Возможности и вызовы опережающего развития регионов России и Казахстана. Аналитический доклад

Аналитический доклад подготовлен в рамках реализации социально значимого проекта «IQ-клуб России и Казахстана: развитие экспертного диалога приграничных регионов Евразийского экономического союза».

Информационно-аналитический центр

«евразия-поволжье»

При поддержке Фонда президентских грантов

 

 

 

 

Аршинов Ю.Е., Лапенко М.В., Мергалиева Л.И.,

Сажнов А.Н., Примбетова С.Ч., Тлесова А.Б., Цыплин В.Г.

 

 

 

 

Возможности и вызовы опережающего развития регионов Россиии Казахстана

 

Аналитический доклад

 

 

 

 

Саратов, 2018

 

УДК 327(470+571_574)

ББК 66.4(2Рос)+66.4.(5Каз)

В 64

 

 

Возможности и вызовы опережающего развития регионов России и Казахстана. Аналитический доклад / Аршинов Ю.Е., Лапенко М.В., Мергалиева Л.И., Сажнов А.Н., Примбетова С.Ч., Тлесова А.Б., Цыплин В.Г. Саратов: Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье»,  2018.  – с. 92.

 

ISBN 978-5-6040332-1-0

Аналитический доклад подготовлен в рамках реализации социально значимого проекта «IQ-клуб России и Казахстана: развитие экспертного диалога приграничных регионов Евразийского экономического союза». Основными целями проекта являются: формирование новой экспертной и информационной среды на центральном и региональном уровнях взаимодействия России и Казахстана, объективный анализ интеграционных процессов в евразийском регионе, активизация социальных коммуникаций между гражданскими обществами приграничных регионов России и Казахстана. В докладе анализируются состояние и перспективы регионального развития, рассматриваются возможности и вызовы опережающего развития регионов России и Казахстана.

 

УДК 327(470+571_574)

ББК 66.4(2Рос)+66.4.(5Каз)

В 64

 

ISBN 978-5-6040332-1-0

 

© Информационно-аналитический центр

«Евразия-Поволжье», 2018

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                              С. 4

1.                Общая характеристика регионального развития России и Казахстана                                                                                                С. 7

2.                Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана                                                                                          С. 21

3.                Развитие евразийской интеграции и потенциал развития регионов России и Казахстана                                                          С. 29

4.                Проблемы и перспективы развития казахстанских компаний в условиях ЕАЭС                                                              С. 59

5.                Основные вызовы развития регионов России и Казахстана на современном этапе                                                                         С. 71

Заключение                                                                                   С. 84

 

 

 

 

Введение

Межрегиональный диалог России и Казахстан носит устойчивый и динамичный характер. В условиях эволюции евразийской интеграции и Евразийского экономического союза – партнёрство РФ-РК это уже не просто двусторонние отношения – это взаимоотношения интеграционного ядра, которые таргетируют тренды долгосрочного развития ЕАЭС.

Особую роль в этих отношениях играет межрегиональное сотрудничество. Общая протяженность государственной границы России с Казахстаном достигает 7598,6 км. Следовательно, приграничный формат взаимодействия имеет особую актуальность и перспективы для дальнейшего сближения государств в целом, строительства общих интеграционных образований. Особенно, в свете отмены таможенного контроля, формирования общего рынка «товаров, услуг, капиталов и рабочей силы», перспектив построения общей транспортно-логичестической системы, общего энергетического рынка и цифровой повестки.

Активизация региональной интеграции в значительной степени повышает роль регионов, приводит к созданию новых форматов приграничного, межрегионального и трансграничного сотрудничества.

В 2017 году в экономической жизни России произошло изменение тренда – двухлетний период спада сменился ростом. Согласно оперативной оценке Росстата, увеличение ВВП составило 1,5%. За последние годы более высокий результат был получен в 2013 году. В региональном разрезе также произошли позитивные изменения. Данные за январь – ноябрь 2017 г. свидетельствуют о том, что количество регионов с положительной динамикой показателей выросло. Так, число регионов, продемонстрировавших рост промышленного производства за 11 месяцев 2017 года, выросло с 61 до 70.

Евразийская интеграция развивается в условиях жесткой международной конкуренции и агрессивной внешней среды. Страны Евразийского союза вошли в 2018 год с минимальным продвижением по ключевым интеграционным направлениям, но ситуацию удалось улучшить. Взаимная торговля после двухгодичного падения, наконец, оттолкнулась от «дна» — прирост за январь – октябрь 2017 г. составил более 25%.

