С 28 по 31 августа 2022 года на базе Дома отдыха МГУ им М.В.Ломоносова «Красновидово» проходила первая Школа превентивной общественной дипломатии «Миросозидание». Школа приурочена к тридцатилетию «Ташкентского договора» и открытию нового гуманитарного измерения в сфере обеспечения коллективной безопасности — превентивной общественной дипломатии.
Организаторами Школы выступили Научно-образовательный центр «Глобус — 21 век» факультета глобальных процессов МГУ им.М.В.Ломоносова, Фонд общественной дипломатии, Комиссия по этнокультурному развитию Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Международное общественное движение «Миросозидание». Поддержку в проведении мероприятия оказали Ассамблея народов Евразии, Общероссийское общественное движение «Сотворчество народов во имя жизни (Сенежский форум)» и другие общественные организации.
Превентивная общественная дипломатия рассматривается организаторами Школы в нескольких аспектах. Во-первых, она направлена на упреждение социальных и общественно-политических конфликтов, как в отдельных странах, так и регионах. Во-вторых – она, ориентируется на работу там и в тех случаях, где не работают межгосударственные и дипломатические отношения, примеров которых сегодня, к сожалению, немало. В-третьих, превентивная дипломатия нацелена на противодействие различного рода деструктивной информации.
Деятельность Школы направлена на развитие практического взаимодействия между представителями общественных организаций стран участниц, государств наблюдателей и партнеров СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и других интеграционных проектов. Ее участниками стали руководили неправительственных организаций из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Молдовы, России, Узбекистана и Украины.
В ходе проведенных встреч, была проведена тематическая сессия «Что такое «миросозидание» сегодня?», общая дискуссия: ««Ташкентскому договору» 30 лет. Что дальше?», мозговой штурм: «Технологии превентивной общественной дипломатии в современных условиях». Важное место в работе заняло обсуждение идей и предложений для последующих совместных проектов в соответствии с тематикой Школы
По итогам проведенных обсуждений в рамках Школы, ее участники считают необходимым отметить следующее.
1.Открытие Школы превентивной общественной дипломатии «Миросозидание» является принципиально важным этапом институализации самой идеи «миросозидания», создания организационного, научного и общественного фундамента ее развития и продвижения.
2.Важнейшей задачей является укрепление и развитие самой школы, ее кадровой, образовательной, научно-методической и организационной основы, порядка деятельности.
3.Ключевой задачей совместной работы единогласно признается информационно-аналитическая работа во всех ее вариантах и проявлениях. Особое внимание при этом, следует уделить именно превентивной информации, учитывая общие задачи тематики самой превентивной общественной дипломатии.
4.Целесообразным представляется разработка, в содружестве с заинтересованными организациями страновых и региональных вариантов миросозидания, совместное выдвижение адекватных требованиям дня, рассчитанных на перспективу общественно-политических инициатив. Среди них – принятие Обращения по совместному закреплению традиционных национально-культурных ценностей народов, сохранению многонационального достояния как общей задачи стран и народов, ряд других.
Участники Школы считают также необходимым подготовить «дорожную карту» совместной работы с включением всех высказанных предложений.
В будущем участники Школы станут преподавателями, экспертами и организаторами учебных курсов для актива общественных организаций евразийского континента. В рамках обучения планируется вести подготовку по превентивной журналистике, дипломатии, медиации, борьбе с фэйками, работе с информацией, противодействию идеологии терроризма и экстремизма, миросозиданию, а также психологической защите, укреплению физического здоровья и долголетию.
Участники Школы выразили пожелание продолжать общественное взаимодействие, проводить подобные мероприятия на регулярной основе и развивать университетскую дипломатию.