Фильм «28 панфиловцев» стал одним из самых ярких примеров культурной интеграции последних лет, считают казахстанские эксперты. По оценке специалистов, совместное кинопроизводство на евразийском пространстве будет нарастать
«Кино и люди: объединяющий большой экран» – символично, что именно эта тема была вынесена на обсуждение, в то время как в кинотеатрах демонстрируется фильм, посвященный героическим страницам общей истории. Тем более что инициаторами создания данной ленты стали общественники-активисты, а на съемки значительную часть средств собрали рядовые граждане.
— «28 панфиловцев» – значительный феномен на евразийском экономическом пространстве. О нем говорят уже с 2009 года, с тех пор, как начали собирать деньги на проект. Это первый формат народного фильма, краудфандинга («краудфандинг» – «народное финансирование», сбор средств на благотворительные и гуманитарные цели, – прим. авт.) более 35 тысяч человек, – отметил политолог Эдуард Полетаев. – Это своего рода репортажное художественное кино, где нет классических сюжетов, любовной линии… Фильм вызвал достаточно хорошие оценки критиков, хотя вряд ли можно будет говорить о том, что он станет хитом 2016 года, но, тем не менее, данный пример показывает, что можно производить вменяемые фильмы без пафоса и сумасшедших затрат.
— Пятую часть денег на съемки фильма собрали краудфандингом, еще пятую часть дали министерства культуры России и Казахстана, остальные средства – это частные деньги, их создателям фильма (специально созданной для реализации проекта студии «28 панфиловцев») нужно вернуть, – пояснил Дмитрий Шишкин, PR-директор киностудии «Казахфильм» им. Шакена Айманова.
Бюджет фильма составил 150 млн рублей, краудфандингом собрали 35 млн рублей, уточнил представитель киностудии, которой принадлежат права на прокат ленты в Казахстане. На «Казахфильме» с замиранием сердца следят за кассовыми сборами народного фильма, поскольку инвесторы, в которых нуждается отечественная киноиндустрия, придут в отрасль только в том случае, если будут уверены в возврате вложенных средств. Народный фильм обошелся недорого, потому что «там работала группа энтузиастов». «Хотя в фильме задействованы известные актеры, они не воспринимали фильм как коммерческий проект», – рассказал Дмитрий Шишкин. Он также поведал, что на съемках фильма сложилась любопытная ситуация: русские в фильме – граждане Казахстана, а казахи – граждане России.
Если же говорить о коммерческих проектах, то, по словам PR-директора «Казахфильма», киностудия заинтересована в совместной работе с кинематографистами других стран:
— «Казахфильм» планирует расширять работу именно в сфере копродукции. Это и в финансовом плане удобно. Понятно, что если прокат осуществляется на территории нескольких стран, то финансовые возможности гораздо лучше. Сейчас у нас запущено в производство две киноленты. Закончены съемки фильма «Амре» – совместного проекта с США. Фильм об Амре Кашаубаеве, известном теноре, который открыл для мира домбру в 1925 году в Париже, сейчас находится на монтаже. В предподготовительной стадии проект с Китаем под названием «Композитор» – о жизни и деятельности китайского композитора Си Синхая. Еще у нас есть проекты с Россией и с Беларусью. Обсуждаются художественные фильмы «Шелковый путь», «Лето 41-го». Также в проекте серия документальных фильмов «Тюркские народы». Там предполагается много участников: Россия, Молдова, Украина, Иран, Турция, Узбекистан, Афганистан, Китай, Монголия, Туркменистан, Венгрия, Азербайджан.
Как отметила президент Ассоциации кинокритиков Казахстана, доктор искусствоведения Гульнара Абикеева, курс на копродукцию в киноиндустрии Казахстана идет по кривой – то вверх, то вниз. В последние три года, говорит она, наблюдался спад в сфере сотрудничества с зарубежными киностудиями.
-Под большой я подразумеваю отражение геополитической позиции, которую занимает Казахстан — мы находимся между Россией и Китаем. И поэтому российско-казахстанские проекты в основном на тему войны и общей истории будут продолжаться. И конечно мы слышим о попытках Китая выйти и на казахстанский рынок, и на кыргызский. Появилась идея Шелкового пути. В конце концов, через несколько лет мы будем иметь несколько больших проектов на эту тему, – прогнозирует эксперт.
В отношении малой копродукции – сотрудничества с другими соседями на евразийском пространстве, в том числе в сфере кинопроката, Гульнара Абикеева считает, что активизировались региональные соседи, которые стараются выйти на казахстанский кинорынок. Так, в 2016 году в казахстанском прокате была показана картина «Моя чужая», снятая узбекскими режиссерами Едгором Насыровым и Бобуром Юлдашевым, якутские фильмы «Заблудившиеся» Алексея Амбросьева и «Мой убийца» Костаса Марсан, в декабре выходят в прокат «Три лимона» кыргызского режиссера Нурлана Мамакеева и «Подстава» монгольского режиссера О. Эрдэнэ.
— Я не случайно все эти фильмы объединила в одну группу, хотя в одних играют казахстанские актеры, в других – нет, но визуально все эти фильмы похожи на казахстанские. Наши соседи понимают, то Казахстан для них перспективный кинорынок. Казахстанские кинематографисты и чиновники от кино нацелены на завоевание Америки и Европы, либо нацелены на Россию, — считает известный киновед. Между тем, кинорынки других стран-соседей могли бы больше заинтересоваться казахстанской кинопродукцией.
— По моим подсчетам, речь идет о 68-70 млн человек, для которых казахстанское кино могло бы быть интересным. Но интереса к соседям у нас нет, – полагаетпрезидент Ассоциации кинокритиков Казахстана. – Мы либо хотим Европу завоевать, либо сразу Америку, ну а для начала Азию. Я раньше думала, что будет политическая воля и все произойдет само собой. Но, скорее всего, продолжатся частные мелкие попытки в создании копродукций. И когда количество перейдет в качество, возможно, ситуация начнет меняться. Именно в этом я вижу реальный интеграционный процесс.
От активности данного процесса во многом зависит судьба казахстанского кинематографа – останется ли он в пределах одной страны или выйдет на более широкое пространство. Копродукция предполагает лучшее финансирование и развитие отечественного кино. Но, помимо материальной выгоды, интеграция в сфере кино несет в себе и другие очевидные плюсы.
— Как сказал в свое время классик советского кинематографа Эльдар Рязанов, кино объединяет людей вне зависимости от религии и национальности. И если уж мы говорим о кинематографе евразийского пространства, он во многом своим рождением и развитием обязан был такому феномену, как дружба народов Советского Союза. Между обществом и миром кино существует постоянная связь, так же как существует и определенное влияние политических и экономических сил на то, что происходит в мировом кинопроцессе. Но, на мой взгляд, кино должно быть в первую очередь искусством, которое делает мир лучше, – резюмировал Эдуард Полетаев.
Юлия Майская.