Как показывает практика, взаимопроникновение хозяйственно-экономической и социально-культурной деятельности наиболее активно протекает на межрегиональном уровне. Более того, по мнению В.И. Шкромады, приграничное сотрудничество является первостепенным компонентом межгосударственной интеграции, отражающим ее темпы и состояние в целом[1]. Данное обстоятельство обуславливает актуальность исследования тенденций, наблюдаемых в вопросах приграничного сотрудничества России и Казахстана, а также способов повышения его эффективности с использованием ресурса общественных организаций и иных гражданских объединений.

Важнейшей задачей приграничного сотрудничества России и Казахстана является обеспечение устойчивого экономического роста при сближении показателей социально-экономического развития сотрудничающих регионов. Л.Б. Вардомский определяет такую модель, как институциональную или партнерскую модель сотрудничества[2]. Однако, учитывая разный уровень экономического развития, состояние законодательства отдельных стран и особенности культуры (в том числе политической), реализация на практике такой модели представляет собой весьма сложную задачу.

Целью авторов данного исследования являлась выработка региональной экономической повестки в контексте реализации задач Евразийского экономического союза в 2018 году.

Задачи, решаемые в ходе разработки заданной темы межрегионального партнёрства РФ и РК:

– анализ председательства России в ЕАЭС и экономической повестки объединения на среднесрочную перспективу;

– обобщение имеющихся данных в отношении региональной экономической кооперации в контексте приграничного сотрудничества и формирование повестки партнёрства гражданского сектора и деловых операторов при решении задач межрегионального партнёрства двух стран.

Апробация аналитического доклада «Возможности и вызовы опережающего развития регионов России и Казахстана» состоится на тематическом заседании «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» («Евразийская интеграция и модернизация экономики как основа роста конкурентоспособности стран-ЕАЭС») 27 марта 2018 года, в г. Уральск (Республика Казахстан).

 

 

Общая характеристика регионального развития России и Казахстана

Региональное развитие Российской Федерации

Основными факторами, определяющими региональное развитие России, являются:

— федеративное устройство РФ, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления своих полномочий,

— размер территории России, протяженность ее границ и количество приграничных государств,

— географические, природно-климатические, демографические и социентальные особенности регионов,

— существенная дифференциация социально-экономического развития регионов, неравномерность распределения населения и производственных мощностей,

— уровень развития транспортно-логистической системы (в основном низкий по большинству регионов), высокая степень износа производственной инфраструктуры,

— эффективность или неэффективность региональной власти.

Среди субъектов Российской Федерации можно выделить несколько основных центров регионального развития. Прежде всего, это Московская и Санкт-Петербургская городские агломерации. При этом инновационный и социально ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории всей страны и формирование новых зон опережающего развития. Постепенно конфигурация пространственного развития России становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым зонам и финансовым центрам, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.

Развитие центральной части России связано с расширением зоны опережающего экономического роста за пределы Московской городской агломерации. Расширение сети высокоскоростных магистралей создает условия для формирования в структуре столичного региона новых научно-инновационных центров (наукоградов), таких как г. Дубны, Черноголовка, Зеленоград, Троицк, Протвино, Королев и Обнинск. Развитие московского логистического узла, международных магистральных транспортных коридоров, связывающих российские регионы со столицей, обеспечивает снижение транспортных издержек и рост инвестиций в обрабатывающие производства, ориентированные на столичный рынок сбыта, а также повышает трудовую мобильность населения.

Развитие Северо-Западного региона определяется экономическим и инновационным потенциалом Санкт-Петербургской городской агломерации, выходом к важнейшим морским коммуникациям, наличием ресурсной базы для топливной, металлургической, химической  и других отраслей.

Развитие юга России основано на использовании благоприятных природно-климатических условий для сельского хозяйства, высокого рекреационного потенциала, транзитного приморского положения, а также значительных демографических ресурсов.

Экономическое развитие Приволжского федерального округа опирается на модернизацию крупного промышленного потенциала региона и развитие сельского хозяйства.

Развитие Уральского федерального округа определяется формированием нефтегазохимического кластера на базе нефте- и газодобычи, развитием глубокой переработки сырья, развитием деловых, инновационных, образовательных и других услуг в крупных городских агломерациях Урала.

