Оренбург стал центром вузовской дипломатии стран СНГ

9 февраля 2016 г. АНО «Содружество народов Евразии» и НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ собрали в городе ответственных за международные связи из вузов стран СНГ. Вместе с ними в работе Международного круглого стола«Перспективы научно-образовательного сотрудничества на евразийском пространстве» приняли участие вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин, и. о. министра культуры и внешних связей региона Александр Калинин, представители миграционной службы, национальных диаспор, ученые и эксперты.

19 февраля 2016 г. АНО «Содружество народов Евразии» и НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ собрали в городе ответственных за международные связи из вузов стран СНГ. Вместе с ними в работе Международного круглого стола«Перспективы научно-образовательного сотрудничества на евразийском пространстве» приняли участие вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин, и. о. министра культуры и внешних связей региона Александр Калинин, представители миграционной службы, национальных диаспор, ученые и эксперты.

Открывая заседание, директор АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин отметил, что в условиях растущей конкуренции на формирующемся едином рынке труда ЕАЭС преимущество получают вузы, которые поддерживают высокие стандарты образования, признаваемые за рубежом, и развивают в этих целях международное сотрудничество.

Директор российского учреждения по признанию иностранных дипломов – Главэкспертцентра Рособрнадзора Вера Скоробогатова (г. Москва) проинформировала, что в России обучаются уже около 200 тыс. иностранных студентов, из которых 50 % представляют страны СНГ, 28 % – Азию, 7 % – Европу, 6 % – Северную Африку и Ближний Восток, 6 % – остальную Африку, 2 % – Северную Америку и Океанию, 1 % – Латинскую Америку. Страны ЕАЭС (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Беларусь) пользуются тем преимуществом, что образование, полученное в другом государстве Союза, признается без проведения специальных процедур для трудоустройства, за исключением отдельных специальностей, требующих особого допуска к профессиональной деятельности, например, медицинских и фармацевтических. В то же время существуют определенные проблемы: для Казахстана – это сложность определения уровня образования в связи с одинаковой формой дипломов о начальном и среднем профобразовании, для Кыргызстана – наличие в дипломах двойных квалификаций, например, «фельдшер-акушер», чего нет в России, для Таджикистана – предоставление магистру права медицинской работы без ступени ординатуры (интернатуры), что также не предусмотрено в РФ.

Зав. отделом международных отношений Таджикского национального университета Илхомиддин Махмадиев (г. Душанбе) предложил странам СНГ на законодательном уровне принять меры по сближению классификаторов специальностей и образовательных стандартов.

Директор Департамента по перспективному развитию Казахско-Русского международного университета Алтын Мырзашова (г. Актобе) обратила внимание на необходимость координации научных тем, так как диссертации свободно переводятся и защищаются в других странах СНГ под чужим именем. Она считает необходимым создание на базе вузов, министерств и дипломатических представительств специальных структур, призванных содействовать евразийской интеграции в сфере образования и науки, для устранения хаотичности и бессистемности в этих процессах.

Проректор по науке и международным отношениям Таджикского технического университета Ильхом Амонов (г. Душанбе) отметил, что социальные потрясения 90-х годов сильно повлияли на состояние инженерно-технического образования и науки в стране. Многие специалисты и ученые уехали за пределы республики или перешли в более доходные отрасли деятельности, пострадала материально-техническая база научных и учебных лабораторий. Однако со стабилизацией общественно-политической и экономической ситуации система технического образования вновь набирает обороты. Для решения поставленных Президентом РТ задач по подготовке высококвалифицированных кадров, их ориентации на нужды определяющих отраслей экономики возникает необходимость в поиске новых и современных форм сотрудничества с партнерами из стран СНГ.

Доцент Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики Марат Егиналиев (г. Бишкек) рассказал, что его вуз уже успешно реализует задачу подготовки управленческих кадров во взаимодействии с российскими коллегами: Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Высшей школой экономики, Высшей школой госадминистрирования МГУ и др.

Ректор Оренбургского государственного университета Жанна Ермакова выступила с инициативой проведения в Оренбурге евразийских олимпиад по IT-технологиям, компьютерному дизайну, теоретической и общей электротехнике и т. д. Участие партнеров по СНГ в таких отборах принесло бы им выгоду, поскольку российские вузы имеют право принимать на обучение победителей олимпиад на внеконкурсной основе.

Проректор по учебной работе Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета Жаскайрат Ерназаров (г. Уральск) обозначил в качестве одного из наиболее актуальных направлений международного сотрудничества для вузов РК реализацию совместных образовательных программ с выдачей двух дипломов.

Проректор по международным связям и академической мобильности Актюбинского университета им. С. Баишева Ольга Лыгина назвала основными вызовами в сфере интернационализации образования: институционализацию международного сотрудничества; развитие академической мобильности; создание англоязычных курсов и программ; обеспечение международного уровня научных исследований; внедрение инновационных образовательных технологий.

Начальник отдела международных связей Оренбургского государственного аграрного университета Ольга Максимова отметила, что большая роль в межвузовской договорной дипломатии принадлежит личным контактам на международных образовательных выставках, конференциях, форумах и других публичных площадках. В этой связи важным фактором евразийского сотрудничества в сфере образования и науки является сохранение единого лингвистического пространства на основе русского языка как средства межнационального общения.

Проректор по международной деятельности Оренбургского государственного университета Григорий Пяткин подчеркнул, что долгие годы многие вузы России и других стран СНГ ориентировались на взаимодействие с западными университетами и участие в Болонском процессе. Но теперь становится очевидным, что необходимо обратить главное внимание на партнеров из соседних государств, учитывая важность сохранения экономических, исторических и культурных связей с братскими республиками. В рамках ЕАЭС формируется общий рынок труда, а его сложно представить без общего образовательного пространства.

Ведущий специалист Департамента внешних связей Казанского федерального университета Алсу Шеваловская поделилась успешным опытом привлечения иностранных абитуриентов. Наиболее эффективными механизмами показали себя: взаимодействие с рекрутинговыми агентствами, посольствами и представительствами за рубежом, международные образовательные выставки, организация выездных вступительных экзаменов в странах ближнего зарубежья, рекламные поездки в страны дальнего зарубежья по программе «Школьный десант», продвижение вуза в иностранных социальных сетях (Facebook, WEIBO, WeChat, QQ), на образовательных порталах и в СМИ, выпуск рекламно-информационных материалов и сувенирной продукции на иностранных языках. Они подкрепляются системой грантовой поддержки для иностранных студентов и аспирантов, продуманной инфраструктурой для их адаптации (общежитиями, коммуникационными сервисами на сайте вуза, сетью координаторов и др.), а также регулярными замерами их социального самочувствия.

В целом по итогам обсуждения представители России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана отметили, что имея общие корни в советской системе высшего образования, их национальные системы по мере развития за годы независимости накопили существенные различия. Для успешной конкуренции на рынке образовательных услуг в современных условиях глобализации необходимо согласование позиций, решение вопросов взаимного признания документов об образовании, ученых званий и степеней, развитие научных и академических обменов, стажировок и других форм сотрудничества, объединение в сетевые образовательные и научные структуры. В этих целях участники форума сформулировали конкретные практические рекомендации в его итоговой резолюции.

Источник:http://ia-centr.ru/expert/22744/

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты опубликован не будет. Обязательные поля отмечены *