которых Кыргызстан занимает свое определенное место. Т.е. сегодня он уже не отражает нынешней ситуации и не определяет внешнеполитический курс. Вина за это полностью лежит на Министерстве иностранных дел КР и его главе Эрлане Абдылдаеве, который за шесть лет своей работы не сделал ничего в этом направлении», - подчеркнул эксперт.
По его словам, не предпринимается внешнеполитическим ведомством никаких шагов и в сфере «экономической дипломатии», что крайне негативно отражается на торгово-экономических отношениях Кыргызстана с рядом стран, и, как следствие, на экономике республики.
С тем, что МИД КР не защищает интересы своей страны, согласился и генеральный директор аналитического центра «Восток – Запад» Дмитрий Орлов. По его словам, Кыргызстану необходим институт профессиональных высококвалифицированных переговорщиков, которые будут вести переговоры от имени КР, потому что «в правительстве республики мало, кто вообще имеет представление о национальных интересах».
Продолжил тему общественный деятель Жыпар Жекшеев, который подчеркнул, что кыргызстанские чиновники, ответственные за то или иное экономическое направление развития государства, на встречах и международных совещания, ведут себя, как «гости», не проявляя никакой инициативы.
«Кыргызстан пассивно ведет себя на арене Евразийского экономического союза, как и на любой другой международной площадке. Мы боимся подать голос, но это неправильная позиция. Иногда от мнения., высказанного нашей страной, может зависеть очень многое. В частности в том, что касается России. Сегодня Россия, являясь центром ряда объединений, например ОДКБ и ЕАЭС, фактически остается в одиночестве в ситуации блокирования ее экономических интересов. Почему бы нам ни выступить в поддержку своего стратегического партнера, учитывая, что в этой стране находятся около миллиона кыргызстанцев, что позволяет сохранить стабильность в общественно-политической и социально-экономической ситуации», - подчеркнул Жыпар Жэкшеев.
В свою очередь депутат ЖК КР Евгения Строкова отметила, что некоторые парламентарии и чиновники от правительства и аппарата президента страны боятся потерять свои места в каких-то коррупционных схемах, поэтому и предпочитают отмалчиваться.
«Одним из примеров может служить создание единого рынка лекарственных средств для стран-участниц Евразийского экономического союза. Единый фармацевтический рынок хотели запустить еще в 2016 году, в итоге запуск начался лишь 2017 году, однако Кыргызстан и на сегодняшний день не готов к этому. А все потому, что отдельным персонам это невыгодно ломать отлаженную коррупционную схему. Мы создали удобную площадку для коррупционеров из других стран, которые договариваясь с нашими чиновниками, создают основу для сращивания коррупционных интересов. То же самое происходит и в других отраслях. Пока добросовестные производители регистрируют товар согласно установленным правилам, контрафакт свободно проходит через открытые границы. В то время как честный бизнес, как и государство, остаются ни с чем, отдельные лица зарабатывают на таких схемах состояния», - подчеркнула парламентарий.
О том, что отечественный бизнес находится под «политическим крышеванием», сказал политолог Денис Бердаков. По его словам, такие выводы делают зарубежные инвесторы, которые отмечают и низкий уровень делового климата в Кыргызстане. В силу высокого уровня коррупции республика не может привлечь хороших инвестиций и воспользоваться плюсами ни одного из интеграционных объединений, в которых участвует.
Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»