Долгосрочное развитие Сибири и Дальнего Востока опирается на высокую обеспеченностью природными ресурсами, выгодное географическое положение и близость к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Инновационность развития для восточных регионов реализуется путем эффективного использования природных ресурсов, в частности, путем более глубокой их переработки в существующих центрах индустриального роста и создания таких новых центров на слабоосвоенных территориях. Основное развитие получают индустриальные центры Сибири и Дальнего Востока, специализирующиеся на глубокой переработке полезных ископаемых, металлургии, химии и нефтехимии, в том числе Красноярская, Иркутская и Хабаровская агломерации (Новосибирск, Томск и Омск), а лесные ресурсы Сибири и Дальнего Востока составят сырьевую базу для формирования в них лесопромышленных кластеров.

При этом дифференциация социально-экономического развития регионов зависит не только от природно-климатических условий, географического положения и наличия ресурсов, но и также от степени эффективности проводимой в том или ином регионе социально-экономической политики.

Несмотря на то, что в ряде регионов влияние этого фактора не способно в корне переломить ситуацию, тем не менее, есть примеры того, как благодаря действиям губернатора или администрации регион из депрессивного превращался в инвестиционно-привлекательный и демонстрировал высокие экономические показатели.

Для выявления места регионов в общероссийской экономике в России регулярно составляются рейтинги регионального развития. Одним из таких рейтингов является «Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ», составляемый экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» на основе анализа ключевых показателей регионального развития.

Актуальность рейтинга определяется необходимостью повышения информационной прозрачности субъектов РФ, а также востребованностью информации о реальном положении дел в регионах и диспропорциях в региональном развитии со стороны местных властей, федеральных органов власти, бизнеса. Данный тип рейтинга составляется с 2011 года и позволяет не только провести сравнительный анализ регионального социально-экономического развития, но и выявить динамику. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов, данные по которым доступны на официальных сайтах Росстата, Минфина РФ и Федерального казначейства.

В 2015-2016 гг. лидеры и аутсайдеры рейтинга социально-экономического положения регионов РФ в основном сохранили свои позиции. Первые места по-прежнему занимают Москва и Санкт-Петербург. За ними следуют Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Московская область и Республика Татарстан. Прочная фундаментальная экономическая база позволяет данным регионам удерживать высокие места по большинству показателей, которые входят в расчет рейтинга[3].

«РИА Рейтинг» составляет и ряд других рейтингов регионального развития: «Рейтинг регионов РФ по качеству жизни»,  «Рейтинг регионов РФ по уровню долговой нагрузки» и другие.

«Рейтинг регионов РФ по качеству жизни» строится на основе комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни, ситуации в социальной сфере. На основе 72 индикаторов рассчитывается рейтинговый балл, который выступает в качестве оценки межрегиональных различий и критерия ранжирования регионов[4].

«Рейтинг регионов РФ по уровню долговой нагрузки» анализирует отношение государственного долга субъекта РФ к налоговым и неналоговым доходам бюджета[5].

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпускает «Рейтинг инновационного развития субъектов РФ». В пятом выпуске рейтинга исследователи проранжировали 85 регионов по величине интегрального показателя российского регионального инновационного индекса (РРИИ) и рассчитали индекс готовности регионов к будущему[6].

В основе рейтинговых оценок лежит оригинальная система количественных и качественных показателей инновационного развития регионов РФ, которая опирается на результаты многолетних исследований НИУ ВШЭ и отвечает современным статистическим стандартам, применяемым как в российской государственной статистике, так и в практике ведущих зарубежных стран и международных организаций (ОЭСР, Евростата и др.). В ее состав также интегрированы индикаторы, используемые в аналогичных разработках Европейской комиссии (Regional Innovation Scoreboard).

Развитие регионов во многом зависит от социально-экономического развития Российской Федерации в целом и от проводимой государством региональной политики.

Основополагающим долгосрочным стратегическим документом по экономическому развитию Российской Федерации является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.[7]. В ней, в частности, подчеркивается, что государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:

·                     стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

·                     координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

·                     сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

Инновационное и социальное направления долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации будет проявляются в следующих направлениях:

развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных агломераций с высоким качеством жизни и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;

формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6 — 8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики;

формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий;

создание и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в мировые транспортные системы;

значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне жизни и доходах граждан, конвергенция уровня жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городской и сельской местностью;

сохранение культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока[8].

