Современный мир отмечен активным применением различных ограничительных мер, таких как запреты, квоты и пошлины, оказывающих серьезное воздействие на международную торговлю. В контексте этих глобальных тенденций сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) выделяется своим позитивным развитием.
Это наглядно демонстрирует факт того, что даже с учетом воздействия внешних факторов, товарооборот Казахстана с другими странами ЕАЭС с января по октябрь 2023 года вырос более чем на 7%, достигнув 23 миллиардов долларов. О высоком уровне взаимодействия и значительном потенциале интеграционного партнерства говорит реализация масштабных совместных проектов и увеличение доли национальных валют во взаиморасчетах.
В условиях геополитической турбулентности странам ЕАЭС становится крайне важно укрепить связи, объединив усилия для развития торгово-экономической кооперации в соответствии с общими принципами и целями. Для достижения этой цели необходимо акцентировать внимание на решении нескольких приоритетных вопросов.
В первую очередь, странам-участницам союза следует минимизировать отрицательное влияние мировой инфляции на экономику региона. Прогнозы международных организаций оставляют мало места оптимизму, снижая прогноз роста мировой экономики в 2023 году. Международный валютный фонд понизил прогноз роста мировой экономики в 2023 году до 2,7%, Всемирная торговая организация – до 1%. По данным Евразийской экономической комиссии, в странах ЕАЭС продолжается рост потребительских цен. Инфляция в рамках Союза в октябре составила 11,5%. Основной ее прирост приходится на продовольственные и непродовольственные товары. Всё это ощутимо сказывается на покупательной способности и социальном самочувствии граждан. Санкционные ограничения оказывают давление на экономики всех государств – членов ЕАЭС. .Важно разработать инструменты, способные смягчить санкционные ограничения, которые оказывают давление на экономики стран-членов ЕАЭС.
Сфера внешнеторговых интересов Евразийского экономического союза постоянно расширяется, требуя фокусировки на повышении качества взаимодействия с партнерами, с которыми заключены преференциальные соглашения, такими как Вьетнам, Сербия и Иран. Также следует ускорить реализацию соглашений о зонах свободной торговли с Индией, Египтом, Индонезией и Израилем. Начало переговоров с Объединенными Арабскими Эмиратами по соглашению о зоне свободной торговли представляет собой перспективу, соответствующую интересам всей «евразийской пятерки», особенно в контексте смещения центров мировой политики в сторону Востока.
Все эти меры направлены на укрепление экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС и преодоление вызовов, стоящих перед регионом в условиях глобальных изменений.
Еще одним значимым вопросом видится обеспечение свободного транзита товаров по территории ЕАЭС. Эффективность интеграционного партнерства напрямую зависит от соблюдения принципа «четырех свобод», одной из которых является свобода перемещения товаров. Следует ликвидировать все случаи ограничения перемещений, квотирования и задержания грузов, проходящих транзитом через общую таможенную территорию. Такие ограничения не соответствуют целям и духу экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС. Самое главное, они ограничивают реализацию потенциала экономической интеграции. Для этого важно ускорить вступление в силу «Соглашения о применении навигационных пломб для отслеживания перевозок». Такая мера стала бы хорошим примером положительного влияния цифровизации на интеграционные процессы. Оптимизация мер государственного контроля, предусмотренная данным Соглашением, значительно расширит предпринимательский и транспортно-транзитный потенциал экономического Союза.
Как известно, в 2020 году была принята Стратегия развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Сейчас идет последовательный процесс ее реализации. Следует подходить к реализации Стратегии поэтапно, с полным соблюдением национальных интересов всех стран-участниц.
В сложной и турбулентной ситуации важно понимать, что действующий большой Договор и всё право Союза – это результат долгих переговоров, тщательно выверенных позиций, основанных на взаимных уступках, на компромиссе. Институциональная и содержательная части Договора обеспечивают тонкий, деликатный баланс национальных и наднациональных компетенций, представляя собой, по сути, добрую волю и экономический прагматизм всех сторон.
С 2015 года страны пятерки совместно работают над преодолением текущих вызовов. Это стало возможным именно благодаря осознанию важности и значимости национальных интересов. Гарантией долгосрочного сотрудничества является паритетность и сбалансированность интересов сторон. Поэтому следует продолжать придерживаться институциональных основ Договора о ЕАЭС.
Казахстан предпринимает все усилия для усовершенствования и оптимизации процесса экономической интеграции в полном соответствии с Договором о ЕАЭС в интересах всех государств-участников Союза, не забывая о своих национальных интересов.
Обеспокоенность вызывает «пробуксовка» процессов на определенных направлениях. В частности, речь идет о цифровой повестке Союза. Казахстан достаточно продвинулся в этом направлении. По данным ООН, наша страна входит в тридцатку самых оцифрованных государств мира. Более 90% госуслуг в Казахстане предоставляются в электронном формате. Созданы законодательные основы для конкурентного развития IT-технологии и инноваций. Функционирует международный технопарк IT-стартапов, развивается криптоиндустрия, внедряется цифровой тенге.
Этот опыт можно было бы использовать для развития интеграции и создания проектов общего евразийского масштаба. Задача ЕАЭС стать ведущим игроком в сфере новых цифровых технологий, крипто-экосистемы, финтеха. И эта задача вполне выполнима. Тем более, Россия, Беларусь, Армения исторически имеют значительный опыт в таких сферах.
Требует особого внимания и вопрос трудовой миграции. Необходимо не стоять на месте, предлагать новые подходы в части поиска работы, упрощения процедур трудоустройства, предоставления социальных гарантий трудовым мигрантам и их семьям. Граждане должны чувствовать на себе реальную пользу интеграционного проекта.
Еще одна сфера – туризм. ЕАЭС имеет колоссальный потенциал, с учетом масштабов и разнообразия климатических зон на территории объединения доступны все виды туризма. В перспективе нужно начать работать над созданием условий, продвигая интеграцию в этом направлении посредством предметных и реалистичных проектов в указанном направлении.
В заключении хочется отметить, что общими усилиями страны Евразийского экономического союза успешно нивелируют последствия текущих вызовов.
В свете современных глобальных изменений, экономическое сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) играет ключевую роль в минимизации отрицательного воздействия глобальной нестабильности. Рост товарооборота и успешная реализация совместных проектов свидетельствуют о высоком уровне взаимодействия и значительном потенциале интеграционного партнерства.
Устойчивое развитие ЕАЭС возможно лишь при сохранении долгосрочного сотрудничества на основе паритетности и сбалансированности интересов. Необходимо продолжить укрепление институциональных основ Евразийского экономического союза, сосредотачивая усилия на решении актуальных вызовов и вопросов, связанных с цифровой трансформацией, трудовой миграцией и туризмом.