Исключение российских вузов из Болонской системы последовало 11 апреля 2022 года, как результат санкций, которым страна была подвергнута в рамках реакции на конфликт с Украиной. 6 июня это же года последовало официальное заявление о том, что Россия отказывается от дальнейшей интеграции в глобальные структуры в части внедрения Болонского процесса. Со слов заместителя министра науки РФ Дмитрия Афанасьева Россия планирует начать работу над собственной моделью системы образования.
Справочно: система двухуровневого высшего образования[1] в России введена в 2003 году. До вступления в Болонскую систему действовала другая (советская) система обучения, студенты учились в университете 5 лет (реже 4 года) и при окончании вуз присваивал выпускнику степень специалиста. Далее молодой специалист либо трудоустраивался по профессии, либо уходил в науку и приступал к написанию диссертации.
Болонская система не в полной мере прижилась в России. Часто общественность критиковала магистерские программы, ставя в укор слишком узкую специализацию. Много споров вызывает положение бакалавров, особенно в части технических специальностей. Единая система образования, сформированная в рамках Болонского процесса удобна тем, что студент, окончивший бакалавриат в Австрии, может поступить в магистратуру вуза Швейцарии. Если он решит обучаться дальше и стать доктором наук, то для защиты кандидатской диссертации он может выбрать вуз.
Прекращение действия Болонской системы вызывает множество вопросов. В первую очередь естественно возникает вопрос, что будет с форматом ЕГЭ? Он стал основой единой государственной аттестации именно тогда, когда Россия стала внедрять Болонский процесс.
Отказ от Болонского образования однозначно приведет к снижению качества международного обмена. Студенты больше не смогут проучиться в зарубежном университете так, чтобы это время зачлось при получении диплома на родине. Ухудшится и коммуникация преподавателей университетов с их европейскими коллегами, обмен знаниями и опытом. Выпускникам российских вузов сложно будет найти работу за рубежом, поскольку их диплом уже не будет соответствовать общепринятому стандарту.
Также сократится число специалистов широкого профиля, это связано с тем, что после получения квалификации бакалавра можно было пойти в магистратуру и по другому профилю, расширив свою квалификацию. В связи с тем, что число магистерских программ однозначно уменьшится, выпускнику специалитета останется только получать еще одно высшее образование, если он хочет попробовать себя в другой области знаний.
Если быть оптимистом, то можно надеяться на то, что Россия создаст у себя новую, уникальную, образовательную систему. Если подойти к изменениям грамотно, а не поспешно, как при принятии Болонской системы, это принесет пользу. Главное – учесть допущенные ошибки, сделать выводы и заимствовать ценный опыт зарубежных коллег, которые также вынуждены были перестраивать свои системы образования. Снизится риск утечки мозгов, так как дипломы, выданные в России, перестанут котироваться за рубежом.
Появится возможность диверсифицировать связи, создается возможность наладить связи с такими странами, как Китай, Малайзия, Индонезия, государства Латинской Америки и пр. Научные достижения и опыт этих стран могут принести большую пользу.
Из проблем, связанных с прекращением участия России в Болонском процессе, стоит упомянуть, что процесс отказа от действующей образовательной системы будет долгим и запутанным. Около двух десятилетий назад был взят курс на реформирование образования. И этого срока оказалось недостаточно, чтобы качественно внедрить Болонскую систему. Сейчас нужно снова перестраиваться, и неизвестно, сколько времени это займет. Постоянные реформы стали настоящим вызовом для системы образования, причем это актуально и для России, и для Казахстана.
С возвращением к специалитету, несколько поколений бакалавров и вовсе останутся не у дел, их диплом рискует окончательно обесцениться. В России неизбежно снизится количество иностранных студентов. Болонская система была для них удобна и понятна. Все новое воспринимается с большой осторожностью.
Для Республики Казахстан присоединение к Болонской декларации стало важнейшим шагом на пути к интернационализации образования и науки республики. Великую хартию подписали более 60 казахстанских университетов. В учебный процесс отечественных вузов внедрены прогрессивные технологии и системы обучения: во все вузы внедрена кредитная технология обучения, в 38 — реализуется двудипломное образование, в 42 — дистанционное обучение. Осуществляется разработка модульных образовательных программ, силлабусов в соответствии с Дублинскими дескрипторами; создана Национальная рамка квалификаций. За основу перезачета зачетных единиц в ходе академической мобильности студентов принята ECTS (European Credit Transfer System), внедряется новое Руководство по ECTS. Выделяются средства на академическую мобильность ППС и студентов. Создан Национальный реестр аккредитационных агентств, в который вместе с Независимым агентством по обеспечению качества в образовании (IQAA) вошли еще одно национальное и 8 зарубежных агентств.
Участие Казахстана в Болонском процессе дает возможности для расширения доступа к европейскому образованию, постепенного развития его качества, а также увеличения уровня мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, использования системы кредитов, выдачи выпускникам казахстанских вузов общеевропейского приложения к диплому подчеркнули в министерстве. Кроме того, Казахстан второй раз включается в руководящий состав исполнительной структуры Болонского процесса.
У вузов сейчас есть достаточно много самостоятельности в формировании своих учебных планов и образовательных стандартов. И если браться критиковать Болонский процесс, то стоит понимать, что в любой стране есть «сильные вузы», есть «слабые», есть сильные программы и не очень, это очень субъективные вещи. Безусловным плюсом стало то, что произошла стандартизация входного поступления в вузы — ЕНТ. Есть возможность поступить в любой вуз страны удаленно. Раньше нужно было ехать в другой город, записываться на вступительные экзамены, результаты которых могли быть субъективными. А сейчас есть определенная справедливость.
Критика в адрес двухступенчатой системы высшего образования в Казахстане не утихает. Доводы ее противников все те же – за четыре года бакалавриата невозможно подготовить настоящих профессионалов, особенно по техническим специальностям. Также есть вопросы к особенностям использования самой кредитной технологии обучения, не всегда обеспечивается реальная, а не номинальная возможность для обучающихся самостоятельно формировать образовательные траектории.
Так что же означает для Казахстана прекращение участия России в Болонском процессе? Прежде всего это может означать открытое окно возможностей, связанное с перспективой оттянуть в свои учебные заведения тех студентов, которые будут стремиться получить признаваемый в мире диплом.
Казахстан и Россия имеют протяженную границу, по обе стороны которой находятся крупные города, где имеются развитые образовательные центры. С учетом сформированных научных связей приграничным вузам можно на перспективу проработать планы сотрудничества, учитывая возможности получения образования для тех, кто нацелен на интеграцию в международное образовательное сообщество.
Также, следует принять во внимание возможность того, что часть преподавателей из России, нацеленных на сохранение зарубежных контактов будет заинтересована в продолжении карьеры в тех университетах, которые работают по Болонской системе. Казахстан, как страна дружественная, близкая по языку и культуре будет предпочтительнее тех, где различия более ощутимы. Соответственно приток квалифицированных специалистов может быть использован для блага отечественного образования.
Понятно, что определенности пока нет, но эксперты в области образования единодушны в том, что для России выход из Болонской системы это долгий и сложный процесс, и изменения нужно внедрять постепенно. Нельзя утверждать, принесет оно больше вреда или пользы. А что касается Казахстана, то для нас, с учетом того, что сегодня в России среди иностранных студентов, казахстанцы занимают первое место, крайне важно внимательно анализировать ситуацию, вовремя принимать стратегические решения и не допустить того, чтобы наши граждане, выбравшие российские вузы для получения образования не жалели потом о своем выборе.
[1] Болонская система
Источник фото: PhotoXPress
Авторские права: PhotoXPress.ru