16 января 2017 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики регионального развития Российской Федерация на период до 2025 года[9]. Данный концептуальный документ по региональному развитию заменил собой утративший силу Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации». В нем определены принципы, цели, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики регионального развития России.

Государственная политика России в сфере регионального развития направлена на сохранение территориальной целостности государства, повышение уровня жизни, обеспечение равных возможностей граждан РФ на территории всей страны, дифференцированный подход к оказанию государственной поддержки регионам в зависимости от их социально-экономического развития, обеспечение устойчивого развития регионов и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке.

Для реализации данных целей предусмотрено решение следующих задач: инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы на региональной уровне, привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор российских регионов, совершенствование механизмов внутренней и внешней миграции с учетом потребностей регионов, стимулирование субъектов РФ к наращиванию собственного экономического потенциала, оптимизация соотношения федеральных и региональных полномочий в сфере развития регионов.

По итогам реализации данной программы ожидается сокращение различий в уровне развития российских регионов, конвергенция уровня развития сельской и городской местности, достижение необходимого уровня развития транспортно-логической инфраструктуры, повышение уровня благосостояния граждан и степени доверия к региональной власти[10].

26 июля 2017 г. в России принят Федеральный закон № 179 «Об основах приграничного сотрудничества», который регулирует отношения,  возникающие в связи с осуществлением приграничного  сотрудничества, определяет основные принципы, задачи и направления  приграничного сотрудничества,  а  также полномочия субъектов  приграничного сотрудничества Российской Федерации.

Основная функция развития регионов относится к сфере деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации (до 08.09.2014 это сфера деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации[11]). Департамент регионального развития Минэкономразвития РФ занимается выработкой государственной политики и нормативно-правового регулирования в области социально-экономического развития субъектов России  и муниципальных образований.

Департамент координирует деятельность органов государственной власти субъектов по обеспечению стабильного развития закрытых административно-территориальных образований, монопрофильных населенных пунктов, территорий опережающего социально-экономического развития (за исключение ТОР на Дальнем Востоке), особых экономических зон, а также в сфере социально-экономического развития районов Крайнего Севера и Арктики.

С целью привлечения инвестиций в экономику регионов, разработки региональной инвестиционной политики, федеральных целевых и региональных программ развития субъектов Российской Федерации в 1995 году – был основан Международный Фонд Развития Регионов с 2002 г. – Международный Центр Развития Регионов. Центр принимает участие в разработке федеральных целевых программ, Программы развития наукоградов Российской Федерации, программы и стратегии социально-экономического развития муниципальных образовании, работает над улучшением управления социально-экономическим развитием регионов[12].

Региональное развитие Республики Казахстан

Казахстан занимает обширную территорию, по этой причине возникают проблемы территориальной организации национальной экономики по рациональному региональному размещению производительных сил и совершенствованию организационно-экономических связей между ними.

На территориальную организацию большое влияние оказывают разнообразие природных условий, наличие природных ресурсов и их размещение, а также геополитическое положение страны. Существенную роль играют наличие исторически сложившегося накопленного производственного аппарата, его структура, а также моральное и физическое его состояние. Влияют и наличие трудовых ресурсов с их половозрастной структурой, квалификацией и опытом, а также социально-экономические задачи, стоящие перед республикой и его регионами на данном этапе и в перспективе.

Экономическая реформа, проводимая в Казахстане на современном этапе, выдвигает новые кардинальные требования к территориальной организации экономики по формированию хозяйственных субъектов и крупных комплексов в каждом его регионе.

При этом сохраняется серьезная дифференциация в уровне социально-экономического развития регионов Казахстана, растущий разрыв в ряде регионов, включая сырьедобывающие, в уровне жизни городского и сельского населения; отставание регионов по основным показателям уровня жизни от среднего республиканского уровня.

Безусловные лидеры и  центры развития  это г. Астана и г. Алматы. Далее можно выделить три группы казахстанских регионов.

Первая группа —моноотраслевые области, в которых предприятия одной отрасли производят свыше 50 % всего объема регионального промышленного производства — Атырауская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская и Мангистауская, Карагандинская, Южно-Казахстанская область.

