В Кызылорде обсудили перспективы развития e-commerce в регионах

Опубликовано: 31.10.2016

В Кызылорде обсудили перспективы развития e-commerce в регионах

В минувшую среду, 26 октября, в ситуационном центре акимата Кызылординской области состоялся первый Международный онлайн-форум по электронной коммерции, в котором приняли участие руководители крупнейших организаций и банков Казахстана.

Тема о том, как вести торговлю в Сети, привлекла достаточно большое количество заинтересованных лиц. Несколько участников подключились к обсуждению с помощью площадки G-global. Кроме того, мероприятие транслировалось в онлайн-сервисе Youtube и в социальной сети Фейсбук.

Инициатор проведения форума, аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев поприветствовал участников и отметил значение электронной коммерции для развития предпринимательства.

- Среди Интернет-магазинов Казахстана 70% принадлежат компаниям, территориально расположенных в  г. Алматы, 20% — находятся в г. Астане и лишь 10% в других городах. Поэтому возникает необходимость развития интернет-коммерции в регионах страны, - отметил Крымбек Кушербаев.

Очень интересное предложение для онлайн-бизнесменов сделал председатель правления АО «Казпочта» Багдат Мусин. По его словам, для человека, планирующего открыть свой интернет-магазин, основные препятствия заключаются в дороговизне создания и ведения сайта, организации доставки товара и его хранения. АО «Казпочта» предлагает свои складские помещения, а также службы доставки продукции покупателям.

- Мы открываем фулфилмент-центры для хранения и пересылки товаров (Для справки: фулфилмент — комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки). Это не будет особенно затратно. Кроме того, вскоре состоится запуск площадки постмаркетов, благодаря которым продавцу не нужно будет создавать свой сайт. Покупателю нужно будет просто воспользоваться сервисом postmarket.kz, чтобы выбрать нужный товар, - сообщил Мусин.

О крупнейших игроках на Интернет-рынке и безграничных возможностях всемирной сети рассказала заместитель председателя правления АО «Форте Банк» Гаухар Бисембиева. По данным исследований, больше всего пассажиров у сервиса Uber, которое не держит автопарка и не нанимает таксистов или диспетчеров; крупнейшая медиа-компания – соцсеть «Фейсбук», которая не генерирует собственного контента, больше всего товаров продано на площадке Alibaba, не имеющего Интернет-магазинов. Платежный сервис PayPal, созданный всего несколько лет назад, по капитализации в разы превысил показатели крупнейшего германского финансового конгломерата «Дойче банк». Банки нуждаются в трансформации и создании максимального числа онлайн-сервисов, отметила Бисембиева.

По словам исполнительного директора Ассоциации компании Интернет-торговли Артема Соколова, на современном рынке выгоднее вести онлайн-бизнес в трансграничных масштабах, так как в этом случае не нужно платить налоги государству. Необходимо совершенствование законодательства в отношении электронной торговли.

- За последние 30 секунд в мире было продано товаров на сумму около 1 миллиона долларов США. Из них около 400 тысяч потратили американские покупатели, а казахстанские… 1,7 доллара, - сообщил Президент ассоциации казахстанского Интернет-бизнеса Константин Горожанкин.

Конечно, следует учитывать и то, что казахстанцы начали пользоваться интернетом намного позже, чем американцы. Для того, чтобы нагнать другие страны, Казахстану следует выходить на рынки тех государств, в которых только начинает развиваться Интернет-пространство. В Кызылорде система онлайн-покупок еще не сформировалась. В покупателях не сильно доверие к электронным платежам. Тем не менее, по наблюдениям исследователей, бум торговли начинается тогда, когда 20 процентов населения начинает активно пользоваться пользоваться Интернетом. В Кызылорде это произойдет в следующем году, стало быть, не за горами бурное развитие электронной коммерции, считает Горожанкин.

Руководитель ТОО «SoftDeCo» Сергей Алабугин рассказал о функционировании портала Mail.kz, как казахстанской платформы электронного сервиса. Mail.kz будет не просто развлекательной площадкой, а универсальным порталом, способным удовлетворить нужды разных категорий юзеров, отметил Алабугин.

Генеральный директор компании «Проденьги» Алексей Сидоров сделал обзор казахстанского электронного рынка и заметил, что в Кызылорде наиболее перспективны ниши денежных платежей и переводов и онлайн-кредитование малого и микробизнеса. Если воспользоваться базами «электронного правительства», это позволит существенно уменьшить затраты времени и ресурсов на оформление и получение кредита субъектами малого предпринимательства, подчеркнул он.

Еще один важный сектор Интернет-рынка – продажа онлайн билетов в кинотеатры и другие культурные объекты – был освещен в выступлении директора компании «Тикетон» Виктории Торгунаковой.  «Тикетон» работает в Казахстане пятый год, и его девиз – «четыре года без очередей», говорит Торгунакова. Действительно, продажа билетов через Интернет позволяет уменьшить городские пробки, сократить очереди в зданиях и сэкономить время клиента. В Кызылорде покупка билетов через специальные сервисы доступна только в кинотеатре ТРЦ «Жибек жолы», тогда как вполне реально оснастить такой возможностью и театры, музеи и стадион. Модератор форума, заместитель Председателя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Мурат Абенов тут же отметил, что работники областного драмтеатра, филармонии, музея и стадиона приглашены на встречу с участниками форума для обсуждения этой возможности.

Завершая работу форума, аким области Крымбек Кушербаев поблагодарил всех участников за интересные предложения и готовность к сотрудничеству.

- Мы обязательно добьемся того, чтобы Кызылординская область была в авангарде реформ, - сказал аким, резюмируя обсуждение.

Стоит отметить, что интернет-бизнес в Казахстане только набирает обороты, и его доля в структуре розничной торговли лишь немного превышает 1 %, тогда как в Германии – около 12 %, в США – 13%, в Великобритании – 15%, а в соседней России – уже 4 %.

 

Алексей Демин.

http://ia-centr.ru/expert/24229/