Вторая группа —хорошо диверсифицированные области, в которых относительно равномерно представлены все отрасли промышленности — Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская.

Третья группа— слабо диверсифицированные области или аграрно-промышленные — Северо-Казахстанская, Акмолинская, Алматинская, Жамбылская и Южно-Казахстанская. Данные регионы преимущественно аграрные, переработка сельскохозяйственных продуктов занимает от 20 до 45 % промышленного производства.

Задачи модернизации и ускоренного развития Казахстана (в том числе в региональном измерении) ставились в Стратегиях долгосрочного развития Казахстана – «Стратегия-2030» и «Стратегия-2050», Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 гг., в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «НҰРЛЫ ЖОЛ — путь в будущее»[13].

Кроме того, на разных этапах принимались специализированные программы регионального развития. Так, уже в 1996 г. Правительство Республики Казахстан утвердило первую Концепцию региональной политики, а в декабре 2001 г. (Постановление № 1598) — вторая, доработанная Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2002–2006 гг.

Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 г. была утвержденная в 2006 г. и предполагала переход от политики выравнивания региональных различий к политике формирования и всемерной государственной поддержки «полюсов роста», способных стать «локомотивом» подъема всей экономики территории.

21 июля 2011 г. была утверждена Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 г. Программа «Развитие регионов».Цель Программы – решение актуальных социально-экономических  проблем регионов на перспективу.

 

Задачи Программы:

·                     выявление системных проблем и факторов, ограничивающих социально-экономическое развитие регионов, и выработка эффективного механизма действий местных исполнительных органов для их устранения;

·                     формирование долгосрочных центров экономического роста,   интегрированных с региональными  и  мировыми  рынками,  через  приоритетное  развитие  агломераций  с  центрами в гг. Астана, Алматы, Шымкент, Актобе и Актау;

Одним из механизмов Прогнозной схемы территориально- пространственного развития страны до 2020 г. стала Программа развития регионов до 2020 г., разработанная в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

С учетом новых задач, поставленных Президентом Казахстана, необходимо модернизировать всю систему регионального развития на современных принципах:

необходимо создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения страны посредством динамичного развития регионов;

обеспечение роста реального валового регионального продукта;

 увеличение выпуска продукции малого и среднего бизнеса;

 совершенствование государственного регулирования в области региональной политики

повышение роли институтов стратегического планирования государства, регионов, общественных объединений, бизнеса и экспертного сообщества.

 

Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана

 

Развитие региональной интеграции в значительной степени повышает роль регионов, приводит к созданию новых форматов приграничного, межрегионального и трансграничного сотрудничества.

Приграничное сотрудничество является особой формой межгосударственного взаимодействия стран, имеющих общие границы. Главные задачи приграничного сотрудничества – это укрепление отношений между странами через экономические, торговые, культурные, гуманитарные связи приграничных территорий; обеспечение устойчивого развития самих приграничных территорий; стимуляция роста благосостояния населения участвующих в приграничном сотрудничестве регионов. Все это, в конечном счете, создает одну из ключевых основ дружбы, добрососедства между государствами.

В зависимости от характера этих отношений влияние государственных границ на развитие приграничных районов, регионов проявляется в форме таких основных их свойств, как барьерность и контактность. Барьерное обособление подразумевает защиту интересов национальных производителей, потребителей в духе политики государственного протекционизма. А контактность, напротив, выражается в большей открытости границ для перемещения через них людей, товаров, услуг или капиталов.

На реализацию контактной функции влияет ряд факторов. В частности, рамки законодательно-правовой базы стран; развитость межгосударственных экономических и гуманитарных связей; состояние институтов, занимающихся обеспечением двусторонних и многосторонних международных связей (к ним относятся торговые палаты и официальные представительства государств, регионов или посреднические компании и так далее); степень развитости транспортно-логистической инфраструктуры. Также непосредственное влияние на обозначенные процессы оказывает уровень экономического развития самих приграничных территорий, их вовлеченность в международные связи. Соответственно, если приграничные регионы имеют депрессивное состояние экономики, то это не только мешает развитию двухсторонних межгосударственных связей, но и препятствует вхождению страны в процессы глобальной торговли.

По мере развития мировых торговых отношений набирают обороты тенденции перехода к постепенному приспособлению границ под принципы открытой торго

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *